Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
6. «НАГРАДУ РОДИНЫ ОПРАВДАЕМ»
На Курской дуге.
Летом 1943 года под Орел и Белгород, в район Прохоровки и села Поныри прибыло наше пополнение. Войска Центрального фронта обороняли северный фас Курского выступа. Заместителем командующего - начальником инженерных войск этого фронта был А.И. Прошляков. Под его непосредственным руководством при организации обороны на линии Орел-Ольховатка-Курск были применены новейшие средства борьбы. В создании оборонительных рубежей под руководством военных специалистов участвовало население прифронтовой полосы.
Среди выпускников, прибывших на фронт, был и лейтенант С.С. Станчев. В строю курсантов, которые в день юбилея училища торжественным маршем прошли перед Знаменем, увенчанным высшей правительственной наградой, чеканил шаг и он. Родину и партию, как и его товарищи, он заверял, что делом оправдает высокую награду.
Свое слово Станчев сдержал. Командуя взводом, он во взаимодействии с другими инженерными подразделениями на линии Ольховатка-Курск вел инженерную разведку, проделывал проходы в минных полях врага, обеспечивал преодоление его инженерных заграждений, ремонтировал старые и возводил новые мосты, помогал быстрейшему преодолению водных преград.
Именно на этом направлении, в полосе 13-й армии, гитлеровцы 5 июля перешли в наступление. Первоначальная сила их удара была огромна. Несмотря на это противник не достиг успеха - ему не удалось преодолеть нашей обороны. На отдельных участках ее глубина составляла десятки и сотни километров. Тогда фашисты перенесли удар в направлении Понырей, но и здесь они не смогли прорвать оборону советских войск.
В усилении этой обороны принимал участие лейтенант В. Пискунов, окончивший училище в январе 1942 года. Он не участвовал в юбилейных торжествах, о них молодой офицер узнал из газет и писем друзей. Но в письмах и поздравлениях, которые с фронта выпускники посылали в училище, было и его приветствие. Награда училищу вдохновила его на воинский подвиг, ежедневный ратный труд минера. В те дни он не знал, что об этом его подвиге позже, спустя десятки лет, будут написаны очерки и книги. Да он и не думал об этом. У минера, как и у всех фронтовиков, была одна забота: помочь войскам сокрушить ненавистного врага.
...Время наступило горячее. Готовились к решающей битве. Союзник минера - темная ночь. Днем рота лейтенанта В. Пискунова отсыпалась, готовила заряды, училась. Ночью во главе с командиром солдаты и сержанты выходили на минирование переднего края. За два месяца открытая степь вокруг станции Поныри была добротно начинена взрывчаткой. Рота Пискунова поставила здесь 4 тысячи противотанковых и 3 тысячи 300 противопехотных мин.
Это тяжелый и смертельно опасный труд. Были минуты, когда казалось, что щедрый засев земли взрывчаткой чрезмерен. И только когда началось наступление немцев, когда фашистские «тигры» и «фердинанды» начали подрываться на этих полях, минеры поняли, что их труд был не напрасным (1).
[1] «На огневых рубежах». Политиздат, М., 1965. Очерк И. Абрамова «Впереди пехоты».
Потеряв под Понырями две трети танков, противник с 10 июля перешел к обороне.
А на юге в направлении Белгород-Обоянь развертывалось новое сражение. Задолго до его начала в полосе Воронежского фронта инженерные войска также подготовили глубоко эшелонированную оборону. В создании оборонительных рубежей участвовало более 20 выпускников нашего училища. Инженерные подразделения строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, в момент наступления войск обеспечивали проведение маневра.
Создав значительное превосходство в живой силе и боевой технике, фашистские войска рассчитывали прорваться в направлении Обояни и Корочи. Однако ценой огромных потерь им удалось продвинуться лишь на немного. Тогда враг перенес главный удар в направлении Прохоровки.
На помощь Воронежскому фронту пришли войска Степного фронта, находившегося в резерве. Заместителем командующего - начальником инженерных войск Степного фронта был полковник А.Д. Цирлин. Позже он напишет в училище, как над созданием оборонительных рубежей Степного фронта самоотверженно, применяя теоретические знания на практике и обогащая практику творчеством, днем и ночью работали инженерные подразделения и части, возглавляемые опытными выпускниками училища и только что прибывшими, еще безусыми лейтенантами.
Прикрытием советских войск и мощной опорой для контрнаступления была самая современная по тому времени глубоко эшелонированная оборона.
На огневых рубежах Центрального, Воронежского и Степного фронтов воспитанники училища отвагой и героизмом, знанием инженерного дела и напряженным трудом на фронте доказали, что они - верные сыны Советской отчизны и достойно оправдывают высокую награду, которой Родина отметила наше учебное заведение.
После Курской битвы советские войска уверенно пошли на запад, очищая родную землю от фашистской нечисти.
Курская дуга, Днепр, Прут, Одер, Шпрее, Прага - вот основные этапы боевого пути нашего воспитанника С.С. Станчева. Каждый из них отмечен высокими правительственными наградами: орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени и, наконец, высшей наградой Родины - званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды.
В наступающие войска училище посылало новых командиров.
Обучение с учетом наступательных действий Советской Армии.
Клятва, данная у Знамени в день вручения ордена Ленина, звала коллектив училища трудиться еще лучше, еще напряженнее. И преподавательский состав вместе с командирами, коммунистами и комсомольцами работал слаженно, оправдывая награду новыми успехами в боевой и политической подготовке.
Появление в войсках большого количества техники и вооружения, а также переход к широким наступательным действиям наложили отпечаток на формы и методы обучения курсантов.
В соответствии с новыми задачами в училище особое внимание уделялось обучению курсантов подрывным работам, минированию и разминированию, преодолению заграждений и водных преград, тактике ближнего боя. Менялись и сроки обучения. В марте 1943 г. был установлен двенадцатимесячный срок обучения.
Командование и преподавательский состав училища максимально приблизили обучение к реальным условиям боевой обстановки, учили будущих командиров взводов находить правильные, грамотные решения инженерных задач.
Большое внимание уделялось отработке тактики действий штурмовых групп, инженерному обеспечению прорыва укрепленных районов и сильно укрепленных полос обороны, выполнению различных работ в ночных условиях. По подрывному делу, например, на ночные занятия отводилось 30% программы (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 45.
Главной формой учебы по-прежнему были полевые занятия, на которых практически закреплялись знания и навыки, приобретенные в учебных классах.
Примером умелого сочетания теоретического обучения с практическим были так называемые мостовые сборы, они проводились, как правило, в масштабе роты. Работы по постройке мостов велись в сложной обстановке и в сжатые сроки, во время «налетов авиации», артобстрела и т. д. Особо важное значение имело то, что мосты, строившиеся во время сборов, были не только «учебными», но и предназначались для реальной эксплуатации. Таким образом, наряду с большой пользой для обучения сборы оказывали существенную помощь народному хозяйству Костромской области, так как построенные объекты потом долгие годы служили населению.
В результате хорошо продуманной организации сборов будущие специалисты практически изучали все элементы мостовых работ, последовательно переходя от одного элемента к другому, от простого к сложному. Превосходную практику получили курсанты 8-й роты при строительстве железнодорожных мостов у деревни Дровенки.
Сбор преследовал цель: научить курсантов технике постройки мостов, планированию и организации работ. «Весь сбор, - говорилось в приказе по училищу, - провести в условиях, приближенных к боевой действительности»(1).
[1] Приказ № 512 от 21.09.1944 г. Материалы музея училиша.
Для этого предусматривалось:
— переход роты осуществить с мерами боевого охранения и инженерного обеспечения;
— организовать боевое охранение строительства мостов и пункта расквартирования;
— 15% работ выполнить в ночных условиях.
Во время сбора были построены на железнодорожной ветке Кострома-Дровенки два моста длиной 19 и 15 пог. м и деревянная труба длиной 2 пог. м. Мосты строились по проекту «Дорстроя», который предусматривал сложные прогоны, пешеходные дорожки с перилами. Изготовление некоторых элементов конструкции прогонов, особенно врубок, было непростым делом и требовало квалификации плотников 7-го разряда. Но молодые строители справлялись со сложной задачей. Проект деревянной трубы составил преподаватель военных мостов старший лейтенант Ю.А. Домацин.
С целью формирования у курсантов командирских навыков старшими команд ежедневно назначались 8-10 человек, 3 курсанта исполняли должность командира роты - начальника работ, обязанности инструкторов по специальностям также выполняли курсанты. Рабочие чертежи были изготовлены в полевых условиях силами курсантов.
