Кострома - новое место дислокации училища
В середине августа 1941 года командование нашего училища получило указание передислоцировать училище в город Кострому. 17 августа туда ушел первый эшелон, а через десять дней все училище было на новом месте. Политработники ознакомили личный состав с городом, его историей и характеристикой прилегающих районов.
Кострома расположена на обеих берегах Волги, в 372 км северо-восточнее от Москвы. Имеется порт, железнодорожная станция. В 1941 году население города составляло около 122 тыс. человек.
Впервые Кострома упоминается в летописях в 1213 году. В XIII и XVI веках татары и польско-литовские войска неоднократно подвергали ее опустошениям и разграблениям. Во время польско-шведской интервенции в XVII веке Кострома сыграла видную роль в организации ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Здесь в борьбе с интервентами совершил свой патриотический подвиг крестьянин Иван Сусанин.
В начале XX века в Костроме развиваются металло- и деревообработка, текстильное и кожевенное производство. Текстильщики Костромы принимали участие в революции 1905-1907 годов.
В 1905 году в числе первых в России здесь был образован Совет рабочих депутатов. Значительным событием в жизни города была Костромская стачка 1915 года. Советская власть в городе установилась 29 октября 1917 года.
За годы довоенных пятилеток Кострома превратилась в большой промышленный и культурный центр. Железные дороги соединяют ее с такими важными промышленными городами, как Иваново, Ярославль, Вологда и другими. Местность вокруг Костромы резко пересеченная: холмы, впадины, заболоченные и лесистые участки. Протекают реки Костромка, Сендега, Теткиш и другие. Климат умеренно континентальный. Летом бывает до 25-28 градусов тепла, зимой - до 30-35 градусов мороза.
Передислоцированное училище разместилось в отведенных учебных и жилых помещениях. Несмотря на трудности и неудобства, коллектив работал дружно, напористо, четко. Удаленность от фронта, оперативная связь с Москвой, всесторонняя поддержка местных органов власти и жителей города - все это составляло благоприятные предпосылки для быстрейшего и успешного решения задачи ускоренной подготовки командиров инженерных войск.
День и ночь трудились курсанты и преподаватели, чтобы в кратчайший срок создать необходимые условия для нормальной учебы на новом месте. «Нельзя без чувства глубокой благодарности, - отмечал позже А.Д. Цирлин, бывший в то время начальником училища, - вспомнить то содействие, которое было оказано партийными и советскими органами города ткачей - Костромы по благоустройству семей командного состава и по оборудованию учебных классов и лабораторий на новом месте расположения училища».
31 августа 1941 года в училище начались занятия.
По программе военного времени.
Война потребовала осуществить переход от обучения в условиях мира к обучению в условиях военного периода в кратчайший срок.
В чем же заключалась перестройка? Каковы ее основные направления?
В связи с возросшими потребностями в командных кадрах в училище сокращается срок обучения и увеличивается численность курсантов.
С 1921 по 1941 гг. в училище был установлен в разное время 2-4-годичный срок обучения. Численность курсантов достигала 300-1000 человек. Ежегодно проводился один выпуск. Всего за этот период было выпущено 4449 командиров инженерных войск.
В военное время срок обучения колебался от 4 месяцев до одного года. Выпуски производились несколько раз в год. Численность курсантов достигала до 1600. За четыре года войны училище подготовило 10403 командира. Кроме того, в 1941-1942 гг. учебное заведение неоднократно комплектовало команды курсантов для отправки на фронт в качестве младших командиров.
Ускоренная подготовка требовала коренным образом пересмотреть и переработать учебные программы. Объем часов и количество изучаемых предметов были определены в результате напряженной творческой работы всего коллектива учебного отдела, преподавателей и командиров. Для перехода к обучению курсантов по программе военного времени много сделали опытные преподаватели, ветераны училища полковники М.Н. Златогорский и А.Н. Никитин, майоры Н.В. Володин, А.И. Данилов, М.И. Демченко, Ю.М. Копылов, А.С. Кожевников, М.Т. Постников, Г.Ф. Химчук, А.А. Ховратович, Н.К. Тонин и другие.
Новая программа обучения исходила из требований, которые диктовала действующая армия. Обстановка в начальный период войны поставила перед инженерными войсками задачу быстрого возведения оборонительных рубежей и создания мощных заграждений против бронетанковых войск противника. Минирование и разрушение дорог, взрывание мостов, гатей и плотин, устройство завалов и отрывка противотанковых рвов замедляли и стесняли продвижение танков противника и способствовали их уничтожению нашей артиллерией. Благодаря этому советские войска получали возможность оторваться от противника и выиграть время для организации обороны на выгодных рубежах (1).
[1] Инженерные войска СА в важнейших операциях Великой Отечественной войны. М., 1958, стр. 8.
Программа четырехмесячного срока обучения все внимание преподавателей направляла на организацию изучения основных, профилирующих дисциплин. Так, например, на подрывные работы отводилось 80 часов, или 10% всего учебного времени, на фортификацию - 100 часов, или около 13% учебного времени, на мосты и переправы - 160 часов, или более 20% учебного времени и т. д.
Предельная целеустремленность учебного плана сохранилась на протяжении всего периода войны. Это давало возможность сосредоточить усилия курсантов на освоении актуального учебного материала, знание которого было так необходимо выпускникам на фронте (2).
[2] Военно-инженерное искусство СА. М., 1958, стр. 48.
Большие изменения произошли и в составе обучаемых. Резкий контраст представляли собой учебные отделения. В одних обучалась молодежь со школьной скамьи, в других - люди, имевшие за плечами большой жизненный опыт. Занимались взводы курсантов, окончивших только 8-9 классов и взводы студентов, прибывших с 3-4-го курсов институтов. Несколько взводов были укомплектованы работниками науки, имевшими ученые степени, и инженерами со стажем работы до 7 лет. Этих специалистов переквалифицировали в офицеров инженерных войск.
Разный уровень подготовки курсантов в определенной мере осложнял работу коллектива училища. Но опыт и методическое мастерство преподавателей, напряженный труд курсантов, общее чувство ответственности за судьбу Родины, стремление разгромить ненавистного врага - все это способствовало успешному овладению учебной программой.
Творческий подход к обучению курсантов дал возможность в 1941 году произвести 16 выпусков командиров.
Командование и преподавательский состав предпринимали меры к тому, чтобы максимально приблизить обучение к реальным условиям боевой обстановки, научить будущих командиров взводов находить правильные, технически грамотные решения инженерных задач.
С этой целью постоянно наращивалась учебно-материальная база. Зимой 1941-1942 годов оборудовали лагерь в Дровенках, с лета 1942 года ввели в действие лагерь в Семенове и переправочный городок на Волге. Занялись фортификационным городком. Здесь был возведен ротный оборонительный район, представлены все виды противопехотных и противотанковых препятствий, применяемых на фронтах войны. Преподаватели военных дорог оборудовали 150-метровый миниатюр-полигон, на котором были представлены различные типы дорожных покрытий. На площади 2300 погонных метров учебных дорог обучали курсантов прокладывать и восстанавливать, разрушать и минировать дороги днем и ночью, летом и зимой. Оборудовали и другие необходимые классы, лаборатории, полигоны.
Полевые занятия и учения стали основной формой обучения курсантов. В 1942 году только отрядные учения проводились девять раз. Темами учений были «Устройство и преодоление заграждений», «Инженерное обеспечение обороны», «Форсирование реки Волги» и другие. Эти учения носили характер проверочных и итоговых занятий. Преподаватели знакомили с методами подготовки войск в полевых условиях и применения табельных средств. В ходе учений курсанты проводили рекогносцировку местности, составляли расчеты конструкций, писали донесения об инженерной разведке. Они также готовили рабочие чертежи и плановые таблицы выполнения инженерных работ, выступали в должности командиров расчетов и подразделений (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523499, д. 2, л. 395-396.
Комплексная отработка задач отдельных учебных дисциплин в условиях, приближенных к боевой обстановке, реальное выполнение различных инженерных задач на учениях, частые полевые занятия, жизнь и учеба в лагерях, прокладывание колонных путей и дорог - все это повышало закалку курсантов, способствовало их лучшей подготовке к боевым действиям на фронте.
Изучение опыта войны.
