СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Четверг, 10.10.2024, 13:10
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [78]
Выпускники [935]
Воспоминания выпускников [13]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    ЛУ, глава 3
    В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
     
    В августе училище было передислоцировано в город Ко­строму. 17 августа в Кострому ушел первый эшелон, а через десять дней прибыли к месту назначения остальные.
     
    Здание управления училища на ул. Симановского в г. Костроме.
    Учебные помещения.
     
    Чтобы обеспечить нормальную учебу на новом месте, приш­лось решить много сложных и трудоемких хозяйственных задач. В короткий срок, к 30 августа, училище было обеспечено обо­рудованными жилыми и учебными помещениями, имело дей­ствующий переправочный лагерь на один батальон, 52 класса и другую необходимую материально-техническую базу.
    В воскресенье 31 августа 1941 года в училище начались за­нятия с курсантами.
    Резкий контраст представляли собой отделения. В одних была молодежь со школьной скамьи, в других - люди, имевшие за плечами большой жизненный опыт. Были взводы, укомплектован­ные инженерами и работниками науки, имевшими ученые сте­пени, и взводы курсантов, успевших окончить только 8-9 клас­сов средней школы. Все это осложняло работу командиров и преподавателей. Но и курсанты и офицеры жили одним стрем­лением - разгромить ненавистного врага, люди рвались в бой п поэтому даже в столь трудных условиях учебные программы неизменно выполнялись.
    К концу 1941 года врагу удалось выйти на ближние подступы к столице нашей Родины - Москве. Перестала быть глубоким тылом и Кострома. Железнодорожный мост через Волгу, круп­ные текстильные фабрики, промышленные предприятия и другие объекты, имеющие военное значение, все больше привлекали внимание врага. С октября немецкие самолеты стали появляться над Костромой.
    В октябре - ноябре 1941 года по заданию Костромского Ко­митета Обороны и начальника гарнизона личный состав училища принял участие в создании укреплений вокруг города. Однако занятия в училище не прерывались. Они продолжались и тогда, когда обстановка требовала от курсантов большую часть суток проводить вне учебных классов, там, где нужны были их ловкие руки, сила, выносливость, умение стойко преодолевать труд­ности.
    Именно такая обстановка сложилась к концу года. Огром­ный караван в составе 300 судов, груженых нефтью, авиацион­ным бензином, эвакуированным заводским оборудованием, строительными материалами и продовольствием не был своевре­менно введен в реку Костромка и вмерз в волжский лед. Весен­ний ледоход мог уничтожить весь караван. Спасти его было по­ручено курсантам. На лед великой русской реки в эти дни были перенесены занятия по подрывным работам. Тщательно рассчи­танными взрывами на Волге были созданы свободные ото льда каналы, по которым и провели караван в безопасное место. За это личный состав училища заслужил первую благодарность от Костромского Горкома партии и Горисполкома.
    А война выдвигала перед училищем все новые и новые слож­ные задачи.
    Замечательные советские конструкторы создавали новое ору­жие, а наша промышленность быстро осваивала производство его. Это были знаменитые гвардейские минометы - «катюши». Ими оснащались вновь создаваемые части и подразделения. Но для этих частей требовались хорошо обученные кадры, в част­ности, офицеры-электрики. Подготовка их была возложена на Ленинградское военно-инженерное училище. Уже в сентябре 1941 года состоялся первый выпуск: в части гвардейских мино­метов ушло 43 лейтенанта-электрика, а еще через два месяца за ними последовала новая партия молодых специалистов.
    Зима 1941 - 1942 года была лютая. В январе и феврале мо­розы достигли 35 градусов. Но в бураны и вьюги не прекраща­лись полевые занятия с курсантами. Жизнь в шалашах, в лесу, постройка двухкилометрового колонного пути, по которому в училище доставлялась вода и все виды довольствия, системати­ческие лыжные тренировки - все это повышало закалку курсан­тов, способствовало их лучшей подготовке к несению службы на фронте.
    В марте 1942 года ушла на фронт последняя группа курсан­тов ленинградского набора, сохранившая живую память о днях пребывания в городе Ленина. Им на смену пришли костромичи и уроженцы других областей. Как и ленинградцы, они свято сле­довали боевым традициям училища.
    Командование училища всемерно добивалось приближения обучения курсантов к условиям боевой действительности. Район учений и направление действий подразделений выбирались с та­ким расчетом, чтобы курсанты обязательно выполняли инженер­ные работы, прокладывали дороги, колонные пути, строили мо­сты. Как и в довоенные времена, курсанты охотно откликались на просьбы местных Советов депутатов трудящихся. В 1942 году в ходе учебных занятий они построили шесть мостов через реку Сендега и овраги. В июле этого же года по проекту преподава­теля переправ подполковника Ховратович курсанты навели на­плавной мост через р. Костромка длиною 183 метра и грузо­подъемностью 10 тонн.
    В специальном решении Исполнительного Комитета Костром­ского Городского Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1942 года отмечалось большое хозяйственное значение этого мо­ста, связавшего обе части города. Около ста курсантов и офице­ров получили благодарности Исполкома Костромского Совета депутатов трудящихся.
    В это трудное время курсанты часто привлекались на различ­ные хозяйственные работы, особенно по сбору урожая. Училище помогало колхозам, совхозам и МТС. Курсанты и офицеры ча­сто отказывались от сна и отдыха, лишь бы умножить свою по­мощь фронту, внести больший вклад в подготовку победы над ненавистным врагом.
    Если учесть, что все эти работы курсантам приходилось вы­полнять наряду с учебными занятиями, то нетрудно представить, какое напряжение приходилось выдерживать им. Но никто не слышал от них ни одной жалобы. Наоборот, чем труднее было задание, тем больше оказывалось добровольцев.
    Так произошло и тогда, когда фронт потребовал водолазов. Они нужны были в инженерных войсках, которые занимались наводкой мостов, подъемом затонувших понтонов, танков и дру­гой боевой техники, производством подрывных работ при рас­чистке русел рек от остатков взорванных пролетных строений, для восстановления разрушенных опор мостов, для расчистки площадок при устройстве пристаней и т. д. Эти работы нужно было производить на глубине, иногда превышающей 4 метра, на реках с быстрым течением, летом и зимой, в любую погоду, в зоне артиллерийского обстрела и при налетах авиации против­ника.
    Летом 1942 года в училище были открыты курсы по подго­товке офицеров-водолазов для понтонных частей. На эти курсы зачислялись добровольцы. В них не было недостатка. А вскоре специалисты нового профиля распростились с преподавателями, чтобы приступить к своему нелегкому труду на многочисленных реках, берега которых стали полем боя.
    В дни, когда советский народ отдавал все свои силы для борьбы с врагом, у каждого курсанта возникало желание до от­правки на фронт сделать возможно больше полезного для Ро­дины. Появилось много курсантов, которые настойчиво искали пути усовершенствования существующего оружия, наиболее ра­ционального использования механизмов и т. д. Для этого при­ходилось недосыпать ночей, выкраивать свободное время бук­вально по минутам. Но рационализаторская работа все шири­лась. За полгода курсанты подали 50 рационализаторских предложений.
    Все ценные предложения, направленные на улучшение учеб­ного процесса и методики преподавания, были реализованы в училище. 13 других предложений были направлены в Централь­ное управление НКО СССР. Некоторые из них получили одобре­ние. Так была принята «счетная линейка для подрывника», соз­данная курсантом Поповым.
    Главное военно-инженерное управление одобрило «пере­движные, расчетные таблицы понтонных парков», разработанные капитаном Соломоновым и лейтенантом Усовым. Каждый кур­сант-понтонер копировал эти таблицы и увозил с собой на фронт.
    В 1942 году преподаватели училища под руководством под­полковника П.А. Козлова выполнили большую работу по со­ставлению «Сборника справочных таблиц по военно-инженер­ному делу». Это была первая попытка собрать воедино основ­ной справочный материал, необходимый каждому военному инженеру на фронте.
    Между тем события на фронте разворачивались своим чере­дом. Враг рвался к Волге, подошел к окраинам Сталинграда. Страна ценой огромных усилий сдерживала натиск бронирован­ных гитлеровских армий. Это напряжение чувствовали все: и солдаты на переднем крае, и работница, выполнявшая фронто­вой заказ. Чувствовали его и курсанты. В разгар боя за Сталин­град из числа курсантов было отобрано 499 человек. Они были направлены в крепость на Волге младшими командирами, сра­жались рука об руку со своими товарищами, выпущенными из училища в офицерском звании. Из Сталинграда, Ленинграда, со всех фронтов в училище шли письма, в которых рассказывалось и доблести офицеров инженерных войск.
    Вот что писал полковник Германович - начальник Инженер­ных войск 8-й армии, сражавшейся под Ленинградом.
    «В инженерных частях и подразделениях 8-й армии продол­жают службу многие воспитанники вверенного Вам училища. Скромные, грамотные командиры в жестоких боях с немецкими захватчиками, показали себя храбрыми, мужественными воинами. Многие из них удостоены высоких правительственных на­град Союза ССР. Капитан Плюснин награжден орденом Крас­ная Звезда и медалью «За отвагу», старшие лейтенанты Здравомыслов, Урванцев награждены орденами Красного знамени. Старшие лейтенанты Голованов, Степаньян в последних боях с врагом проявили исключительную смелость и отвагу. В течение десяти ночей они работали по установке минных полей под сильным огнем противника. Недавно прибывший из Вашего учи­лища лейтенант Филонов в короткий срок освоил работу помощ­ника начальника штаба инженерных войск армии.
    С 1 по 17 октября 1942 года он выполнял задание штаба по руководству инженерными частями на одном из участков фронта. Задачу, поставленную командованием, выполнил, за что представлен к награде, одновременно ему присвоено звание стар­шего лейтенанта.
    Ко дню 25 годовщины Великой Октябрьской Социалистиче­ской революции командование инженерных войск 8-й армии вы­ражает свою благодарность всему начальствующему составу учи­лища и надеется, что и впредь выпускники-ждановцы будут по­казывать образцы хорошей боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны».
     
     
     
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (05.10.2010)
    Просмотров: 1335 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz