Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
7. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ
"Автобиография" 8-й роты.
В 1944 году период обучения изменился. Если в 1943 году он составлял 12 месяцев, то теперь, когда началось решительное наступление Советской Армии на всех фронтах и в войсках стала ощущаться острая потребность в инженерных кадрах, срок подготовки командиров был сокращен до 6 месяцев и остался таким до конца войны.
Другим стал и состав обучаемых. Все больше и больше в учебные подразделения вливались фронтовики, прошедшие суровую боевую школу.
Многие из них за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были удостоены правительственных наград.
Характерным в этом отношении является состав 7-й роты. Из 95 курсантов в ней было 92 фронтовика. 45 человек за успешное выполнение боевых заданий получили награды.
Еще более показателен состав крусантов 8-й роты.
В ее составе было 120 курсантов, среди них 8 имели высшее образование, 20 - среднее, 17 - средне-техническое, 75 - неполное среднее. В подразделении служили курсанты пятнадцати возрастов: три четверти состава в возрасте от 18 до 23 лет, а 16 человек - старше 30 лет. 112 человек имели боевой опыт, 33 из них начали службу в армии до войны, 33 - в первые годы войны.
57 курсантов в боях за Родину пролили свою кровь. Некоторые из них имели несколько ранений. Например, курсанты В. Н. Овсянов и В. П. Пенчуков получили по четыре тяжелых ранения.
На гимнастерках курсантов сияло 233 ордена и медали, в том числе орден Ленина, три ордена боевого Красного Знамени, четыре ордена Отечественной войны 2-й степени, четырнадцать орденов Славы, 16 орденов Красной Звезды. 73 человека имели несколько боевых наград. Среди них курсант Н. И. Костев - два ордена и четыре медали, курсанты А. Е. Евдокимов и С. П. Луценко - три ордена и две медали. Курсант Л. В. Семибратов был кавалером двух орденов Славы, а курсант В. С. Кузьмин за подвиг на Днепре удостоился звания Героя Советского Союза.
Такова "автобиография" роты, составленная самими курсантами в ноябре 1944 года. В альбоме, подаренном училищу "в знак признательности командованию, офицерам и преподавателям, обучившим и воспитавшим нас", они писали о себе:
"Общая судьба солдат, готовящихся стать офицерами, объединяла нас - людей разных возрастов, разных профессий, разных характеров. Чувство долга перед Родиной и народом было цементом, связавшим в одно целое рабочего из Ленинграда и рабочего с Камчатки, колхозников из Сибири и Белоруссии, шахтера из Донбасса, студента из Москвы, учителя из Дагестана, художника с Украины.
Большинство из нас пришло в училище, имея за плечами службу в кадровой армии и три года, проведенных на фронте. Многие прошли трудный путь от Волги до Дуная, от Кавказского хребта до Карпат, от Подмосковья до Восточной Пруссии. Другие попали в училище со школьной скамьи... Это не мешало нам понимать друг друга и работать рука об руку над книгой и оружием, приобретая навыки, необходимые саперному офицеру. Мы делились друг с другом своими знаниями и опытом...
Мы кончили курс обучения и направляемся в части с твердым намерением не уронить добрую славу училища в рядах армии и умножить традиции его старых воспитанников новыми подвигами на благо Родины".
Число курсантов, приходивших с полей Великой Отечественной войны, постоянно увеличивалось. Если на 1 января 1944 года фронтовики составляли 60 процентов, то на 1 ноября того же года их число возросло до 94 процентов." В конце войны в училище обучался взвод Героев Советского Союза - 15 человек.
Естественно, что такая неоднородность образования, возраста, жизненного и боевого опыта требовали внимательного индивидуального подхода к курсантам.
Продолжались занятия и с бывшими политработниками, прикомандированными в училище в мае прошлого года в составе 700 человек и составившими 5-й и 6-й батальоны.
Богатый фронтовой опыт, внимание и чуткость преподавателей, напряженная самостоятельная работа офицеров, постоянный контроль за учебой со стороны партийных организаций, секретарями бюро которых были старшие лейтенанты Кудряшов и Кучерявый, - все это помогло успешно усвоить учебную программу.
Выпускные экзамены в декабре 1943 года, в январе и феврале 1944 года слушатели сдали на "хорошо" и "отлично". За время обучения были подготовлены полноценные командиры, волевые, способные тактически мыслить, разбираться в любой сложной обстановке, быстро принимать решение, командовать и управлять подразделением в бою.
Подготовка, полученная в училище, выдержала проверку в бою. Старший лейтенант Николаев 20 дней командовал взводом и был выдвинут на должность командира роты. Капитан Комаров и майор Заславский успешно справились с обязанностями инженеров полков. Старший лейтенант Сторков в первый месяц пребывания на фронте был награжден орденом Красной Звезды за успешное выполнение боевой задачи по установке минного поля перед передним краем.
Выпускник 1943 года старший лейтенант А. Л. Бугаев командовал саперным взводом 345-го отдельного саперного батальона 399-й стрелковой Новозыбковской ордена Суворова II степени дивизии.
Утром 4 сентября 1944 года в составе танкового десанта одним из первых вышел к реке Нарев в районе деревни Дроздове Смоленской области и по собственной инициативе до прихода батальона произвел предварительную инженерную разведку реки. С подходом к реке пехоты на виду у противника под сильным ружейно-минометным и артиллерийским огнем первым начал переправу десанта. Не обращая внимания на близкие разрывы снарядов, воодушевляя саперов и переправляющуюся пехоту личным героизмом на быстрейшее форсирование реки, в течение двух часов со своим взводом переправил батальон пехоты.
По окончании переправы десанта в течение 9 часов на пароме переправил артиллерию двух пехотных полков.
Своей самоотверженной работой обеспечил дивизии возможность первой форсировать реку Нарев и захватить плацдарм на западном берегу.
За отличное выполнение ответственного задания командования и проявленный при этом героизм 25 марта 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.
"Училище неуклонно прогрессирует..."
Большинство фронтовиков были коммунистами. Партийная организация училища значительно выросла. Если в 1942 году на партийном учете состояло 276 коммунистов, в 1943 году - 1124, то в 1944 году - около 1200 членов и кандидатов в члены партии.
В некоторых курсантских подразделениях число коммунистов доходило до 40% личного состава.
Значительный рост партийной организации сказывался на активизации воспитательной работы, на успехах училища во всех областях деятельности.
Итоги учебы подводились 2-3 раза в период обучения. В подразделениях еженедельно вывешивались ведомости успеваемости. Партийные организации подразделений проводили совещания, на которых обсуждались итоги недели и намечались меры по выполнению учебного расписания на предстоящую семидневку. Такие совещания играли большую роль в повышении успеваемости.
Ход учебы, состояние воинской дисциплины рассматривались на партийных и комсомольских собраниях. От имени собрания родителям отличившихся посылали благодарственные письма.
Те, кто допускал оплошности, подвергались суровой товарищеской критике.
Важнейшим направлением работы с людьми становилась пропаганда успехов наших войск, воспитание у личного состава высокого наступательного порыва. В конце 1943 года политический отдел разработал план чтения лекций для курсантов, рассчитанный на 6 месяцев. Главный упор в тематике делался на пропаганду традиций училища, героических подвигов воиноа России, славного боевого пути Советских Вооруженных Сил.
Будущие командиры инженерных войск видели, что фронтовики не давали передышки немецким войскам после победы под Курском. Красная Армия нанесла им в 1944 году еще более сокрушительные удары. В конце января войска Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. А. Говорова и К. А. Мерецкова окончательно освободили Ленинград от вражеской блокады. Кончилась героическая оборона города Ленина, продолжавшаяся 900 дней.
В феврале-марте 1944 года была освобождена Правобережная Украина. В районе Корсунь-Шевченковский Красная Армия окружила и уничтожила 10 немецких дивизий, а в ходе Ясско-Кишиневской операции - 22 дивизии вермахта.
С фронта в адрес командования, политотдела и бюро партийных организаций приходили письма. Выпускники, воевавшие в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, писали, что начался великий освободительный поход Красной Армии, связанный с оказанием помощи народам Европы в их борьбе против фашистской тирании. 31 августа была освобождена столица Румынии Бухарест, а в начале сентября советские войска вступили на землю Болгарии. В письмах приводились интересные факты.
Оказалось, что 12-й штурмовой инженерно-саперной бригадой командовал воспитанник училища болгарин по национальности полковник П. П. Панчевский. С первого дня Великой Отечественной войны он был на фронте, его боевой путь отмечен подвигами и наградами. И вот штурмовая саперная бригада начала подготовку инженерного обеспечения боевых действий войск 3-го Украинского фронта по освобождению родины своего командира...
Болгарский народ восторженно встретил Красную Армию. 9 сентября 1944 года трудящиеся Болгарии под руководством коммунистов подняли восстание и уничтожили фашистскую диктатуру. В Болгарии образовалось правительство Отечественного фронта, объявившее войну Германии.
Такие сообщения с фронта вызывали у курсантов большой морально-политический подъем. Крепла дисциплина, повышались показатели в учебе.
Серьезное место в работе политического отдела и парторганизаций отводилось дальнейшему улучшению идейно-политического воспитания офицеров и коммунистов. Достаточно сказать, что в 1944 году были проведены заседания партийных бюро и собрания партийного актива, на которых обсуждались вопросы идейно-теоретического роста офицеров и коммунистов.
Политический отдел и партийные организации, преподаватели общественных дисциплин уделяли большое внимание формированию у курсантов практических навыков проведения партийно-политической работы. И усилия коммунистов приносили нужные результаты.
Многие курсанты научились тому, как подготовить собрание, доклад, организовать выполнение поручений, написать и прочесть лекцию, провести политинформацию. С обзорами событий на фронте они выступали не только в училище перед солдатами подразделений обслуживания, но и перед личным составом частей Костромского гарнизона. На одной из таких встреч, проходившей в июле 1944 года, у курсанта А. И. Смирнова спросили, почему союзники долго не открывали второго фронта. В то время истинную причину проволочки англичан и американцев, умевших лавировать, далеко не все понимали.
Докладчик дал ответ с классовых позиций. После побед Советской Армии на Волге, Курской дуге и на Днепре все в мире поняли, что СССР в состоянии собственными силами разгромить фашистскую Германию и освободить Европу. Но это было не в интересах англо-американского империализма.
Прав был курсант. Это показал ход последующих событий. После войны стало известно, что глава английского правительства Черчилль вел по отношению к нашей стране вероломную политику.
В каждый период обучения проводились конференции, на которых курсанты-фронтовики, отличившиеся в боях, рассказывали о подвигах своих фронтовых товарищей, о боевой славе частей, из которых они прибыли. В воспитательной работе широко использовались письма бывших воспитанников училища - участников Великой Отечественной войны, отзывы командиров частей о боевых делах выпускников. Вот несколько таких отзывов.
Военный совет Московского военного округа среди лучших военно-учебных заведений постоянно отмечал Ленинградское военно-инженерное училище. Хорошую оценку по всем видам боевой подготовки дала училищу комиссия военно-учебных заведений Московского военного округа в апреле 1944 года. Она особо отметила, что курсанты в тактической обстановке разбираются осмысленно. «Как результат разумного, толкового и умелого руководства, - говорится в выводах комиссии, - училище неуклонно прогрессирует в деле улучшения боевой подготовки курсантов и офицеров»(1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 4.
Такую же оценку дали училищу комиссии начальника инженерных войск Красной Армии во главе с генерал-майором инженерных войск Ф.В. Новиковым в августе 1943 года и генерал-лейтенантом инженерных войск А.С. Гундоровым в ноябре 1944 года. Высокое качество подготовки курсантов в училище подтверждалось боевыми делами выпускников на фронте. «Должен отметить, - писал начальник инженерных войск 2-го Украинского фронта генерал-майор инженерных войск А.Д. Цирлин, - что воспитанники Ленинградского училища в боях на Белгород- Харьковском направлении, при форсировании Днепра и в других боевых операциях показали глубокое знание военно-инженерного дела и отличались своей боеспособностью и дисциплиной»(1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140099, д. 1,. л. 2.
По заданию М. П. Воробьева.
Советское военное искусство в годы Великой Отечественной войны по-новому разрешало задачи организации взаимодействия родов войск в операциях с учетом возросшей роли и места инженерных войск во всех видах боевой деятельности. Применение инженерных мероприятий как самими войсками, так и инженерными частями достигло невиданных ранее масштабов.
Подчеркивая эту тенденцию, начальник инженерных войск Красной Армии генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев отмечал, что «без учета инженерных мероприятий теперь не принимается ни одно сколько-нибудь важное решение, и если до войны находились командиры, не заботившиеся о внедрении в армии военно-инженерной культуры, то теперь каждый командир, каждый начальник повседневно занят обучением своих подчиненных военно-инженерному делу»(2).
[2]. Военно-инженерный журнал, 1942, № 6, стр. 4.
Естественно, появление новых инженерных средств и способов их применения повысило требования к инженерному обеспечению боевых действий войск, а выполнение этих задач в свою очередь потребовало повысить качество обучения не только курсантов, но и подготовки самих преподавателей.
О высоком уровне специальной и тактико-специальной подготовки преподавателей училища говорит тот факт, что училищу начальником инженерных войск Красной Армии было доверено разработать учебные пособия-плакаты для наглядного обучения рядового, сержантского и офицерского составов Красной Армии военно-инженерному делу.
Приказом по училищу была создана редакционная и авторская группа, куда вошли преподаватели военных мостов - подполковник Т.М. Бершадский и младший лейтенант А. А. Васин, военных дорог - инженер-полковник М.А. Дементьев и майор Т.И. Максутов, подземно-минных сооружений - инженер-майор Г.А. Дашевский и младший лейтенант Д.Н. Тарабрин, переправ - подполковник А. А. Ховратович и капитан В. И. Скрынников, подрывных работ - подполковник Я. Н. Ганин и инженер-капитан А. Н. Алексеев. В помощь группе были выделены художники из числа курсантского состава - И.Г.Бобровицкий, Г.С. Воронцов, И.Н. Прасолов, Д.Я. Рудник, И.П. Ульянов и А.Е. Шестаков. Из 55 представленных плакатов 32 были: утверждены начальником штаба инженерных войск генерал-полковником К. С. Назаровым и изданы Воениздатом НКО в 1944 году.
Коллектив преподавателей тактической подготовки во главе с подполковником М. Н. Златогорским составил «Памятку курсанту», где были собраны образцы приказов и задач, справок и докладов для мелких подразделений (отделение, взвод).
Преподаватели фортификации периодически издавали бюллетени, в которых рассказывалось о новых фортификационных средствах и способах их применения, пропагандировался боевой опыт. Такая же работа проводилась преподавателями других предметов.
В творческом поиске.
Развитие творческой мысли в училище наглядно показала гарнизонная конференция рационализаторов, проведенная в октябре 1944 года. По количеству и качеству представленных работ наше учебное заведение заняло первое место среди частей гарнизона. В течение года в училище было подано рационализаторских предложений, издано два информационных бюллетеня, разработано 15 новых конструкций инженерных сооружений и т. д.
Для изучения опыта инженерного обеспечения боев на фронте преподаватели и курсанты своими силами изготовили щиты, макеты и модели по подводным мостам, колейным дорожным покрытиям, усилению мостов, подземно-минной борьбе. С целью улучшения наглядности обучения создали электрифицированный макет «Минные ловушки и сюрпризы противника». Тогда же компрессор двигателя внутреннего сгорания приспособили к работе от электромотора, что позволяло демонстрировать действие пневматического инструмента в лаборатории без затраты дефицитного в ту пору горючего.
Лучшими рационализаторами, авторами нескольких предложений были инженер-полковник А. Е. Чуркин, майоры М. Г. Левин и Т. О. Максутов, капитан У. В. Акилов - ветераны училища, преподаватели, оставившие глубокий след в памяти у выпускников военных лет и двух послевоенных десятилетий, - капитан И. Т. Красильников, лейтенант В. Г. Карамзин, курсанты И. Н. Кориншев, Д. Я. Рудник и другие.
Вручение Красного Знамени нового образца.
Президиум Верховного Совета СССР указом от 21 декабря 1942 года утвердил новый образец Красного Знамени воинских частей и военных учебных заведений и положение о нем. Описание Знамени и текст положения даны в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
26 ноября 1944 года представитель штаба инженерных войск Советской Армии генерал-лейтенант инженерных войск И. С. Гундоров от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Красное Знамя нового образца и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1944 года.
В своем выступлении И.С. Гундоров подчеркнул, что военно-инженерное училище - старейшее в нашей стране и играет ведущую роль в подготовке офицеров для инженерных войск. Слава о замечательных делах офицеров-саперов, обученных в стенах училища, разнеслась далеко за пределами нашей страны.
У Красного Знамени, увенчанного орденом Ленина, курсанты, командиры, преподаватели еще раз подтвердили клятву, что, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни, они и впредь будут отстаивать интересы Родины, выполнять задачи, которые возложила на них партия.
|