Опыт практического обучения курсантов, накопленный на мостовых сборах, применялся при изучении других предметов. Например, с целью наглядного обучения приемам создания водных препятствий с помощью плотин военного типа в ходе занятий по фортификации была построена плотина на р. Сендега в лагере Семеново. Проект плотины разработали преподаватели фортификации инженер-полковник Гильденскиольд и младший лейтенант Матко.
Выше плотины по течению реки находилась водяная мельница. В зависимости от того, работает она или нет, скорость потока реки изменялась в 3,5 раза. Умелое проектирование и строительство плотины в столь сложных условиях отлично аттестуют этих преподавателей.
В результате создания плотины образовалось водохранилище с шириной зеркала у верхнего бьефа 14,5 м, глубиной - 1,5 м (было 0,3-0,5 м). Длина водоема достигла двух километров.
Водохранилище использовалось для практического обучения форсирования водных преград на занятиях по тактике. Здесь строились учебные мосты, проводились занятия по использованию водных источников при расположении войск в полевых условиях.
Практические навыки командования подразделениями в условиях, приближенных к боевой обстановке, курсанты приобретали па проводимых четырехсуточных отрядных учениях. В ходе учений в комплексе отрабатывались вопросы тактической подготовки, фортификации, маскировки, подрывных работ, переправ, топографии и других предметов.
В бой идут преподаватели.
Улучшению качества обучения и воспитания курсантов способствовала систематическая учеба преподавателей и командиров подразделений. Наращивались специальные знания, изучался опыт войны, совершенствовалась методика обучения курсантов.
Лучшей формой учебы были командировки на фронт и стажировки в частях действующей армии. С июля 1943 года по май 1944 года длилась фронтовая командировка преподавателя маскировки капитана Н.В. Чолакяна. Начальник учебного отдела подполковник Н.К. Тонин находился во фронтовой командировке несколько месяцев.
Командир роты капитан М.Н. Филонов проходил стажировку на фронте в должности начальника инженерной службы стрелкового полка.
Преподаватель военных дорог лейтенант И.Н. Сухов во время стажировки погиб в бою.
Начальник училища генерал-майор инженерных войск Д.С. Иванов стажировку на фронте проходил в составе войск, штурмовавших Берлин.
На 1 ноября 1944 года 20% преподавателей являлись участниками войны, 71% из них прошли фронтовую стажировку (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 38.
К концу войны весь строевой офицерский состав, не принимавший участия в боях, прошел фронтовую стажировку.
В боевой обстановке на фронте офицеры училища показали себя храбрыми воинами, умелыми организаторами, способными широко пользоваться испытанным оружием - силой личного примера. Об этом, в частности, говорилось в боевых характеристиках и аттестациях, которые получили на фронте представители училища. Так, например, командир роты курсантов старший лейтенант X.Г. Бештау за образцовое выполнение боевых заданий по строительству мостов через реки Горный Тикич, Южный Буг, Днестр и проявленные при этом мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды. Этим же орденом за образцовое выполнение боевых заданий были награждены командиры курсантских подразделений старшие лейтенанты Г.Л. Затолокин, И.И. Коржуев, А.С. Слатин, Л.Д. Сотников, лейтенант А.Е. Аленчиков. Орденом Отечественной войны 2-й степени были награждены командир батальона курсантов подполковник И.Е. Нагорный - за образцовое выполнение боевого задания по форсированию Сиваша, преподаватель электротехники майор К.С. Гуркало - за выполнение спецзадания на I Прибалтийском фронте. Умелое выполнение боевых заданий и личное мужество многих офицеров были также отмечены правительственными наградами. Глубина и качество командирской подготовки ярко проявилось в таком факте: все преподаватели социально-экономического цикла сдали экзамены за курс военно-инженерного училища (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417188, д. 1, л. 21.
. . . . . . . . . . . . . . .
* * *
В результате победы под Курском и выхода советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной и всей второй мировой войны.
Достойный вклад в обеспечение коренного перелома внесли наше училище и его воспитанники. В 1943 году окончили учебное заведение и были направлены на фронт более 2500 командиров инженерных войск. Они до конца остались верными своему слову, когда перед училищным Знаменем, увенчанным орденом Ленина, заявляли: "Оправдаем награду Родины в учебе, труде и в битвах за Родину".
|