Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
3. ВСЕ СИЛЫ — НА РАЗГРОМ ВРАГА
Вклад ждановцев в разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
Захватчики встретили решительный отпор советских войск еще на дальних подступах к Москве - на Можайской линии обороны, в районе Калинина и на подступах к Туле. Оборона Тулы - один из славных этапов Московской битвы. Это боевые действия Брянского фронта с 24 октября по 5 декабря, против 2-й немецкой танковой армии, которой командовал Гудериан. На защиту Тулы встал рабочий полк, партизаны, все население города. В это время инженерные войска оперативной группы в оборонительных боях за Тулу возглавлял заместитель начальника инженерных войск Брянского фронта полковник А.И. Прошляков. В прошлом воспитанник нашего училища, Алексей Иванович блестяще показал себя с первых же дней войны. Теперь под его руководством на подступах к Туле и в самом городе силами саперов и жителей были созданы оборонительные сооружения, которые сыграли выдающуюся роль в защите Тулы от танковых полчищ гитлеровцев. Решающее значение инженерных укреплений позже признал и X. Гудериан. Он писал: «Попытка захватить город с ходу натолкнулась на сильную противотанковую и противовоздушную оборону и окончилась провалом, причем мы понесли значительные потери в танках и офицерском составе» (1).
[1] История второй мировой войны 1939-1945 гг., М., 1975, т. 4, стр. 101.
В результате Тульской оборонительной операции была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга.
Не удалась попытка немецко-фашистского командования обойти столицу с севера. Советские войска здесь также стояли насмерть. На Калининском фронте в грозные октябрьские дни строительством оборонительных сооружений руководил наш воспитанник полковник В.В. Косарев. Противотанковая оборона в сочетании с местными естественными препятствиями стала непреодолимой преградой на пути врага.
К Москве подтягивались войска и боевая техника. «Все для фронта, все для победы!» - этой мыслью жила вся страна. Этому девизу отвечала и деятельность нашего училища. В напряженные октябрьские дни был произведен специальный досрочный выпуск. На укомплектование частей и подразделений, которые формировались для инженерного обеспечения боев и операций под Москвой, отправились 775 выпускников. Вместе с ними в 1-ю саперную армию выехали многие командиры курсантских взводов - лейтенанты В.А. Коган, А.М. Мичурин, B.А. Мошлян, В.В. Майоров, В.Д. Стешенко и другие (2).
[2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417332, д. 1, л. 37-67.
Захватив Вязьму, Ржев, Можайск, гитлеровцы рассчитывали овладеть Москвой с запада. Но чем ближе враг подступал к столице, тем ожесточеннее становились бои. Под руководством Коммунистической партии население Москвы и области встало на ее защиту. В районах Московской области действовало более 40 партизанских отрядов, в Тульской области действовал 31 партизанский отряд.
Партизаны истребляли тысячи гитлеровцев, уничтожали их технику. В рядах партизан боролись комсомольцы Зоя Космодемьянская, Александр Чекалин, Лиза Чайкина и много других беззаветно преданных своей Родине героев.
К концу октября враг был остановлен, но в середине ноября гитлеровцы предприняли новое наступление на Москву. Для этой цели они сосредоточили огромные силы. В новом наступлении участвовала 51 дивизия. Немцы захватили Клин, Солнечногорск, Истру, в отдельных местах враг приблизился к Москве на расстояние 25 километров.
В период наивысшей опасности для Родины 300 курсантов училища ушли на фронт младшими командирами. Вот имена некоторых: В.М. Мельников, Г.С. Фадеев, А.А. Суханов, С.А. Скареднев, О.В. Ласько. Накануне войны они только что окончили школу, а 25 июня 1941 года стали курсантами нашего училища. Трудно сложилась их судьба, они так и не успели стать офицерами. Военные знания юноши получили в учебных классах, первые уроки мужества на Лужском оборонительном рубеже и на Карельском перешейке под командованием майора Н.Г. Могильного. Кровопролитные бои требовали все новых и новых инженерных специалистов, в том числе и младших. Получив сержантские звания, ждановцы прибыли под Москву и составили основу саперных рот 8, 26, 27, 28, 29 и 30-й стрелковых бригад.
По планам Верховного Главнокомандования советские армии 6 декабря перешли в контрнаступление. На широком фронте враг стал отступать в беспорядке, бросая боевую технику.
Утром 6 декабря 1941 года курсанты-ждановцы под пулеметным и минометным огнем противника наступали на Красную Поляну. Как всегда, они были впереди, отыскивая и обезвреживая мины, прокладывая путь пехоте и танкам. Они закалялись в боях, проявляли находчивость, смекалку, вели себя мужественно и смело.
Боевые дела каждого из 300 ждановцев достойны описания. Но расскажем об одном из них.
Во время наступления на Красную Поляну неожиданно из подбитого еще в ноябре немецкого танка яростно застрочил пулемет. Бывший курсант Глеб Фадеев с двумя гранатами пополз к танку. Маскируясь, он почти зарывался в снег. Вражеские пулеметчики не заметили отважного сапера. Взобравшись на танк, он открыл люк и бросил внутрь одну за другой гранаты. Пулемет замолчал. Смелость Фадеева вдохновила пехоту, она поднялась и пошла вперед.
...Вблизи траншей противника застыли подбитые 7 танков Т-34. Командование бригады поручило группе саперов во главе с сержантом Фадеевым отбуксировать их к своим, чтобы восстановить и поставить в боевой строй. Две ночи гвардейцы разминировали подступы к танкам. На третью ночь они тянули трос к подбитому танку. Легкое подергивание за шнур оповестило танкистов, что все готово. Трос натянулся, и подбитый танк пополз к своим. Фашисты открыли ураганный огонь из минометов, застрочили пулеметы. Вокруг танка и троих смельчаков рвались мины, взвизгивали пули. Ракеты одна за другой взлетали в воздух, освещая местность. Пренебрегая опасностью, Фадеев и его товарищи продолжали эвакуировать подбитые танки. За эту ночь они спасли 4 танка, а в следующую - остальные 3.
Слава о сержанте Фадееве, как умелом, расчетливом и мужественном бойце, быстро распространилась по бригаде. Весной 1942 года он стал командиром взвода. Через год был тяжело ранен, после выздоровления служил в 10-й бригаде разграждения.
Не одному Г. Фадееву, но и многим другим младшим командирам, проявившим отвагу, мужество и хорошее знание инженерного дела, были присвоены офицерские звания. Некоторые сержанты пали в боях за Родину смертью храбрых. Исключительное мужество и чувство товарищеского долга в боях летом 1942 года показал сержант Семен Скареднев. Мы о нем еще расскажем.
На фронт была откомандирована новая группа офицеров, в том числе преподаватель переправочного дела Герой Советского Союза П.В. Усов. Он одним из первых подал рапорт с просьбой направить его на фронт.
Сначала П. Усов командовал ротой, затем батальоном. Весной и поздней осенью 1942 года его подразделения на Калининском фронте наносили ощутимые удары по отступающему врагу, который утратил былую спесь и оставлял на снегу трупы солдат и офицеров, покорявших Европу, и технику, устрашавшую народы. Были освобождены десятки и сотни городов и сел.
Осенней ночью батальон Героя Советского Союза майора П.В. Усова с честью обеспечил прорыв кавалерийской бригады в тыл противника. Выполнив задачу, подразделения возвращались к месту дислокации. Была темная ночь, шел мокрый снег, слепивший глаза. Ориентироваться было очень трудно. Во главе передовой группы встал комбат Усов. Природная смекалка помогали ему ориентироваться в темноте. Он уверенно вел батальон. Совершенно неожиданно на его пути появилась группа фашистов. Завязалась перестрелка. Находясь в голове колонны, Усов принял на себя огонь противника. Одна из автоматных очередей прошила комбата. Молча склонился майор, руки выпустили автомат.
Гибель командира вызвала гнев личного состава против гитлеровцев.
«Отомстим за комбата!» - пронеслось по цепи саперов. - Бей гадов!» И саперы кинулись на фашистов. Враг был уничтожен.
...С воинскими почестями бойцы похоронили комбата в местечке Погорелое Городище Калининской области.
Но герои не умирают - они остаются в сердцах живых.
И сегодня имя Павла Васильевича Усова, коммуниста, преподавателя училища и его выпускника, с уважением произносят молодые курсанты. На его примере они учатся мужеству, боевому мастерству, верности Родине.
В настоящее время одна из улиц Архангельска носит имя Павла Усова. Его имя присвоено пионерской дружине 24-й школы города, а детская спортивная школа № 2, директором которой был Павел Васильевич, ежегодно проводит соревнование гимнастов на приз Героя.
Связь эвакуированного училища с героическим Ленинградом.
Отъезд не порвал связей училища с Ленинградом - городом, являющимся родиной училища. В Ленинграде остались командиры и преподаватели, назначенные в войска Ленинградского фронта (1), Е.П. Гуляницкий, М.С. Кузнецов, И.С. Костин, В.В. Лабанов, С.С. Мороз, А.В. Писаржевский, В.Н. Путрин, Ф.А. Тарасов, С.Д. Юдин, и другие - и выпускники училища. Все они мужественно сражались в боях за город Ленина. Свидетельством этого являются их славные боевые дела.
[1] Северный фронт 23 августа 1941 г. был переименован в Ленинградский фронт.
В боях за Ленинград родился 1-й гвардейский понтонный батальон. С первых дней войны 41-й отдельный понтонно-мостовой батальон, командирами которого были выпускники училища, принимал активное участие в боевых действиях на различных участках Ленинградского фронта. Совместно с 168-й стрелковой дивизией отражал наступление противника как стрелковое подразделение, выполнял оборонительные работы, содержал десантную переправу через Неву в районе Черной Речки, переправлял части дивизии генерала Конькова через Неву в районе Невской Дубровки. За успешно проведенную работу по обеспечению переправы войск через Неву батальону было передано переходящее Красное Знамя Ленгорсовета.
В январе 1942 г. по 32-километровой ледяной трассе батальон переправлял тяжелые танки через Ладожское озеро. Понтонеры в условиях суровой зимы и блокады провели разведку трассы, строили мосты через трещины, сопровождали танки на противоположный берег. Батальон участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Ледяная переправа через Неву длиной 420 метров, оборудованная батальоном, была сделана лучше и прочнее других переправ, поэтому по ней прошла большая часть тяжелых танков, участвовавших в прорыве.
За своевременное устройство надежно действующей ледяной переправы, успешный пропуск по ней тяжелых танков, мужество и героизм личного состава в боях за Ленинград 41-й Краснознаменный понтонно-мостовой батальон, история которого уходит в петровские времена, к первому указу 1712 года о создании понтонной роты на реке Неве, 1 апреля 1943 года был преобразован в 1-й гвардейский понтонный батальон.
Командовал в это время батальоном воспитанник училища, командир Краснознаменного курсантского подразделения майор E.П. Гуляницкий, с именем которого связана вся дальнейшая деятельность батальона.
В последующих боях батальон выполнял различные задачи по обеспечению войск дорогами, мостами, переправами. За обеспечение операции при взятии города Кингисепп батальону было присвоено звание «Кингисеппский», при взятии города Выборг батальон награжден орденом Александра Невского. Батальон обеспечивал форсирование рек Нарва, Сестра, Вуокси, Эма-Йыги. Осенью 1944 года саперы, совместно с другими инженерными частями, осуществляли переправы через морские проливы. Одна из переправ была оборудована с материка на остров Даго через пролив шириной 26 километров, другая - с материка на острова Муху и Эзель. Было переправлено две дивизии, которые, освободив эти острова, открыли доступ кораблям Балтийского флота в Рижский залив (1).
[1] Инженерные войска в боях за Советскую Родину. Воениздат, М., 1970, стр. 11, 107, 256.
А вот еще один пример.
В первые дни войны в Ленинградском обкоме ВКП(б) была создана оперативная группа для организации подпольных групп и партизанского движения во вражеском тылу. В числе партизан отважно действовали и питомцы училища. Среди них был командир партизанской сотни лейтенант В.Г. Савельев - выпускник, впоследствии преподаватель училища. Об одном из боевых эпизодов Савельев рассказывает так: «В тыл врага, особенно в район его важнейших коммуникаций, засылались специально подготовленные подразделения. Одним из таких подразделений - партизанской сотней, входившей в партизанскую бригаду тов. Тарасова, мне довелось командовать в апреле 1942 года. Мы действовали в тылу 18-й немецкой армии в 100 км от линии фронта в районе г. Луга. Моей сотне с приданным отрядом Д.Ф. Косицина было приказано в ночь с 9 на 10 апреля 1942 года разгромить вражеский гарнизон численностью около роты в бывшем доме отдыха Балтийского флота, расположенном между шоссейной и железной дорогами Луга - Ленинград.
Так как немецкий гарнизон по численности превосходил наши силы, приходилось рассчитывать на внезапность и быстроту удара.
Бой продолжался недолго. Бойцы Косицина, без шума сняв часовых у караульного помещения и охранения у проволочных заграждений, обеспечили внезапность удара. Тревога, поднятая немецкими дневальными в казармах, была запоздалой. Почти весь гарнизон был уничтожен.
В эту же ночь, уничтожив в бою у деревни Пелково отряд карателей, мы освободили из лап фашистов группу партизан» (1).
[1] См. газету БелИИЖТ «Сигнал», 6.4.1970 г.
Комментируя эти события, В.Г. Савельев подчеркивает, что в этих местах перед войной, в период обучения в училище, ему приходилось участвовать в полевых учениях. «И как мне, - вспоминал он, - в боевых условиях пригодились полученные в училище навыки и знание местности».
Так училище, будучи вдали от Ленинграда в Костроме, вносило свою лепту в защиту города Ленина.
Девять Героев Советского Союза - выпускники 1942 года.
Упорный, творческий труд коллектива училища по совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки командиров инженерных войск для фронта принес, несмотря на многие трудности, хорошие результаты. Об этом свидетельствуют и выводы комиссий, инспектировавших училище. Хорошую оценку специальной подготовке курсантов дала в апреле 1942 года комиссия начальника инженерных войск Красной Армии, а в октябре того же года - комиссия военно-учебных заведений Московского военного округа (2).
[2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131755, д. 3, л. 15-18.
Об уровне обучения и воспитания курсантов в училище ярко свидетельствует и тот факт, что из выпускников 1942 года девять человек В.И. Басманов, В.Е. Иванов, В.Л. Коргузалов, Е.Ф. Полонский, И.Г. Плис, Г.Ф. Самойлович, А.Я. Смирнов, И.В. Скворцов, Л.П. Хомяков - за мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, были удостоены звания Героя Советского Союза.
Высокий уровень профессиональных знаний преподавательского состава, правильная постановка учебного процесса давали возможность училищу решать самые сложные задачи, которые ставила перед ним действующая армия.
Так, летом 1942 года инженерным частям на фронте потребовались водолазы. Они должны были заниматься подъемом затонувших понтонов, танков и другой боевой техники, производством подрывных работ при расчистке русел рек от остатков взорванных пролетных строений, для восстановления разрушенных опор мостов, для расчистки площадок при устройстве пристаней и т. д. Эти работы нужно было проводить на глубине, иногда превышающей 4 метра, на реках с быстрым течением, летом и зимой, в любую погоду, в зоне артиллерийского обстрела и при налетах авиации противника.
Училищу была поставлена задача подготовить офицеров-водолазов для понтонных частей. На курсы водолазов зачислялись курсанты в добровольном порядке. Желающих поступить было много. В отборе кандидатов, кроме медицинской комиссии, принимали самое действенное участие партийные и комсомольские организации.
Теоретические знания (физиология и патология водолазного дела, изучение материальной части, основы производства водолазных работ) проводились в училище, практические занятия по 224-часовой программе - в Вязниках, при учебном отряде водолазно-судоподъемной службы. Общее время пребывания под водой у каждого курсанта было не менее 15 часов. В августе-ноябре было обучено 128 офицеров, в личных делах которых указывалось: «Подготовлены к командованию взводами в инженерных частях и имеют практические навыки в производстве инженерных работ. Кроме того, могут быть использованы начальниками водолазных станций в инженерных частях» (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 358-359.
В первые месяцы войны Советская Армия получила грозное оружие - гвардейские минометы, прославленные «катюши». Формирующимся частям «катюш» потребовались офицеры- электрики. На эти должности с августа 1941 года направлялись выпускники электротехнической специальности училища, а с декабря этого же года училище выпускало офицеров-электриков, подготовленных специально для частей гвардейских минометов.
Счетная линейка подрывника и кинофильм «Переправа войск».
Желание сделать как можно больше полезного для Родины породило рационализаторскую работу по усовершенствованию существующей техники, наиболее рациональному использованию механизмов и т. д. Выкраивая свободное время буквально по минутам, недосыпая ночей, работали энтузиасты. За первые полгода войны было подано 50 рационализаторских предложений. Рационализаторская работа активно проводилась и в последующие годы. Так, например, в отчете о рационализаторской работе за первый квартал 1942 года указывалось, что в число активных рационализаторов входит 7 человек начальствующего состава и 26 курсантов. За этот период было подано 59 предложений. Из них направлено в Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) Красной Армии для реализации 15 предложений, 24 предложения были реализованы в училище.
Некоторые темы работ рационализаторов привлекли к себе внимание ГВИУ и округа. Так, Управление боевой подготовки Московского военного округа просило ускорить работу по темам: «Маски для противотанковых пушек», автор работы курсант Басов; «Прибор для неизвлекаемости мин», автор лейтенант Филонов. ГВИУ - по темам «Прибор для подслушивания подземных работ», автор курсант Петренко; «Номограммы для подсчета объемов земляных работ», автор курсант Шеляпин; «Минный замыкатель на «ЭН» поездов», автор курсант Михеев. Эти работы были успешно завершены.
Главным военно-инженерным управлением были одобрены и приняты для практического применения «Счетная линейка подрывника», созданная курсантом И.Н. Поповым; «Передвижная расчетная таблица для конструкций парка НЛП», созданная лейтенантом П.В. Усовым, и «Передвижная расчетная таблица для конструкций парка Н2П», созданная капитаном Р.А. Соломоновым (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140097, д. 3, л. 3, 4, 6, 8.
В первые дни войны, по указанию Государственного Комитета Обороны, развернулись работы по совершенствованию электризуемых заграждений и разработок способов их боевого использования. Подобного типа противопехотных заграждений практически не оказалось в годы второй мировой войны ни у одной иностранной армии. Первые пробные примеры применения этого вида инженерных заграждений показали их эффективность. Так, западнее Нахабино вражеская разведка потеряла на электризуемых заграждениях девять человек. Взятые в плен гитлеровцы показали, что слух о заграждениях под током распространился в немецких войсках, заставил их при подходе к нашей проволоке действовать очень осторожно (2).
[2] В. К. Харченко. «...Специального назначения», М., 1973, стр. 24.
В исследовании проблем, связанных с этим видом заграждений, приняли участие преподаватели электротехники училища. Например, полковник Шубников проводил эксперименты по совершенствованию конструкции защитного костюма из медной сетки, позволявшего преодолевать электризуемые заграждения или работать на них под напряжением до 5000 вольт.
В 4-м курсантском батальоне группа энтузиастов из 10 человек под руководством полковника Шубникова и курсанта Медведева проводила опыты и исследования по электризации водных преград, проволочных заграждений и способов преодоления электризованных препятствий(3).
[3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140101, д. 7, л. 2, оп. 417187, д. 1, л. 6.
Результаты опытов были по достоинству оценены в научно-исследовательском военно-инженерном институте и дальнейшие работы в этой области проводились по его заданию.
Привлечение курсантов к рационализаторской и исследовательской работе способствовало развитию у них творческого мышления, давало навыки, необходимые для самостоятельной научной работы. Все это не прошло даром: из выпускников 1942 года в настоящее время двое являются докторами технических наук.
В 1942 году преподаватели училища под руководством подполковника П.А. Козлова выполнили большую работу по составлению «Сборника справочных таблиц по военно-инженерному делу». Это была первая попытка собрать воедино основной справочный материал, необходимый каждому военному инженеру на фронте.
По заданию Штаба инженерных войск Красной Армии в 1942 году преподавателями переправ под руководством старшего преподавателя А.А. Ховратовича был написан сценарий и снят учебный кинофильм «Переправа войск».
|