В практику обучения и воспитания курсантов последовательно вносился боевой опыт войск. «Изучение опыта Великой Отечественной войны, - указывалось в приказе по училищу от 3 октября 1941 года, - это не обобщающие доклады, создание витрин и выставок. Это глубокое его внедрение в каждое занятие, обучение и воспитание в курсанте волевых качеств командира: решительности, инициативы и настойчивости в принятии решения и выполнении приказа» (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417332, д. 1, л. 30.
Опыт Великой Отечественной войны изучался основательно. Прежде всего тщательно была проанализирована деятельность училища по выполнению боевых задач под Ленинградом. На Лужском оборонительном рубеже практически все командиры и политработники получили крещение боем. Личные наблюдения и впечатления каждого стали достоянием всего коллектива и при необходимости использовались в практике работы с курсантами.
В училище были популярны «Информационные листки», издававшиеся начальниками инженерных войск фронтов. В них обобщались и распространялись передовые приемы и способы инженерного обеспечения боя, пропагандировались героические подвиги саперов, отмечались отдельные недостатки боевых действий частей и подразделений инженерных войск, давалась характеристика техники и вооружения инженерных войск противника. Эти издания систематически поступали в училище с осени 1941 года. Публиковавшаяся в них информация использовалась на занятиях. Командиры и преподаватели изучали содержание «Информационных листков» с курсантами.
Существенным средством внедрения боевого опыта в практику обучения и воспитания курсантов были командировки преподавателей в действующую армию. Приказом штаба инженерных войск Красной Армии на фронт сроком от десяти дней до четырех месяцев направлялись как отдельные специалисты, так и группы преподавателей.
В конце 1941 года и в 1942 году в командировки на фронт выезжали военинженеры 2-го ранга С.В. Богданов, Г.А. Дашевский, З.А. Концевой, С.А. Портнов, подполковники Н.В. Володин, М.А. Дементьев, А.С. Кожевников, М.Т. Постников, майоры М.И. Демченко и П.А. Козлов, капитан И.К. Махин, старший лейтенант Н.В. Чолакян и другие. Это в основном преподаватели подрывного и подземно-минного дела, маскировки.
В 1943 году на фронт выезжали специалисты по переправам, военным мостам и дорогам. Среди них - подполковники Т.М. Бершадский, М.А. Дементьев, А.А. Ховратович, майоры Г.М. Беляев, И.А. Круглов, ст. лейтенант И.М. Добромильский и другие.
Принимая самое активное участие в боевых действиях инженерных войск, преподаватели тщательно изучали, а затем пропагандировали в училище фронтовой опыт.
В составе курсантов немало было людей, побывавших в боях. О них тоже не забывали. Их приглашали на встречи с курсантами, которым еще предстояло быть в действующей армии. Проводили конференции фронтовиков с показом умения владеть техникой и оружием, устраивали вечера вопросов и ответов с участием преподавателей, возвратившихся из специальных фронтовых командировок.
Широко использовалась переписка училища с преподавателями, командирами и выпускниками, находившимися в действующей армии. В письмах с фронта авторы сообщали о том, что они увидели нового, особенно в инженерной технике и боеприпасах противника, в его тактике. Советовали, на что обратить внимание. Лейтенант Петров писал: «Главное - фиксация минных полей, особенно в ночное время». Это пригодилось преподавателям минно-взрывных заграждений при обучении курсантов.
Командование и политический отдел непосредственно проводили занятия с командирами и преподавателями по овладению опытом войны. Изучались новые образцы инженерных средств, поступавшие на вооружение, инструкции и наставления, обобщавшие опыт боевых действий.
Партийно-политическая работа с учетом требований фронта и местных условий.
Предметом постоянной заботы командования и политотдела была партийно-политическая работа. Коммунисты исходили из указаний Ленина, который в тяжелое время борьбы с интервентами и белогвардейцами учил, что там, «где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... - там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед» (1).
[1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 56.
В первые же дни войны Центральный Комитет партии разработал программу мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом. Она была сформулирована в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года. Эта программа была изложена Председателем Государственного Комитета Обороны И.В. Сталиным по радио 3 июля 1941 года. Партия разъяснила народу справедливый характер Великой Отечественной войны, священную обязанность каждого советского человека защищать Родину. Партия, правительство требовали «быстро и решительно перестроить свою работу на военный лад.., мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма».
«Задачи большевиков, - указывалось в директиве, - сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для победы» (1).
[1] КПСС в резолюциях и решениях... Политиздат, М., 1971, т. 6, стр. 18, 19.
За осуществление программы военного времени коммунисты училища энергично взялись с первых же дней войны. Находясь еще в Ленинграде, командование и политотдел направили всю организаторскую и политическую работу на то, чтобы и в военное время училище было образцом организованности, подтянутости, высокой слаженности, а все его работники подчинили бы максимум своих усилий и способностей выполнению непосредственных задач войны.
Еще на Лужском оборонительном рубеже, на Карельском перешейке, на ближних подступах к Ленинграду коммунисты и комсомольцы находились в первых рядах защитников славного города на Неве, показывали пример мужества и стойкости в боях, самоотверженности и бескорыстия в ратном труде. Умелыми организаторами работы по-военному стали батальонные комиссары Л.И. Жерновский, В.В. Лабанов, Е.И. Мурахвер, старшие политруки Н.Д. Зубов, В.Е. Боровец и другие.
На новом месте дислокации следовало определить конкретные цели работы партийных организаций. Для этого 19 сентября 1941 года собрался партийный актив училища. С докладом о проведении партийно-политической работы с учетом требований фронта и местных условий выступил начальник политотдела майор И.И. Сейдин. После обмена мнениями собрание приняло следующее решение:
- сознавая всю глубину опасности, нависшей над Родиной в связи с вторжением гитлеровских орд, до конца перестроить работу в училище на военный лад;
- с учетом требований фронта укреплять воинскую дисциплину, повышать революционную бдительность;
- овладевать опытом боевых действий как важнейшим средством достижения победы над гитлеровскими захватчиками;
- в целях дальнейшего укрепления единства армии и народа, фронта и тыла расширять связи с местным населением, налаживать контакты с коллективами промышленных предприятий, колхозов и совхозов, с молодежью школ и вузов;
- обеспечить передовую роль коммунистов и комсомольцев в повышении качества боевой и политической подготовки по программе военного времени, для чего еще шире развернуть социалистическое соревнование;
- в работе с личным составом решительно пресекать еще не изжитые случаи благодушия, попустительства и ротозейства, принимать меры к точному выполнению требований военной присяги и уставов, воспитывать в людях горячую любовь к нашей социалистической Родине и чувство ненависти к немецко- фашистским грабителям и захватчикам (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 2, л. 56.
После собрания партийного актива коммунисты довели его решения до широких масс, разъяснили, что, как и почему нужно делать. Командиры подразделений М.С. Финтиктиков, Ф.В. Будылин, П.И. Волков, Е.П. Данилин, Б.В. Затылкин и другие показывали личный пример подтянутости, собранности, деловитости. Это передавалось всем окружающим. Коммунисты тесно общались с младшими командирами, курсантами и солдатами, доходя до каждого человека. В атмосфере товарищества и взаимопонимания проводились доверительные индивидуальные беседы по вопросам службы и учебы. Нередко разговор касался семейного положения военнослужащего, его личных запросов и переживаний. В каждом таком случае командиры, начальники, старшие товарищи особо внимательно выслушивали людей, выражали свое отношение к существу дела. Если была необходимость, принимали соответствующие меры.
Старший преподаватель истории партии подполковник Е.А. Елпатьевский и другие преподаватели общественных наук всегда были в массах. Они выступали с докладами и лекциями, а то и запросто проводили беседы у красочных щитов или военных плакатов. Пропагандисты умело использовали богатый исторический и современный материал для разоблачения звериного облика фашистских завоевателей и душителей народов. С большой идейной убежденностью и эмоциональной выразительностью они пропагандировали революционные традиции Коммунистической партии, рабочего класса и боевой путь могучей Советской Армии.
Беседы, доклады, митинги были весьма действенны. Вот пример. Узнав, что советские войска дают решительный отпор оккупантам, а на отдельных участках фронта сами атакуют, отличник учебы курсант Барсуков заявил: «Наши отцы в годы гражданской войны под Псковом и Нарвой громили кайзеровских завоевателей. Теперь Советский Союз, построивший социализм, стал несокрушимой стеной. Мы били врагов и будем бить. Скорее бы нам на фронт...»
Проведение партийно-политической работы в условиях военного времени было сопряжено с немалыми трудностями. Иначе и не могло быть. Решая задачи, диктуемые фронтом и его безграничными потребностями, люди были беспредельно заняты. Сокращенный срок обучения обусловил напряженный режим рабочего дня: 9 часов учебных занятий, 3 часа самостоятельной подготовки, плюс другие мероприятия, предусмотренные распорядком дня. Порой не оставалось ни минуты свободного времени.
Тем не менее партийно-политическая работа крепла, совершенствовалась, становилась более гибкой и действенной. Успех ее состоял в том, что в дни большой военной опасности коммунисты нашли путь к уму и сердцу каждого человека, звали людей на подвиги во имя Родины, укрепляли их веру в окончательную победу над зарвавшимся врагом.
Не случайно, что с каждым месяцем ряды партийной организации училища росли и крепли. В некоторых курсантских подразделениях число коммунистов доходило до 50 процентов и более по отношению ко всему личному составу.
Патриотический подъем сказывался также и в том, что большинство курсантов выражало желание поскорее попасть на фронт. С глубочайшим уважением они заботились о тех, кто был в действующей армии. Это ярко проявилось, например, в сборе подарков для фронтовиков. На приобретение новогодних подарков бойцам в декабре 1941 года было собрано 9 тысяч рублей, а к 24-й годовщине Красной Армии - 16 тысяч рублей. В это время училище отправило 145 посылок на фронт и 60 - в местные госпитали (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, л. 6, 10.
Реализуя решение собрания партийного актива об упрочении связей с местным населением, коммунисты наладили широкие контакты с жителями Костромы, прилегающих сел и деревень, трудящимися других областей. Связи носили политический, хозяйственный и культурно-бытовой характер. В глазах местного населения вырос авторитет училища как важного военного, политического и культурного центра.
Инициатива 4-го батальона.
Собрание партийного актива дало новый заряд развитию социалистического соревнования, проявлению инициативы личного состава. С большим и важным начинанием по почину коммунистов выступили курсанты и командиры 4-го батальона. Отвечая на призыв партии «Все для фронта! Все для победы!», они развернули социалистическое соревнование за самые высокие показатели в подготовке командирских кадров для фронта. В честь 24-й годовщины РККА личный состав батальона взял следующие обязательства:
- всем курсантам учиться только на «отлично» и «хорошо»; взять себе на вооружение опыт изученных боев и операции Великой Отечественной войны, знание техники и вооружения врага;
- политработникам досконально овладеть одной какой-либо технической военной специальностью, командирам - овладеть комплексом знаний и навыков, дающим возможность уверенно действовать в роли старшего на одну ступень начальника;
- добиться большей результативности в рационализаторской работе, поставить ее на службу фронту, на укрепление боевой мощи Красной Армии;
- улучшить массово-политическую работу в подразделениях: придать стенной печати боевой, наступательный характер;
- заботиться о злободневности, политической заостренности и большом идейном содержании наглядной агитации в расположении батальона и ленинской комнате;
- наладить художественную самодеятельность, спортивно-массовую работу, культурный и полезный досуг личного состава;
- широко пропагандировать дружбу народов Советского Союза, подвиги и боевое мастерство фронтовиков, успешные боевые действия инженерных войск;
- оказать помощь городским организациям и коллективу подшефного предприятия в проведении оборонной работы.
Командование училища, поддерживая этот почин, призвало весь личный состав включиться в социалистическое соревнование и добиться «главной цели: в краткий срок готовить храбрых, волевых, беспредельно преданных партии и Родине командиров, в совершенстве владеющих специальностью»(1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 358.
Упорным, напряженным трудом личный состав 4-го батальона, командиром которого был майор Е.П. Данилюк, заместителем по политической части - батальонный комиссар Г.Б. Бам, выполнил свои обязательства и завоевал первое место в соревновании подразделений. Первое место среди взводов и переходящее Красное Знамя завоевал взвод лейтенанта Н.С. Цибука.
Социалистическое соревнование способствовало подъему уровня учебы во всем училище. Только за ноябрь месяц 1941 года количество передовиков учебы увеличилось со 139 до 292 человек.
Социалистическое соревнование стало постоянным действующим фактором повышения качества учебы в училище. Методы соревнования использовались каждым новым набором курсантов.