СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Среда, 04.12.2024, 10:51
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [78]
Выпускники [937]
Воспоминания выпускников [13]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    4. УЧИЛИЩЕ — ФРОНТУ
     
    От Черного до Баренцева моря.
    В трудное для Родины вре­мя наше училище с достоинством выполняло поставленные пе­ред ним задачи: фронт своевременно получал отлично подготов­ленных командиров и специалистов инженерных войск.
    На всех фронтах от Черного до Баренцева моря сражались выпускники старейшего училища нашей страны.
    «Война показала большое значение инженерного обеспече­ния войск во всех видах боя и операций и ту важную роль, ко­торую играли в этом инженерные войска. В ходе зимней кампа­нии 1941/42 года для создания стратегических оборонительных полос и рубежей были сформированы саперные армии... Инже­нерные бригады, моторизованные понтонно-мостовые полки и бригады, армейские инженерно-саперные бригады и другие ин­женерные части и соединения строили укрепления, устанавли­вали заграждения, проделывали проходы в минных полях про­тивника, обеспечивали форсирование войсками водных преград, участвовали в атаках и отражении контратак и т. д.
    Боевая деятельность инженерных войск в Великой Отечест­венной войне по достоинству оценена Верховным Главнокоман­дованием, Правительством. За подвиги, героизм и отвагу, за большой и тяжелый труд многие тысячи солдат и офицеров ин­женерных войск получили высокие награды» (1).
    [1] Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. История, М., Воениздат, 1970, стр. 588.
    Немалая заслуга в боевой славе инженерных войск принад­лежит воспитанникам училища. Тысячи его выпускников воз­главляли объединения, соединения, части и подразделения ин­женерных войск на фронте, громили врага в составе частей гвардейских минометов. Тысячи питомцев училища за умелое выполнение боевых задач и личное мужество отмечены прави­тельственными наградами, десятки из них удостоены звания Героя Советского Союза.
    В январе 1942 года на должность начальника оперативного отдела штаба инженерных войск Западного фронта был отко­мандирован начальник училища подполковник А.Д. Цирлин.
    Училище с января по декабрь возглавлял полковник В.Л. Данилов. Воспитанник нашего учебного заведения, он участвовал в боях в качестве начальника инженерных войск армии. Был тяжело ранен. Восстановив свое здоровье, после ра­нения вернулся в родное училище.
    Вскоре один за другим на фронт отправились начальник учебного отдела военинженер 2-го ранга З.А. Концевой, старший преподаватель подрывного дела майор М.И. Демченко, препо­даватель фортификации майор В.Н. Панников, командиры ба­тальонов майоры Е.П. Данилюк и П.М. Спицин, командиры рот старший лейтенант Б.В. Затылкин, капитан В.О. Нооль и другие.
    Командиры, преподаватели, выпускники училища, все со­ветские люди знали, что предстоит еще долгая и трудная борь­ба за победу над врагом. Вражеские войска находились в 120 км от Москвы. Противником были заняты огромные территории советской земли. Но коммунисты и комсомольцы верили в ко­нечную победу.
     
    «Слава тебе, русский сапер Скареднев!»
    Где бы ни сража­лись воспитанники училища, какой бы пост ни занимали - всю­ду и всегда своим боевым умением, доблестью и верностью во­енной присяге они вносили достойный вклад в разгром врага.
    Храбро и мужественно выполнял задания командования са­пер сержант Семен Скареднев. Вместе с группой подрывников он наносил удары по врагу как раз там, где они были более чувствительны. В июле 1942 года о его подвиге писала газета 20-й армии «За честь Родины». Вот что произошло.
    Советские войска после победы под Москвой продвигались на запад. Командование части, входившей в 20-ю армию, при­няло решение взорвать полотно узкоколейной дороги, которым мог воспользоваться противник. На выполнение задания с груп­пой саперов отправился сержант Скареднев. На обратном пути подрывники под огнем противника наскочили на заминирован­ное поле. Семену Скаредневу оторвало ступни ног, были ране­ны и его товарищи. Скареднев очнулся первым и понял, что произошло. Все его помыслы были о своих боевых товарищах, он меньше думал о себе. Ползком, наощупь Семен находил, снимал и отбрасывал в сторону мины. Превозмогая боль, сер­жант полз по собственной крови и до конца выполнил свой долг: солдаты преодолели заминированное поле и вынесли сво­его командира.
    «Слава тебе, русский сапер Семен Скареднев! - читали фронтовики в армейской газете. - Твое имя будет внесено в боевую историю советского народа. Потомки, открывая славные страницы, произнесут и твое простое имя... Они будут учиться у тебя побеждать смерть».
    Газета была права. После войны прошли десятки лет, но имя мужественного сапера не забыто. Оно вошло в историю училища, его повторяют земляки сержанта. В 80-й школе го­рода Иркутска, где учился С.А. Скареднев, его имя носит пио­нерская дружина.
    В августе 1942 года, когда враг с бешеной настойчивостью рвался к Волге и на Кавказ, новая группа курсантов в составе 300 человек отправилась на фронт.
    Младшими командирами и специалистами выпускников на­правили в саперные части 59-й и 111-й стрелковых бригад, а так­же 857-й стрелковой дивизии.
    Одновременно на фронт в полном составе уходит рота кур­сантов по специальности береговой обороны. Саперы составили 4-й, последний выпуск специалистов для Военно-Морского Фло­та, которых училище готовило с 1940 года.
    Вместе с подразделением убыли командир роты старший лейтенант Н.М. Рязанцев, командиры взводов лейтенанты А.В. Гущин (ныне генерал-майор инженерных войск), С.В. Дидоренко, Н.П. Попов, И.М. Халст и боцман (старшина роты) мичман М.Е. Яковлев. Эта рота вошла в состав 107-й стрелковой бригады, которая позже влилась в Черноморскую группу войск.
    Ленинградцы-ждановцы прошли славный боевой путь. Они принимали участие в битве за Кавказ в районе Туапсе и боях на Малой Земле под Новороссийском.
     
    В великой битве на Волге.
    Летом и осенью 1942 года раз­вернулось одно из величайших сражений за всю историю войн - оборона Сталинграда. На его защиту встала вся страна.
    ...У стен волжской твердыни насмерть стояла 12-я инженер­но-саперная, а затем 43-я бригада спецминирования, которыми командовал выпускник училища полковник И.П. Корявко (ны­не генерал-майор инженерных войск в отставке, Герой Совет­ского Союза.
    Мужественно защищали город вместе с танкистами, артил­леристами, пехотинцами саперы бригады. Комбриг личным при­мером вдохновлял их и всегда был на самых ответственных участках фронта.
    Личная храбрость и самоотверженность в защите Родины сочеталась у И.П. Корявко с любовью к людям и стремлением к творчеству, к поиску нового. Эти качества особенно хорошо раскрылись в боях на подступах к Волге.
    К ноябрю 1942 года в результате длительных ожесточенных боев ряды защитников города поредели. На пополнение рассчи­тывать особенно не приходилось, так как готовилось контрнаступление. Комбриг Корявко давно вынашивал мысль использовать 152-мм снаряды в качестве осколочных заградительных мин. Поделившись этой мыслью с командирами стрелковых час­тей и получив от них требуемые снаряды, он дал указание при­способить их для минирования. Так были созданы самодельные мины ОЗМ-152. Только на одном небольшом участке бригада поставила 127 мин. Они нанесли большой урон противнику.
    Здесь же сражался и другой наш воспитанник командир батальона - майор А.П. Тихонов (впоследствии Герой Совет­ского Союза). Понтонный батальон, которым он командовал, обеспечивал в ходе контрнаступления переправу танков через Дон. Решение приступить к постройке моста майор Тихонов принял за 13 часов до начала операции, когда противополож­ный берег был занят противником. Основывалось это смелое решение на тщательной инженерной разведке и личной про­верке места постройки моста, в результате которой ему удалось установить, что на участке переправы для засеченных огневых точек противника зеркало реки находилось в мертвом простран­стве, а в зону наблюдения и обстрела попадал лишь спуск на мост с нашего берега.
    В ночь накануне наступления понтонеры начали скоростное строительство моста широким фронтом, а к полудню следую­щего дня мост длиной 240 м и шириной 3,6 м был готов. Все это время комбат находился на месте строительства и лично руководил им. Инициатива, смелость, хорошая организация разведки и работ, дружная и слаженная работа личного со­става дали возможность двинуть в бой танки по мосту, постро­енному саперами батальона майора А.П. Тихонова.
    Огромная заслуга в достижении победы под Сталинградом принадлежала инженерным войскам, которые в период обороны укрепляли город и подступы к нему.
    Поистине титанический труд вложили дорожники, саперы и другие воины инженерных частей в подготовку и проведение контрнаступления.
    Начальником инженерных войск Советской Армии в это время был генерал-полковник М.П. Воробьев, в прошлом на­чальник нашего училища. Михаил Петрович часто выезжал на фронты. Он лично возглавлял разработку строительства оборонительных укреплений на ближних и дальних подступах к Ста­линграду, а в июне и июле 1942 года находился в районе Ста­линграда.
    Немалая заслуга в применении достижений советского воен­но-инженерного искусства под Сталинградом принадлежит вос­питаннику училища А.И. Прошлякову.
    В те дни он возглавлял инженерные войска Сталинградско­го фронта, затем Донского фронта в Сталинградском сраже­нии. Под его руководством непрерывно совершенствовались способы и формы инженерного обеспечения боя и опе­рации.
    Было убедительно доказано, что советская военно-инженер­ная техника и тактика инженерных войск намного выше не­мецких.
    «Командование инженерных частей армии выражает учили­щу свою благодарность...»
    Счет славных побед Красной Армии над немецкими поработителями народов нашей страны и Евро­пы увеличивался. Это объяснялось многими причинами. Мы на­зовем одну из них: советские войска научились бить заклятого врага. Командиры инженерных войск овладевали наукой по­беждать еще в стенах родного училища. Здесь они приобрета­ли теоретические знания, закрепляли их на практике, обогаща­ли изучением опыта войны. Партийная, деловая, здоровая атмо­сфера училища формировала высокие морально-боевые качества выпускников.
    «Можете гордиться своими воспитанниками, - писал в де­кабре 1941 года в училище выпускник последнего предвоенного выпуска лейтенант В.В. Афанасенко, - они в самый трудный момент не теряют равновесия, твердой воли, стараются выпол­нить приказ во имя защиты Родины, рискуя своей собственной жизнью».
    Высокую оценку выпускникам училища давали в своих от­зывах начальники инженерных войск фронтов и армий. Так, начальник инженерных войск 8-й армии полковник Германович писал: «В инженерных частях и подразделениях 8-й армии про­должают службу многие воспитанники училища. Скромные, грамотные командиры в жестоких боях с немецкими захватчи­ками показали себя храбрыми, мужественными воинами. Многие из них удостоены высоких правительственных наград Союза ССР.
    Капитан Плюснин награжден орденом Красная Звезда и медалью «За отвагу», старшие лейтенанты Здравомыслов, Урванцев награждены орденами Красного Знамени. Старшие лейтенанты Голованов, Степанян в последних боях с врагом проявили исключительную смелость и отвагу. В течение десяти ночей они работали по установке минных полей под сильным огнем противника. Недавно прибывший из Вашего училища лейтенант Филонов в короткий срок освоил работу помощника начальника штаба инженерных войск армии.
    С 1 по 17 октября 1942 года он выполнял задание штаба по руководству инженерными частями на одном из участков фрон­та. Задачу, поставленную командованием, выполнил, за что представлен к награде, одновременно ему присвоено звание старшего лейтенанта.
    Ко дню XXV годовщины Великой Октябрьской социалистиче­ской революции командование инженерных частей 8-й армии выражает свою благодарность всему начальствующему составу училища и надеется, что и впредь выпускники-ждановцы будут показывать образцы хорошей боевой работы на фронтах Вели­кой Отечественной войны» (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, ф. 131755 с, д. 1, л. 166.
     
    В дни подготовки к юбилею.
    В декабре 1942 года начальни­ком училища был назначен полковник Д.С. Иванов, в прош­лом воспитанник нашего учебного заведения. Свой боевой путь он начал в рядах армии еще в 1918 году, участвовал в граж­данской войне. Затем занимал ряд должностей, связанных с инженерной службой. С первого же дня Отечественной войны полковник Д.С. Иванов был на фронте. Участвовал в боях под Ельней, оборонял Москву. В 1942 году в составе Брянского фронта защищал Воронеж.
    Полученный боевой опыт Дмитрий Сергеевич умело использовал в деле подготовки командиров инженерных войск. Он усилил воспитание курсантов в духе войскового товарищества, глубокой любви к Родине, нерушимой дружбы народов, кров­ного единства фронта и тыла. На героическом прошлом народов СССР, на решительных победах Советской Армии над гит­леровскими войсками и геройских подвигах фронтовиков кур­санты учились мастерству инженерного обеспечения боя, умению организовать железную дисциплину и порядок в своих подраз­делениях, верности своему долгу.
    Зимой 1942/43 года личный состав училища трудился с осо­бым подъемом. Еще до того, как Совинформбюро передало по радио официальное сообщение о великой победе на Волге, командиры, преподаватели, курсанты, рабочие и служащие - весь коллектив училища с огромной радостью узнал об успехе войск Ленинградского и Волховского фронтов.
    12 января 1943 года они перешли в наступление южнее Ладожского озе­ра и прорвали вражескую блокаду. Связь города со страной была восстановлена. Это сразу улучшило его военное и продо­вольственное положение.
    Ленинград - родина училища. И у каждого человека, жив­шего в условиях эвакуации, вспыхнула надежда на скорое воз­вращение в свое родное место - Инженерный замок. Вспоми­нали командиров, преподавателей и курсантов, откомандиро­ванных в части Ленинградского фронта в дни передислокации учебного заведения (о них мы рассказывали в предыдущих главах). От войск Ленинградского фронта ждали новых побед.
    Курсанты учились с большим подъемом еще и потому, что приближался знаменательный юбилей училища. Они с законной гордостью рассказывали друзьям и писали в письмах родителям о своем родном инженерном. Да и трудно было не восхищаться училищем: свыше 10 тысяч его питомцев, командиров и препо­давателей, направленных на фронт, возглавляли взводы, роты, части, соединения и объединения инженерных войск.
    И это были кадры, превосходившие врага по технической подготовке, нравственным и морально-боевым качествам, выко­ванные в невероятно сжатые сроки и в невиданно сложных условиях войны.
    Такой труд под силу только мощному, слаженному и чрез­вычайно жизнедеятельному учебному комплексу, каким и при­шло училище к своему юбилею.
     
    Оглавление     <     Часть 3     <   *   >     Часть 5
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (12.10.2010)
    Просмотров: 1703 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz