СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Среда, 04.12.2024, 10:44
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [78]
Выпускники [937]
Воспоминания выпускников [13]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    6. «НАГРАДУ РОДИНЫ ОПРАВДАЕМ»
     
    На Курской дуге.
    Летом 1943 года под Орел и Белгород, в район Прохоровки и села Поныри прибыло наше пополнение. Войска Центрального фронта обороняли северный фас Кур­ского выступа. Заместителем командующего - начальником ин­женерных войск этого фронта был А.И. Прошляков. Под его непосредственным руководством при организации обороны на линии Орел-Ольховатка-Курск были применены новейшие средства борьбы. В создании оборонительных рубежей под ру­ководством военных специалистов участвовало население прифронтовой полосы.
    Среди выпускников, прибывших на фронт, был и лейтенант С.С. Станчев. В строю курсантов, которые в день юбилея учи­лища торжественным маршем прошли перед Знаменем, увен­чанным высшей правительственной наградой, чеканил шаг и он. Родину и партию, как и его товарищи, он заверял, что делом оправдает высокую награду.
    Свое слово Станчев сдержал. Командуя взводом, он во взаимодействии с другими инженерными подразделениями на линии Ольховатка-Курск вел инженерную разведку, проделы­вал проходы в минных полях врага, обеспечивал преодоление его инженерных заграждений, ремонтировал старые и возводил новые мосты, помогал быстрейшему преодолению водных пре­град.
    Именно на этом направлении, в полосе 13-й армии, гитле­ровцы 5 июля перешли в наступление. Первоначальная сила их удара была огромна. Несмотря на это противник не достиг успеха - ему не удалось преодолеть нашей обороны. На отдель­ных участках ее глубина составляла десятки и сотни кило­метров. Тогда фашисты перенесли удар в направлении Понырей, но и здесь они не смогли прорвать оборону советских войск.
    В усилении этой обороны принимал участие лейтенант В. Пискунов, окончивший училище в январе 1942 года. Он не участвовал в юбилейных торжествах, о них молодой офицер узнал из газет и писем друзей. Но в письмах и поздравлениях, которые с фронта выпускники посылали в училище, было и его приветствие. Награда училищу вдохновила его на воинский подвиг, ежедневный ратный труд минера. В те дни он не знал, что об этом его подвиге позже, спустя десятки лет, будут напи­саны очерки и книги. Да он и не думал об этом. У минера, как и у всех фронтовиков, была одна забота: помочь войскам сокрушить ненавистного врага.
    ...Время наступило горячее. Готовились к решающей битве. Союзник минера - темная ночь. Днем рота лейтенанта В. Пискунова отсыпалась, готовила заряды, училась. Ночью во главе с командиром солдаты и сержанты выходили на минирование переднего края. За два месяца открытая степь вокруг станции Поныри была добротно начинена взрывчаткой. Рота Пискунова поставила здесь 4 тысячи противотанковых и 3 тысячи 300 противопехотных мин.
    Это тяжелый и смертельно опасный труд. Были минуты, когда казалось, что щедрый засев земли взрывчаткой чрезме­рен. И только когда началось наступление немцев, когда фашистские «тигры» и «фердинанды» начали подрываться на этих полях, минеры поняли, что их труд был не напрас­ным (1).
    [1] «На огневых рубежах». Политиздат, М., 1965. Очерк И. Абрамова «Впереди пехоты».
    Потеряв под Понырями две трети танков, противник с 10 июля перешел к обороне.
    А на юге в направлении Белгород-Обоянь развертывалось новое сражение. Задолго до его начала в полосе Воронежского фронта инженерные войска также подготовили глубоко эшело­нированную оборону. В создании оборонительных рубежей уча­ствовало более 20 выпускников нашего училища. Инженерные подразделения строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, в момент наступления войск обеспечи­вали проведение маневра.
    Создав значительное превосходство в живой силе и боевой технике, фашистские войска рассчитывали прорваться в направ­лении Обояни и Корочи. Однако ценой огромных потерь им уда­лось продвинуться лишь на немного. Тогда враг перенес глав­ный удар в направлении Прохоровки.
    На помощь Воронежскому фронту пришли войска Степного фронта, находившегося в резерве. Заместителем командующе­го - начальником инженерных войск Степного фронта был пол­ковник А.Д. Цирлин. Позже он напишет в училище, как над созданием оборонительных рубежей Степного фронта самоот­верженно, применяя теоретические знания на практике и обо­гащая практику творчеством, днем и ночью работали инженер­ные подразделения и части, возглавляемые опытными выпуск­никами училища и только что прибывшими, еще безусыми лей­тенантами.
    Прикрытием советских войск и мощной опорой для контр­наступления была самая современная по тому времени глубоко эшелонированная оборона.
    На огневых рубежах Центрального, Воронежского и Степно­го фронтов воспитанники училища отвагой и героизмом, знани­ем инженерного дела и напряженным трудом на фронте дока­зали, что они - верные сыны Советской отчизны и достойно оправдывают высокую награду, которой Родина отметила наше учебное заведение.
    После Курской битвы советские войска уверенно пошли на запад, очищая родную землю от фашистской нечисти.
    Курская дуга, Днепр, Прут, Одер, Шпрее, Прага - вот ос­новные этапы боевого пути нашего воспитанника С.С. Станчева. Каждый из них отмечен высокими правительственными на­градами: орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Оте­чественной войны I и II степени и, наконец, высшей наградой Родины - званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды.
    В наступающие войска училище посылало новых коман­диров.
     
    Обучение с учетом наступательных действий Советской Ар­мии.
    Клятва, данная у Знамени в день вручения ордена Ленина, звала коллектив училища трудиться еще лучше, еще напря­женнее. И преподавательский состав вместе с командирами, коммунистами и комсомольцами работал слаженно, оправдывая награду новыми успехами в боевой и политической подготовке.
    Появление в войсках большого количества техники и воору­жения, а также переход к широким наступательным действиям наложили отпечаток на формы и методы обучения курсантов.
    В соответствии с новыми задачами в училище особое внима­ние уделялось обучению курсантов подрывным работам, мини­рованию и разминированию, преодолению заграждений и водных преград, тактике ближнего боя. Менялись и сроки обучения. В марте 1943 г. был установлен двенадцатимесячный срок обу­чения.
    Командование и преподавательский состав училища макси­мально приблизили обучение к реальным условиям боевой об­становки, учили будущих командиров взводов находить правиль­ные, грамотные решения инженерных задач.
    Большое внимание уделялось отработке тактики действий штурмовых групп, инженерному обеспечению прорыва укреплен­ных районов и сильно укрепленных полос обороны, выполнению различных работ в ночных условиях. По подрывному делу, на­пример, на ночные занятия отводилось 30% программы (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 45.
    Главной формой учебы по-прежнему были полевые занятия, на которых практически закреплялись знания и навыки, приоб­ретенные в учебных классах.
    Примером умелого сочетания теоретического обучения с практическим были так называемые мостовые сборы, они прово­дились, как правило, в масштабе роты. Работы по постройке мостов велись в сложной обстановке и в сжатые сроки, во время «налетов авиации», артобстрела и т. д. Особо важное значение имело то, что мосты, строившиеся во время сборов, были не только «учебными», но и предназначались для реальной эксплуа­тации. Таким образом, наряду с большой пользой для обучения сборы оказывали существенную помощь народному хозяйству Костромской области, так как построенные объекты потом дол­гие годы служили населению.
    В результате хорошо продуманной организации сборов буду­щие специалисты практически изучали все элементы мостовых работ, последовательно переходя от одного элемента к другому, от простого к сложному. Превосходную практику получили курсанты 8-й роты при строительстве железнодорожных мостов у деревни Дровенки.
    Сбор преследовал цель: научить курсантов технике постройки мостов, планированию и организации работ. «Весь сбор, - гово­рилось в приказе по училищу, - провести в условиях, приближен­ных к боевой действительности»(1).
    [1] Приказ № 512 от 21.09.1944 г. Материалы музея училиша.
    Для этого предусматривалось:
    — переход роты осуществить с мерами боевого охранения и инженерного обеспечения;
    — организовать боевое охранение строительства мостов и пункта расквартирования;
    — 15% работ выполнить в ночных условиях.
    Во время сбора были построены на железнодорожной ветке Кострома-Дровенки два моста длиной 19 и 15 пог. м и деревян­ная труба длиной 2 пог. м. Мосты строились по проекту «Дорстроя», который предусматривал сложные прогоны, пешеходные дорожки с перилами. Изготовление некоторых элементов конст­рукции прогонов, особенно врубок, было непростым делом и тре­бовало квалификации плотников 7-го разряда. Но молодые стро­ители справлялись со сложной задачей. Проект деревянной трубы составил преподаватель военных мостов старший лейтенант Ю.А. Домацин.
    С целью формирования у курсантов командирских навыков старшими команд ежедневно назначались 8-10 человек, 3 курсанта исполняли должность командира роты - начальни­ка работ, обязанности инструкторов по специальностям также выполняли курсанты. Рабочие чертежи были изготовлены в по­левых условиях силами курсантов.
    Опыт практического обучения курсантов, накопленный на мостовых сборах, применялся при изучении других предметов. Например, с целью наглядного обучения приемам создания водных препятствий с помощью плотин военного типа в ходе занятий по фортификации была построена плотина на р. Сендега в лагере Семеново. Проект плотины разработали препода­ватели фортификации инженер-полковник Гильденскиольд и младший лейтенант Матко.
    Выше плотины по течению реки находилась водяная мель­ница. В зависимости от того, работает она или нет, скорость потока реки изменялась в 3,5 раза. Умелое проектирование и строительство плотины в столь сложных условиях отлично ат­тестуют этих преподавателей.
    В результате создания плотины образовалось водохранили­ще с шириной зеркала у верхнего бьефа 14,5 м, глубиной - 1,5 м (было 0,3-0,5 м). Длина водоема достигла двух километров.
    Водохранилище использовалось для практического обучения форсирования водных преград на занятиях по тактике. Здесь строились учебные мосты, проводились занятия по использованию водных источников при расположении войск в полевых условиях.
    Практические навыки командования подразделениями в ус­ловиях, приближенных к боевой обстановке, курсанты приобре­тали па проводимых четырехсуточных отрядных учениях. В ходе учений в комплексе отрабатывались вопросы тактической под­готовки, фортификации, маскировки, подрывных работ, пере­прав, топографии и других предметов.
     
    В бой идут преподаватели.
    Улучшению качества обучения и воспитания курсантов способствовала систематическая учеба преподавателей и командиров подразделений. Наращивались специальные знания, изучался опыт войны, совершенствовалась методика обучения курсантов.
    Лучшей формой учебы были командировки на фронт и ста­жировки в частях действующей армии. С июля 1943 года по май 1944 года длилась фронтовая командировка преподавателя ма­скировки капитана Н.В. Чолакяна. Начальник учебного отдела подполковник Н.К. Тонин находился во фронтовой команди­ровке несколько месяцев.
    Командир роты капитан М.Н. Фило­нов проходил стажировку на фронте в должности начальника инженерной службы стрелкового полка.
    Преподаватель военных дорог лейтенант И.Н. Сухов во вре­мя стажировки погиб в бою.
    Начальник училища генерал-май­ор инженерных войск Д.С. Иванов стажировку на фронте про­ходил в составе войск, штурмовавших Берлин.
    На 1 ноября 1944 года 20% преподавателей являлись участниками войны, 71% из них прошли фронтовую стажировку (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 38.
    К концу войны весь строевой офицерский состав, не принимавший участия в боях, прошел фронтовую стажировку.
    В боевой обстановке на фронте офицеры училища показали себя храбрыми воинами, умелыми организаторами, способными широко пользоваться испытанным оружием - силой личного примера. Об этом, в частности, говорилось в боевых характе­ристиках и аттестациях, которые получили на фронте предста­вители училища. Так, например, командир роты курсантов стар­ший лейтенант X.Г. Бештау за образцовое выполнение боевых заданий по строительству мостов через реки Горный Тикич, Юж­ный Буг, Днестр и проявленные при этом мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды. Этим же орденом за образцовое выполнение боевых заданий были награждены командиры курсантских подразделений старшие лейтенанты Г.Л. Затолокин, И.И. Коржуев, А.С. Слатин, Л.Д. Сотников, лейтенант А.Е. Аленчиков. Орденом Отечественной войны 2-й степени были награждены командир батальона курсантов под­полковник И.Е. Нагорный - за образцовое выполнение боевого задания по форсированию Сиваша, преподаватель электротех­ники майор К.С. Гуркало - за выполнение спецзадания на I Прибалтийском фронте. Умелое выполнение боевых заданий и личное мужество многих офицеров были также отмечены пра­вительственными наградами. Глубина и качество командирской подготовки ярко прояви­лось в таком факте: все преподаватели социально-экономиче­ского цикла сдали экзамены за курс военно-инженерного учи­лища (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417188, д. 1, л. 21.
     
    . . . . . . . . . . . . . . .
     
    * * *
     
    В результате победы под Курском и выхода советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе Великой Оте­чественной и всей второй мировой войны.
    Достойный вклад в обеспечение коренного перелома внесли наше училище и его воспитанники. В 1943 году окончили учеб­ное заведение и были направлены на фронт более 2500 коман­диров инженерных войск. Они до конца остались верными своему слову, когда перед училищным Знаменем, увенчанным ор­деном Ленина, заявляли: "Оправдаем награду Родины в учебе, труде и в битвах за Родину".
     
    Часть 5     <   *   >     Часть 7
     
     
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (18.10.2010)
    Просмотров: 1671 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz