В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В августе училище было передислоцировано в город Кострому. 17 августа в Кострому ушел первый эшелон, а через десять дней прибыли к месту назначения остальные.
Здание управления училища на ул. Симановского в г. Костроме. |
Учебные помещения. |
Чтобы обеспечить нормальную учебу на новом месте, пришлось решить много сложных и трудоемких хозяйственных задач. В короткий срок, к 30 августа, училище было обеспечено оборудованными жилыми и учебными помещениями, имело действующий переправочный лагерь на один батальон, 52 класса и другую необходимую материально-техническую базу.
В воскресенье 31 августа 1941 года в училище начались занятия с курсантами.
Резкий контраст представляли собой отделения. В одних была молодежь со школьной скамьи, в других - люди, имевшие за плечами большой жизненный опыт. Были взводы, укомплектованные инженерами и работниками науки, имевшими ученые степени, и взводы курсантов, успевших окончить только 8-9 классов средней школы. Все это осложняло работу командиров и преподавателей. Но и курсанты и офицеры жили одним стремлением - разгромить ненавистного врага, люди рвались в бой п поэтому даже в столь трудных условиях учебные программы неизменно выполнялись.
К концу 1941 года врагу удалось выйти на ближние подступы к столице нашей Родины - Москве. Перестала быть глубоким тылом и Кострома. Железнодорожный мост через Волгу, крупные текстильные фабрики, промышленные предприятия и другие объекты, имеющие военное значение, все больше привлекали внимание врага. С октября немецкие самолеты стали появляться над Костромой.
В октябре - ноябре 1941 года по заданию Костромского Комитета Обороны и начальника гарнизона личный состав училища принял участие в создании укреплений вокруг города. Однако занятия в училище не прерывались. Они продолжались и тогда, когда обстановка требовала от курсантов большую часть суток проводить вне учебных классов, там, где нужны были их ловкие руки, сила, выносливость, умение стойко преодолевать трудности.
Именно такая обстановка сложилась к концу года. Огромный караван в составе 300 судов, груженых нефтью, авиационным бензином, эвакуированным заводским оборудованием, строительными материалами и продовольствием не был своевременно введен в реку Костромка и вмерз в волжский лед. Весенний ледоход мог уничтожить весь караван. Спасти его было поручено курсантам. На лед великой русской реки в эти дни были перенесены занятия по подрывным работам. Тщательно рассчитанными взрывами на Волге были созданы свободные ото льда каналы, по которым и провели караван в безопасное место. За это личный состав училища заслужил первую благодарность от Костромского Горкома партии и Горисполкома.
А война выдвигала перед училищем все новые и новые сложные задачи.
Замечательные советские конструкторы создавали новое оружие, а наша промышленность быстро осваивала производство его. Это были знаменитые гвардейские минометы - «катюши». Ими оснащались вновь создаваемые части и подразделения. Но для этих частей требовались хорошо обученные кадры, в частности, офицеры-электрики. Подготовка их была возложена на Ленинградское военно-инженерное училище. Уже в сентябре 1941 года состоялся первый выпуск: в части гвардейских минометов ушло 43 лейтенанта-электрика, а еще через два месяца за ними последовала новая партия молодых специалистов.
Зима 1941 - 1942 года была лютая. В январе и феврале морозы достигли 35 градусов. Но в бураны и вьюги не прекращались полевые занятия с курсантами. Жизнь в шалашах, в лесу, постройка двухкилометрового колонного пути, по которому в училище доставлялась вода и все виды довольствия, систематические лыжные тренировки - все это повышало закалку курсантов, способствовало их лучшей подготовке к несению службы на фронте.
В марте 1942 года ушла на фронт последняя группа курсантов ленинградского набора, сохранившая живую память о днях пребывания в городе Ленина. Им на смену пришли костромичи и уроженцы других областей. Как и ленинградцы, они свято следовали боевым традициям училища.
Командование училища всемерно добивалось приближения обучения курсантов к условиям боевой действительности. Район учений и направление действий подразделений выбирались с таким расчетом, чтобы курсанты обязательно выполняли инженерные работы, прокладывали дороги, колонные пути, строили мосты. Как и в довоенные времена, курсанты охотно откликались на просьбы местных Советов депутатов трудящихся. В 1942 году в ходе учебных занятий они построили шесть мостов через реку Сендега и овраги. В июле этого же года по проекту преподавателя переправ подполковника Ховратович курсанты навели наплавной мост через р. Костромка длиною 183 метра и грузоподъемностью 10 тонн.
В специальном решении Исполнительного Комитета Костромского Городского Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1942 года отмечалось большое хозяйственное значение этого моста, связавшего обе части города. Около ста курсантов и офицеров получили благодарности Исполкома Костромского Совета депутатов трудящихся.
В это трудное время курсанты часто привлекались на различные хозяйственные работы, особенно по сбору урожая. Училище помогало колхозам, совхозам и МТС. Курсанты и офицеры часто отказывались от сна и отдыха, лишь бы умножить свою помощь фронту, внести больший вклад в подготовку победы над ненавистным врагом.
Если учесть, что все эти работы курсантам приходилось выполнять наряду с учебными занятиями, то нетрудно представить, какое напряжение приходилось выдерживать им. Но никто не слышал от них ни одной жалобы. Наоборот, чем труднее было задание, тем больше оказывалось добровольцев.
Так произошло и тогда, когда фронт потребовал водолазов. Они нужны были в инженерных войсках, которые занимались наводкой мостов, подъемом затонувших понтонов, танков и другой боевой техники, производством подрывных работ при расчистке русел рек от остатков взорванных пролетных строений, для восстановления разрушенных опор мостов, для расчистки площадок при устройстве пристаней и т. д. Эти работы нужно было производить на глубине, иногда превышающей 4 метра, на реках с быстрым течением, летом и зимой, в любую погоду, в зоне артиллерийского обстрела и при налетах авиации противника.
Летом 1942 года в училище были открыты курсы по подготовке офицеров-водолазов для понтонных частей. На эти курсы зачислялись добровольцы. В них не было недостатка. А вскоре специалисты нового профиля распростились с преподавателями, чтобы приступить к своему нелегкому труду на многочисленных реках, берега которых стали полем боя.
В дни, когда советский народ отдавал все свои силы для борьбы с врагом, у каждого курсанта возникало желание до отправки на фронт сделать возможно больше полезного для Родины. Появилось много курсантов, которые настойчиво искали пути усовершенствования существующего оружия, наиболее рационального использования механизмов и т. д. Для этого приходилось недосыпать ночей, выкраивать свободное время буквально по минутам. Но рационализаторская работа все ширилась. За полгода курсанты подали 50 рационализаторских предложений.
Все ценные предложения, направленные на улучшение учебного процесса и методики преподавания, были реализованы в училище. 13 других предложений были направлены в Центральное управление НКО СССР. Некоторые из них получили одобрение. Так была принята «счетная линейка для подрывника», созданная курсантом Поповым.
Главное военно-инженерное управление одобрило «передвижные, расчетные таблицы понтонных парков», разработанные капитаном Соломоновым и лейтенантом Усовым. Каждый курсант-понтонер копировал эти таблицы и увозил с собой на фронт.
В 1942 году преподаватели училища под руководством подполковника П.А. Козлова выполнили большую работу по составлению «Сборника справочных таблиц по военно-инженерному делу». Это была первая попытка собрать воедино основной справочный материал, необходимый каждому военному инженеру на фронте.
Между тем события на фронте разворачивались своим чередом. Враг рвался к Волге, подошел к окраинам Сталинграда. Страна ценой огромных усилий сдерживала натиск бронированных гитлеровских армий. Это напряжение чувствовали все: и солдаты на переднем крае, и работница, выполнявшая фронтовой заказ. Чувствовали его и курсанты. В разгар боя за Сталинград из числа курсантов было отобрано 499 человек. Они были направлены в крепость на Волге младшими командирами, сражались рука об руку со своими товарищами, выпущенными из училища в офицерском звании. Из Сталинграда, Ленинграда, со всех фронтов в училище шли письма, в которых рассказывалось и доблести офицеров инженерных войск.
Вот что писал полковник Германович - начальник Инженерных войск 8-й армии, сражавшейся под Ленинградом.
«В инженерных частях и подразделениях 8-й армии продолжают службу многие воспитанники вверенного Вам училища. Скромные, грамотные командиры в жестоких боях с немецкими захватчиками, показали себя храбрыми, мужественными воинами. Многие из них удостоены высоких правительственных наград Союза ССР. Капитан Плюснин награжден орденом Красная Звезда и медалью «За отвагу», старшие лейтенанты Здравомыслов, Урванцев награждены орденами Красного знамени. Старшие лейтенанты Голованов, Степаньян в последних боях с врагом проявили исключительную смелость и отвагу. В течение десяти ночей они работали по установке минных полей под сильным огнем противника. Недавно прибывший из Вашего училища лейтенант Филонов в короткий срок освоил работу помощника начальника штаба инженерных войск армии.
С 1 по 17 октября 1942 года он выполнял задание штаба по руководству инженерными частями на одном из участков фронта. Задачу, поставленную командованием, выполнил, за что представлен к награде, одновременно ему присвоено звание старшего лейтенанта.
Ко дню 25 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции командование инженерных войск 8-й армии выражает свою благодарность всему начальствующему составу училища и надеется, что и впредь выпускники-ждановцы будут показывать образцы хорошей боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны».
|