Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
8. В ТРУДЕ — КАК В БОЮ
История войн не знала такого размаха организаторской работы в тылу, какую показали советские люди в дни Великой Отечественной войны. В восточные районы страны были перевезены сотни промышленных предприятий. Некоторые из них нашли новое место в Костромской, Ярославской и Ивановской областях.
На всех предприятиях, в колхозах и совхозах развернулась решительная борьба за увеличение выработки продукции. В дни войны родился лозунг: «В труде - как в бою».
Ленинградское военно-инженерное училище, находясь в эвакуации, никогда не жило замкнутой жизнью. Тесная связь с местными организациями и населением, характерная для мирного времени, стала еще более действенной в суровые годы войны. Училище охотно откликалось на просьбы и предложения партийных и советских органов Костромской, Ивановской и Ярославской областей.
Оборонная работа и военно-патриотическое воспитание населения.
В октябре-ноябре 1941 года по заданию Костромского комитета обороны личный состав училища принял участие в создании укреплений вокруг города. Выполнение реальных инженерных задач способствовало приобретению необходимых будущим командирам практических навыков. На сооружении противотанковых рвов, установке заграждений, отрывке траншей работали тысячи горожан, жители окрестных сел и деревень, молодежь учебных заведений. Курсанты Е.Ф. Полонский, И.Г. Плис, Л.П. Хомяков, показывая личный пример в труде, обучали население военному делу и руководили оборонными работами. Преподаватели П.Н. Катаев и А.С. Кожевников, имея опыт организации маскировки важных промышленных объектов, приобретенный еще в Ленинграде, помогли местным административным органам осуществить комплекс маскировочных работ.
Офицеры Н.В. Володин, И.К. Махин, Н.В. Чолакян и Е.П. Данилюк вместе с курсантами проводили занятия по обучению допризывной молодежи и методические сборы инструкторов всеобуча. Кроме того, они помогли военкоматам наладить работу краткосрочных курсов по подготовке саперов-подрывников и пулеметчиков.
Политработники училища Е.А. Елпатьевский, В.Н. Соколов и Г.Б. Бам на занятиях и сборах проводили беседы и делали доклады на политические и военно-патриотические темы. Большим успехом пользовались выступления офицеров о героической борьбе народов нашей страны за свою независимость и союз с великим русским народом. Обычно такие выступления делались перед показом фильмов «Александр Невский», «Богдан Хмельницкий», «Георгий Саакадзе», «Кастусь Калиновский», «Амангельды Иманов», «Чапаев», «Потемкин», «Мы из Кронштадта» и других.
В 1943-1944 годах широкое распространение получила практика выступлений курсантов с докладами и лекциями перед местным населением. Охотно шли в массы трудового народа курсанты-фронтовики, например, В.Н. Овсянов, получивший четыре тяжелых ранения; Л.В. Семибратов, кавалер двух орденов Славы; В.С. Кузьмин, проявивший героизм на Днепре и удостоенный звания Героя Советского Союза. Офицеры-слушатели из числа бывших политработников, готовившихся стать командирами инженерных подразделений, также были частыми гостями рабочих, колхозников и молодежи учебных заведений.
Документы свидетельствуют о том, что в 1943 году курсантами и офицерами-слушателями было проведено более 100 выступлений, в 1944 году - 123 и в 1945 году - около 140. Докладчики и лекторы раскрывали значение побед Советской Армии под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре, рассказывали об освободительной миссии советских войск в странах Европы, порабощенных немецким фашизмом. Они пропагандировали успехи советского тыла. Конец 1942 и 1943 гг. характеризовался серьезным переломом в его работе. К этому времени в основном была завершена военная перестройка народного хозяйства. Людей охватывало высокое чувство гордости, когда они слышали о том, что в течение последних трех лет войны промышленность страны полностью удовлетворяла нужды фронта. Советское вооружение и военная техника были выше вражеской по своим боевым качествам.
Участие училища в оборонной работе и военно-патриотическом воспитании населения получило высокую оценку местных руководящих партийных органов и политического управления Московского военного округа. Опыт училища в этом вопросе был поставлен в пример другим военным учебным заведениям(1).
[1] Архив училища.
Сооружение мостов.
В октябре 1941 года курсанты построили первый мост через реку Ворксу. Добротный, он простоял более 20 лет... А сколько таких сооружений пришлось возвести умелым курсантским рукам на территории Костромской и соседних с ней областей!
Удовлетворяя заявки местных Советов, командование распорядилось построить мосты на реках Сендега, Теткиш и других. Преподаватели подготовили курсантам исходные данные на составление проектов. Предварительными работами занимались зимой и ранней весной. Как вдруг поступил тревожный сигнал: большой опасности подверглась речная флотилия, зажатая льдами Волги. Оказывается, поздней осенью в ледовый плен попало почти 300 судов и барж, груженных нефтью, авиационным бензином, строительными материалами и эвакуированным заводским оборудованием. Люди спешили спасти это богатство от захватчиков, хотели переправить его в восточные районы страны, но помешали ранние заморозки. Волга покрылась ледовой броней...
И вот наступил март 1942 года. Весенний ледоход мог уничтожить весь караван судов.
Командование дало указание перенести занятия по подрывным работам на лед Волги и Костромки. Преподаватели и курсанты устремились на помощь речной флотилии. Точно рассчитанными взрывами пробили во льду канал, и русла Волги и Костромки очистились от затонувшего леса. Все суда вышли в безопасное место. Было спасено имущество, материалы и транспорт общей стоимостью в несколько миллионов рублей.
С наступлением весны и до конца лета в ходе учебных занятий курсанты построили пять мостов под грузы в 30 и 60 тонн через реки Теткиш, Сендегу и овраги - общей протяженностью более ста метров. По проекту старшего преподавателя переправ подполковника А.А. Ховратовича навели наплавной мост на р. Костромке длиною 167 метров под грузы в 10 тонн(2).
[2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 539478, д. 1, л. 28.
Постройка реальных мостов давала не только практические навыки курсантам, но и приносила большие экономические выгоды народному хозяйству области. В решении Костромского горисполкома от 12 октября 1942 года записано, что мост через р.Костромку соединил части города, и это удешевило хозяйственные перевозки, создало больше удобств в культурно-бытовой жизни населения. Командованию, офицерам и курсантам училища горисполком объявил благодарность.
Осенью следующего года руководители фабрики «Красная текстильщица» обратились к командованию с просьбой построить мост через реку Нереху. Его сооружение вызывалось хозяйственными нуждами. Просьба их была выполнена. Использование моста значительно сократило объем труда и способствовало ритмичности в работе предприятия.
С уходом мужского населения на фронт проселочные дороги почти не ремонтировались, мосты приходили в негодность. Не удивительно, что курсантам было где приложить руки, приобрести большую практику дорожно-мостового дела. Ряд мостов они отремонтировали и построили заново на шоссе Кострома-Вологда, на Семеновском тракте и дороге Кострома-Минское.
Проектирование и сооружение мостов еще в большем масштабе потребовалось в 1943 году.
Строительство железных дорог.
Во многих районах страны шло строительство железных дорог. Оно вызывалось потребностями военного времени. Северо-Кавказскому фронту хорошо послужила построенная в короткий срок железная дорога Кизляр-Астрахань. В обеспечении Сталинградской операции большую роль сыграла быстро проложенная железная дорога Ульяновск-Саратов-Сталинград. На северо-востоке от Москвы не было военных действий, но для удовлетворения нужд фронта потребовалось построить железную дорогу Кострома-Галич.
Выполняя главную задачу - подготовку офицерских кадров для фронта, училище одновременно внесло достойный вклад в расширение железнодорожной сети области. Все подразделения активно участвовали в строительстве этой магистрали.
По примеру училища, не считаясь с трудностями, здесь с напряжением всех сил трудились сотни и тысячи жителей области, сюда был привлечен автомобильный и гужевой транспорт. Сооружение мостов, нивелирование насыпи, монтирование полотна - все это в основном было выполнено курсантами и офицерами. Работами руководил старший преподаватель военных дорог подполковник М. А. Дементьев. Объем задания, определенный училищу, был выполнен на 153 процента.
Ветка Кострома-Галич вступила в строй. Курсанты первыми проехали по ней на заготовку дров для Москвы и детских учреждений Костромы.
Бюро горкома партии и горисполкома отметили высокую организованность личного состава училища при выполнении железнодорожных работ. Руководители 5-го строительного участка Стройуправления № 40 Народного комиссариата путей сообщения в письме училищу от 19 октября 1943 года выразили глубокую благодарность за построенную железнодорожную линию Кострома-Галич(1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д.1, л. 7.
Вскоре после этого в училище побывала рабочая делегация фабрики «Знамя труда». Рабочие попросили командование помочь им проложить узкоколейку от фабрики до берега Волги. Училище пошло навстречу рабочему классу. В короткие сроки железнодорожное полотно на 200-метровом участке было построено. Это сразу повысило экономические показатели деревообрабатывающей фабрики. Руководителям работ подполковникам Бершадскому и Прокопчуку, а также курсантам дирекция и фабричный комитет профсоюза выразили свою благодарность.
Помощь сельским труженикам.
Война явилась суровой проверкой жизнеспособности и силы колхозного строя. Эту проверку колхозный строй и трудовое крестьянство выдержали с честью. Понеся колоссальный урон в начале войны, социалистическое сельское хозяйство тем не менее справилось с задачей обеспечения армии и населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем.
Жители Костромы постоянно оказывали необходимую помощь сельским районам. С осени 1941 года в эту работу включилось и училище. До завершения Великой Отечественной войны оно поддерживало и укрепляло шефские связи с колхозным трудовым крестьянством. Уборка поздних сельскохозяйственных культур, заготовка кормов на зиму, ремонт старых и строительство новых животноводческих помещений, расчистка дорог и подъездных путей от снега - вот далеко не полный перечень работ, выполненных курсантами в ряде колхозов области только в суровые осенние дни первого года войны. Советская Армия в это время защищала Москву. Отряды ждановцев спешили ей на помощь. Но нелегко было и тем, кто остался: они учились, выезжали в колхозы, действовали в труде, как в бою.
Летом наступившего года существенная помощь была оказана колхозникам Судиславского района Ярославской области. Понимая, что убрать урожай вовремя и без потерь - большое государственное дело, курсанты работали много и напряженно. По данным учета, каждый из них выполнял до двух дневных норм выработки.
Когда зерновые - пшеница, ячмень, овес - были убраны и вывезены на хлебозаготовительные пункты, курсанты на тракторах училища вспахали сотни гектаров колхозной земли под озимый сев. Озимая рожь в те годы на севере, при хорошем уходе, давала до 20 центнеров с гектара.
Бюро Судиславского райкома партии в решении от 21 сентября 1942 года высоко оценило работу училища, назвав ее ярким примером нерушимого единства народа и армии. За большой вклад, внесенный в уборку и вывозку хлеба, Ярославский обком партии объявил личному составу училища благодарность(1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523499, д. 2, л. 353.
Немалую помощь оказало фронту сельское хозяйство Костромской области в год коренного перелома в ходе войны. Урожай тогда выдался на славу. Газета «Северная правда» призывала население: «Уберем богатый урожай зерновых до единого колоска. Все на борьбу за хлеб! Ответим на победу Красной Армии под Курском и Белгородом ударным трудом в тылу. В конечном счете это будет и наш удар по фашистским захватчикам».
В то лето курсанты убирали не только хлеб. Удался и лен. Льняная промышленность области издавна развивалась на местном сырье. Убранное сырье перевозили в Кострому и Нерехту на переработку. Так курсанты ближе познакомились с рабочим коллективом фабрики «Красная текстильщица». В основном здесь работали женщины. Их труд был не только вкладом в победы на фронте. Плоды его сказались и в том, что в послевоенный период фабрика расширилась, технически перевооружилась, превратилась в мощный современный льнокомбинат.
В колхозах Любимцевского и Мининского сельских Советов, как и в других хозяйствах, где по-ударному работал личный состав училища на уборке урожая, также в большинстве своем работали женщины. Политработники, проводя беседы и политинформации, раскрывали героический характер труда сельских тружениц. Женщины заменили ушедших на фронт мужчин на постах председателей колхозов, бригадиров, трактористов и шоферов. Они овладели всеми профессиями сельскохозяйственного труда. Видя этот ежедневный тяжелый труд своих матерей и сестер, курсанты относились к ним с чувством безграничного уважения, старались помочь в любом трудном деле. В Красносельском районе у деревни Иконниково проложили гать к водяной мельнице, отремонтировали ее оборудование, подправили плотину, после чего мельница начала бесперебойно работать. Своеобразной была благодарность колхозниц. Из муки нового урожая, смолотой «ожившей» мельницей, они испекли каравай и преподнесли его офицерам и курсантам.
Довелось курсантам работать и в Караваеве... В то время это был животноводческий племенной совхоз. Вся страна знала о его достижениях. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве перед войной совхоз демонстрировал выведенную им высокоудойную костромскую породу коров.
Женщины совхоза «Караваево» попросили командование училища помочь им в ремонте дороги, ведущей от совхоза к городу. Конечно, сельским труженицам не было отказано. Но разведка дороги от Костромы до совхоза показала, что целесообразнее сделать новую дорогу, чем ее ремонтировать. Начальник училища утвердил проект, и курсанты сделали для совхоза «Караваево» 3-километровую дорогу по всем правилам дорожного строительства. Когда руководители совхоза с благодарностью приняли рапорт о завершении работы, они пригласили отряд строителей и показали свое хозяйство. Осматривая животноводческие помещения, командир отряда сказал: «А вот здесь действительно надо кое-что отремонтировать». Женщины, ухаживавшие за животными, полностью с ним согласились. Были отремонтированы крыши, стены и двери коровников. Помещение для молодняка утеплили.
Оглядываясь назад, можно сказать: давно это было... Слов нет, давно. Но к чему бы ни прикасались умелые курсантские руки - всякое дело преображалось, приобретало большое значение, имело свою будущность. Так произошло и с совхозом. После войны он окреп. Высокоудойная порода костромских коров получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. В поселке Караваево возник сельскохозяйственный институт, и совхоз превратился в передовое учебно-опытное хозяйство.
Всюду были нужны умелые руки курсантов.
В настоящее время на лесозаготовках в лесном Заволжье Костромской области работают мощные автомобили, трелёвочные тракторы, автоматические пилы. А в военные годы почти все лесозаготовительные работы выполнялись вручную. В отдельные периоды училище направляло на заготовку древесины отряды курсантов и технику. Лес шел прежде всего на нужды фронта, а также на удовлетворение потребностей народного хозяйства. Он перерабатывался на пиломатериалы, шпалы, часть его отправлялась на Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат. Не сохранилось данных, сколько курсанты заготовили деловой древесины, но в течение четырех лет войны они не раз летом и зимой глубоко врезались в лесные массивы. И можно назвать почти точное количество «кубов» заготовленных дров для областного центра и Москвы. Осенью 1941 года в столицу было отправлено два эшелона с дровами, а в 1942 году - 6 тысяч кубометров, в следующем году - около 9 тысяч кубометров, в остальные два года - еще четыре эшелона топлива. Без дров не остались детские учреждения Костромы и семьи, эвакуированные из Ленинграда и других городов.
К лету 1944 года появились перебои в работе областного мельничного завода. Часть его оборудования износилась, обветшала. В июле сложилось острое положение со снабжением города мукой для выпечки хлеба. Под угрозой находилось выполнение нарядов для фронта. Лучшие специалисты училища были посланы на ремонт завода. Особенно хорошо поработала команда плотников. Свое задание она выполнила на 130 процентов. С августа мельничный завод снова начал работать ритмично.
Высокую специальную подготовку преподавателей и возросшие возможности училища показали аварийно-спасательные работы на Костромской ТЭЦ, проведенные 15-17 сентября 1944 года. На этом очень важном для города объекте, действовавшем долгие годы бесперебойно, также потребовался неотложный ремонт оборудования.
Проведение ремонта осложнялось тем, что тепловая электростанция не должна была прекратить свою работу. Специалисты училища изучили положение дела и приняли необходимые меры. С их участием курсанты восстановили основную наклонную эстакаду подачи топлива к котлам. Затем построили новую эстакаду для подачи торфа со склада в бункерные ямы. Расчеты восстановления и постройки эстакад произвел преподаватель военных мостов младший лейтенант Я.О. Егер, руководил работами инженер-капитан Н.Л. Сараев. Ответственные работники ТЭЦ опасались, что аварийные работы могут затянуться на месяц, а то и два. Курсанты завершили ремонт к исходу третьих суток.
Забота об армии, семьях фронтовиков и эвакуированных детях Ленинграда.
Весь советский народ проявлял величайшую заботу о Советской Армии. Личный состав училища на всем протяжении войны активно участвовал в широком народном движении по сбору средств в фонд обороны. За четыре года войны на строительство танков, самолетов, производство оружия и инженерной техники было собрано более 400 тысяч рублей, не считая внесенных драгоценностей.
В 1943 году коммунисты и комсомольцы обратились к курсантам, солдатам, офицерам, рабочим и служащим училища с призывом внести средства на постройку боевого самолета «Ждановец». Было собрано 170 тысяч рублей. От имени коллектива делегация училища вскоре вручила в Москве новый боевой самолет «Ждановец» представителям воздушных войск.
За этот патриотический подарок армии коллектив учебного заведения получил телеграмму с благодарностью от председателя Государственного Комитета Обороны.
Летчики-фронтовики на подаренном истребителе сбили несколько вражеских стервятников.
Одной из форм помощи государству была подписка на заем. Размещение государственных займов в училище всегда проходило как важная и ответственная политическая кампания. Она показывала высокую организованность и сознательность офицерского и курсантского состава, безграничную любовь людей к своей Родине. В течение военного периода коллектив дал государству не менее одного миллиона рублей, приобретая облигации государственных займов.
Офицеры слушатели 5-го батальона в 1943 году взяли шефство над детдомом, в котором жили дети фронтовиков-ленинградцев. Шефы утеплили помещения к зиме, завезли 100 кубических метров дров, собрали более 3 тысяч рублей для закупки поросят, заготовили для животных 750 пудов корма. Когда офицеры-слушатели отбыли на фронт, шефскую помощь детям Ленинграда продолжали оказывать курсанты.
Не обошли они вниманием и семьи фронтовиков-колхозников. Во всех населенных пунктах, где доводилось работать, курсанты не упускали случая помочь семьям, проводившим своих отцов и братьев в действующую армию. Только в 1943 году для семей фронтовиков они отремонтировали кровли 21 дома, выкопали два колодца, убрали 6 гектаров картофеля. Примечательно, что многие курсанты в школьные годы участвовали в тимуровском движении. Тогда на домах и заборах дворов тех, кто служил в Красной Армии, пионеры ставили красные звезды - символ тимуровской заботы и внимания. Теперь возмужавшие тимуровцы, коммунисты и комсомольцы, на правах старших братьев, посланных училищем, приходили в семьи фронтовиков и, если была необходимость, помогали детям, больным и престарелым.
Личным вниманием к запросам и нуждам людей коммунисты и комсомольцы не ограничивались. В городе и в ряде сельских школ вместе с учителями они создавали тимуровские команды, передавали пионерам свой опыт, воспитывали у ребят глубокую любовь к Советской Армии, освобождавшей народы от фашизма.
Несмотря на занятость учебой курсанты с большим интересом и увлечением участвовали в художественной самодеятельности. В свободное время они выступали со спектаклями и концертами в училище, в госпиталях, перед рабочими и колхозниками.
В марте 1945 года, в период мостового сбора, занятия с курсантами проводились в районе Мининского и Любимцевского сельских Советов. Ждановцы были здесь не в первый раз, колхозники хорошо их знали. Обычно к ним обращались за помощью, просили поработать в поле, в деревне. А в эти дни женщины сказали курсантам: «Война-то, милые, поди, кончается. Наши костромские мужики пишут, что подходят к Берлину. Оттого и у нас на душе полегчало». И колхозники попросили комсомольцев выступить в их клубе с концертом. Посмотреть курсантскую самодеятельность собрались жители нескольких сел. Всем было весело.
Война близилась к своему победному завершению.
|