СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Понедельник, 30.12.2024, 20:21
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [79]
Выпускники [941]
Воспоминания выпускников [13]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    10. ВИДНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
    В годы Великой Отечественной войны непрерывно совершен­ствовалась техника и вооружение, способы и форма инженер­ного обеспечения боя, было убедительно доказано, что совет­ская военно-инженерная техника и тактика инженерных войск намного выше немецких.
    В этом немалая заслуга тех, кто вышел из стен военно-ин­женерного училища. Свыше 10 тыс. его питомцев, командиров и преподавателей, направленных на фронт, возглавляли подраз­деления, части, соединения и объединения инженерных войск. Под их руководством создавались неприступные оборонительные линии, устанавливались минные поля, прокладывались колон­ные пути, наводились переправы. Их творческим умом разра­батывались и внедрялись в боевую практику новые инженерно- тактические способы обеспечения боя и операции, развивалось военно-инженерное искусство, создавались новые средства ин­женерного вооружения. Из их среды выделились видные инженерные военачальники, чьи имена широко известны не только воинам инженерных войск, но и всех Вооруженных Сил СССР. Расскажем о неко­торых из них.
     
    Генерал-полковник инженерных войск Л. З. Котляр.
    Леон­тий Захарович Котляр родился 3 июня 1901 года в Томске. Служ­бу в Советской Армии начал в 1920 году. В следующем году вступил в члены КПСС. Участник гражданской войны, он ре­шает навсегда связать свою судьбу с армией и в 1922 году оканчивает Петроградскую военно-инженерную школу, а в 1930 году - Военно-техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского.
    С этого времени Леонтий Захарович занимает ряд высоких должностей: в 1938-1940 гг. - начальник отдела инженерных войск Киевского военного округа, в 1940-1941 гг. - начальник управления Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В Великую Отечественную войну в 1941-1942 гг. был на­чальником Главного инженерного управления и начальником инженерных войск Красной Армии; с апреля 1942 года - генерал-инспектор Инспекции инженерных войск, в 1942-1945 гг. - начальник инженерных войск Воронежского, Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. В 1944 году ему присвоено звание генерал-полковника инженерных войск, в 1945 году он удостоен звания Героя Советского Союза.
    Л.З. Котляр участвовал в обороне Москвы, освобождении Болгарии, Венгрии, Австрии. Огромны его заслуги перед Роди­ной и народами Европы, которые были избавлены Красной Ар­мией от гитлеровского ига.
    После войны Леонтий Захарович много сил отдал научно-педагогической деятельности. Свыше шести лет он являлся на­чальником Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбыше­ва, а с 1951 года - начальником кафедры этой академии.
    Партия и правительство высоко оценили заслуги Л.3. Котляра. Он награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени и медалями, а также ино­странными орденами.
    Умер Л.3. Котляр в Москве 28 декабря 1953 года.
     
    Маршал инженерных войск М. П. Воробьев.
    М.П. Воробь­ев - один из крупнейших военных инженеров и организаторов военно-инженерных мероприятий Вооруженных Сил страны. Родился Михаил Петрович в селе Хасавъюрт в Дагестане 17 декабря 1896 года в семье служащего. В 1917 году окончил школу прапорщиков. Службу в Красной Армии начал в марте 1918 года, в 1919 году вступил в Коммунистическую партию, участвовал в гражданской войне, был бригадным и дивизион­ным инженером. В 1929 году окончил инженерный факультет Военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского и адъ­юнктуру. С 1932 года на преподавательской работе. С 1936 по 1940 г. - начальник нашего училища. Он много сделал для развития учебного заведения и подготовки накануне войны ква­лифицированных кадров инженерных войск. Его талант инже­нера и качества замечательного военного руководителя с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны.
    Известно, что летом и осенью 1941 года наиболее угрожаю­щим и опасным было московское направление. В июльские дни 259 1941 г., когда наша армия вела тяжелые бои под Смоленском, генерал-майор инженерных войск М.П. Воробьев назначается начальником Инженерного управления Западного фронта. Это назначение не было случайным. Уже в то время М. П. Воробьев проявил себя как крупнейший специалист в области теории и практики заграждений. Он занимался разработкой наиболее эффективных противотанковых средств и наиболее целесообраз­ных методов их применения в условиях высокоманевренных боев и операций. Опубликованные им научные работы по служ­бе заграждений получили высокую оценку специалистов и ученых.
    В срыве ноябрьского наступления немецко-фашистских войск на Москву инженерные факторы сыграли большую роль. И в этом, безусловно, заслуга Воробьева. Несомненен его вклад в инженерное обеспечение контрнаступления войск под Москвой.
    В апреле 1942 года он был назначен на должность началь­ника инженерных войск Красной Армии. В этой должности Ми­хаил Петрович бессменно находился до конца войны. Под его непосредственным руководством была осуществлена перестрой­ка структуры инженерных войск, создана стройная система ру­ководства их деятельностью, совершенствовались способы инженерного обеспечения боевых действий. Он направлял инже­нерно-техническую мысль на изобретение наиболее совершенных средств инженерного вооружения.
    Организуя инженерное обеспечение боевых действий, он ча­сто выезжал на фронты. М. П. Воробьев лично возглавлял разработку плана строительства оборонительных укреплении на ближних и дальних подступах к Сталинграду, а с конца июня по конец июля 1942 года находился в районе Сталинграда.
    В сентябре 1943 года он выехал на фронт, чтобы принять участие в организации инженерного обеспечения форсирования Днепра. Благодаря его умелому руководству инженерные войска Советской Армии получили дальнейшее развитие, и их роль в годы войны значительно повысилась. Его заслуги в руковод­стве инженерными войсками отмечены многими правительствен­ными наградами и присвоением 21 февраля 1944 года звания маршала инженерных войск. После Великой Отечественной войны он работал на руководящих должностях в центральном аппарате Министерства обороны СССР и в военных округах.
    М. П. Воробьев награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. Он умер в Москве 12 июня 1957 года.
     
    Маршал инженерных войск А. И. Прошляков.
    Одним из вы­дающихся советских военачальников был Алексей Иванович Прошляков. Он родился 5 февраля 1901 года в с. Голенищево, ныне Сапожковского района Рязанской области, в семье рабочего. В Красной Армии служил с 1920 года, в члены КПСС вступил в 1921 году. В 1931 и 1938 годах учился в нашем учи­лище на курсах усовершенствования командного состава (КУКС), позже окончил Высшие академические курсы при Во­енной академии Генштаба (1951 г.).
    Во время Великой Отечественной войны занимал высокие посты: был начальником инженерных войск армии на Западном фронте, заместителем начальника Инженерного управления Центрального и Брянского фронтов (1941 г.), заместителем ко­мандующего - начальником инженерных войск Южного, Ста­линградского, Донского, Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов (1942-1945 гг.).
    В мае 1945 года А.И. Прошляков был удостоен звания Ге­роя Советского Союза.
    С 1952 года Алексей Иванович - начальник инженерных войск Министерства обороны СССР. В эти годы проводилась большая работа по обобщению боевого опыта Великой Отечественной войны, доведению его до войск и дальнейшему развитию на его основе военно-инженерного искусства.
    В 1961 году А.И. Прошлякову присваивается звание мар­шала инженерных войск. Под его руководством была продела­на значительная работа по созданию и освоению новых образцов инженерной техники и разработке новых способов выполнения инженерных работ. В эти годы инженерные войска получили на вооружение более совершенную боевую и специальную тех­нику, инженерные части и подразделения были полностью меха­низированы.
    С февраля 1965 года А.И. Прошляков - военный инспек­тор-советник МО СССР.
    Деятельность маршала инженерных войск А.И. Прошлякова высоко оценена Родиной. Он награжден 3 орденами Лени­на, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова II сте­пени, Кутузова I степени, Отечественной войны I степени, 2 ор­денами Красной Звезды, медалями, а также 7 иностранными орденами.
    Его имя присвоено Тюменскому высшему военно-инженерно­му командному училищу.
    Умер А.И. Прошляков в Москве 12 декабря 1973 года.
     
    Генерал-полковник инженерных войск А. Д. Цирлин.
    Актив­ный участник Великой Отечественной войны, крупный военный инженер, доктор военных наук, профессор - таким советские люди знали генерал-полковника инженерных войск Александра Даниловича Цирлина. Всю свою жизнь, энциклопедические зна­ния и талант организатора А.Д Цирлин посвятил служению Родине и Коммунистической партии, членом которой он состо­ял с 1924 года.
    А. Д. Цирлин родился в 1902 году в городе Кагарлык Киев­ской области. В 1924 году был призван в ряды Советской Армии.
    После окончания в 1936 году Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева находился на преподавательской работе, а с 1940 года возглавлял Ленинградское военно-инженерное училище.
    В годы Великой Отечественной войны А.Д. Цирлин прохо­дил службу в центральном аппарате и в действующей армии, занимал должности заместителя начальника штаба инженер­ных войск Советской Армии, начальника инженерных войск - заместителя командующего Степного, 2-го Украинского и За­байкальского фронтов, проявил большие организаторские спо­собности в осуществлении инженерного обеспечения фронтовых операций, в руководстве инженерными войсками, инициативу и личное мужество.
    В послевоенные годы А.Д. Цирлин длительное время возглавлял кафедру Военной академии Генерального штаба Воору­женных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова, а с 1961 по 1969 год - Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбы­шева. После ухода в 1969 году в отставку вел большую научную и военно-патриотическую работу.
    На всех доверенных ему постах А.Д. Цирлин с высоким чувством ответственности относился к порученному делу, отда­вал все свои силы, знания и богатый боевой опыт укреплению Советских Вооруженных Сил, подготовке военных кадров, раз­работке проблем военно-инженерного искусства.
    А.Д. Цирлина отличала беззаветная преданность Родине, делу Коммунистической партии. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни, неоднократно избирался де­путатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.
    Заслуги А.Д. Цирлина высоко оценены Коммунистической партией и Советским правительством. Ему была присуждена Государственная премия СССР. Он был награжден двумя ор­денами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Кутузова I степени, орденами Суворова II степени, Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями, а также орденами и медалями ряда социалистических стран.
    А.Д. Цирлин умер в 1975 году в Москве.
     
    Генерал-лейтенант инженерных войск В. В. Косарев.
    С пер­вых дней Великой Отечественной войны мужественно сражался с врагом воспитанник училища В. В. Косарев. В грозные ок­тябрьские дни 1941 года полковнику Косареву было поручено строительство оборонительных сооружений на Калининском фронте. В боях закалялся его характер, оттачивалось мастерст­во, совершенствовались организаторские способности. В 1944 году он командовал инженерными войсками 1-го Прибалтийского фронта. Первейшая забота начальника инженерных войск - мосты и дороги.
    Болотистая местность, пересеченная множеством рек, за­трудняла наступление войск фронта. В этих условиях на плечи саперов легла огромная нагрузка. Под огнем врага наводили они переправы, ремонтировали дороги.
    Шесть раз саперы В.В. Косарева в 1944 году отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего за участие в про­рыве глубоко эшелонированной обороны Витебского района, в овладении городами Полоцк, Шауляй, Иелгава, Рига, важны­ми опорными пунктами Телыпяй, Плунгяны, Тришкяй и более 2000 других населенных пунктов. Девятью орденами и медалями отметило Советское правительство заслуги генерал-лейтенанта.
    После окончания Великой Отечественной войны В.В. Коса­рев - начальник инженерных войск Прибалтийского военного округа. Сорок лет он отдал делу укрепления Вооруженных Сил СССР, их составной части - инженерных войск.
    Умер В.В. Косарев в 1958 году.
     
    Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Н. В. Соколов.
    Командир 3-й понтонно-мостовой бригады РВГК Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Ни­колай Васильевич Соколов окончил училище в 1932 году. Осенью 1941 года был заместителем начальника училища.
    В августе 1944 года бригаде была поставлена задача - обеспечить переправу 3-й гвардейской танковой армии через р. Вислу.
    Весь район переправы находился под непрерывным прицель­ным огнем артиллерии противника. Николай Васильевич лично руководил устройством паромных переправ.
    В короткий срок были переправлены боевые машины 7-го танкового корпуса. Затем паромы бригады и приданного ба­тальона Н.В. Соколов приказал свести в линию моста. Бес­страшие командира, его решительность и спокойствие обеспе­чили успех - первый понтонный мост через р. Вислу навели к заданному сроку. В ночь на 3 августа 1300 автомобилей с бое­припасами и горючим переправлялись на левый берег. Когда к движению приготовились инженерные подразделения и груп­па тыла, противник при поддержке танков предпринял попытку перерезать коридор к реке и захватить переправу. Это не сму­тило спокойного комбрига. Он организовал оборону района переправы, приказал отправить на левый берег весь запас го­рючего, саперные средства, а сам оставался на главном участке обороны.
    Смелость и решительность генерала Соколова, его твердые команды превратили подразделения понтонеров в стойких за­щитников переправы на Висле. Понтонеры решительно отражали неоднократные атаки пьяных автоматчиков врага. Оборона дли­лась двое суток, пока по подошли стрелковые соединения, ото­гнавшие врага.
    Благодаря мужеству и отваге личного состава бригады, бе­режному отношению к материальной части переправочные пар­ки полностью сохранились, и в ночь на 5-е августа снова был наведен понтонный мост. Уверенно войска пошли дальше на Запад(1).
    [1] Архив МО СССР. Копии наградных листов, д. 44, л. 285.
     
    Замечательный сын двух народов-братьев.
    Болгарский рево­люционер Петр Павлович Панчевский в 20-х годах был вынуж­ден эмигрировать из Болгарии в Советский Союз. Он решил, что содействовать укреплению Советской страны и доблестной Красной Армии - значит, в конечном счете, достойно служить своему родному народу и приближать то время, когда с помощью великого братского Советского Союза Болгария добьет­ся своего освобождения. Этим идеям П.П. Панчевский оставался верен всегда.
    В 1929 году Петр Павлович успешно окончил наше училище.
    В 1937 году он добровольно уезжает в республиканскую Ис­панию и в качестве советника при начальнике инженерных войск республиканской армии участвует во всех проводимых операциях.
    В 1939 году герой борьбы за свободу Испании возвращается в Советский Союз и служит в рядах Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны с полной силой развернулись его блестящие способности военного инженера и умелого организа­тора. В должности начальника инженерных войск 43-й, а затем 5-й армий он участвует в сражениях в районе города Ельни и в битве под Москвой.
    С июня 1943 года и до конца войны П.П. Панчевский ко­мандовал 12-й штурмовой инженерно-саперной Мелитополь­ской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригадой.
    После освобождения Мелитополя бригада продвигалась в направлении Крыма. Владея Крымом и Севастополем, враг сковывал Черноморский флот. Крым нужен был фашистскому командованию и для того, чтобы удерживать в своих руках Ру­мынию и Болгарию.
    Бои за освобождение Крыма начались 8 апреля. Советские войска прорвались через Перекоп и Сиваш в крымскую степь. К 12 мая 1944 года весь Крым был освобожден от вражеских войск. Это привело к новому ухудшению гитлеровского режима и приблизило час освобождения Болгарии, Румынии, Венгрии. Сбывалась мечта комбрига.
    В разгром гитлеровцев в Крыму штурмовая инженерно-са­перная бригада, которой командовал П.П. Панчевский, внесла свой немалый вклад.
    ...Сиваш. По его топкому илистому дну с трудом может пройти человек. Через это гнилое море штурмовой бригаде пред­стояло построить мост для переправы войск 51-й армии. Пол­ковник Панчевский, сознавая всю сложность и ответственность задачи, лично производил разведку места строительства моста. Двадцать дней в условиях изменчивого морского режима, штор­мовой погоды и непрерывного огневого воздействия противника продолжалось сооружение моста. «Это был подвиг твердости духа, уверенности в безусловной необходимости выполняемых работ, подвиг людей, верящих в правоту своего священного дела»(1).
    [1] Инженерные войска в боях за Родину. Стр. 123-212.
    В районе переправы по инициативе командира бригады са­перы навели еще один «мост». Это была имитация переправы из камыша. Выдумка ввела врага в заблуждение. Значитель­ную часть ударов немецкой авиации удалось отвести от основ­ного объекта. Комбриг Панчевский первым проехал по трехкилометровому мосту. Вслед за ним пошли колонны войск, на их пути были Джанкой, Севастополь.
    «Тот мост через Гнилое море, - писал болгарский журна­лист Иван Симеонов в статье «Мост через Сиваш», - вел вой­ска маршала Толбухина к Болгарии. И, может быть, это соору­жение болгарина-сапера ускорило ее освобождние»(2).
    [2] Журнал «Б. В.» (Болгарский воин). Изд. ГлавПУ БНА, 1968, № 2, стр. 15.
    За подвиг при штурме Сапун-горы, открывавшей подступы к Севастополю, бригада одной из первых среди инженерных соединений была награждена орденом Суворова II степени.
    Дальнейший боевой путь инженерно-саперной бригады, которой командовал сын двух народов-братьев полковник П.П. Панчевский, - Ясско-Кишиневская операция, бои за осво­бождение Румынии, Болгарии, Венгрии и Австрии.
    После окончания Великой Отечественной войны генерал - майор П.П. Панчевский возвратился в родную Болгарию. Он принимал самое активное участие в строительстве нового бол­гарского общества и удостоился высокого звания Героя Социа­листического Труда БНР.
    Славный сын двух народов - болгарского и советского - генерал армии П.П. Панчевский прошел боевой путь от курсан­та нашего училища до Министра обороны Болгарской Народной Республики.
    Но где бы он ни был, какую бы должность ни занимал - Петр Павлович никогда не забывал военно-инженерного учили­ща, которое стало ему родным. Как-то уже после войны из но­вой Болгарии в адрес училища пришло письмо. Вот что писал бывший выпускник П.П. Панчевский.
    «Находясь на фронте во время Великой Отечественной вой­ны, как и в период тяжелых боев республиканской армии Ис­пании, мне не раз приходилось в сложной боевой обстановке, без отдыха и сна, оперативно решать и практически осущест­влять многообразные мероприятия по инженерному обеспече­нию боевых действий войск.
    В тех условиях я тепло вспоминал дни своей учебы. С боль­шой благодарностью и признательностью я и сейчас вспоминаю наше училище, командиров и преподавателей, которые дали нам не только хорошую военно-политическую и специальную подготовку, но и привили нам высокие морально-политические качества и физическую выносливость» (1).
    [1] Архив училища.
     
    * * *
    Кроме замечательных деятелей, о которых мы рассказывали, в годы Великой Отечественной войны инженерные войска воз­главляли и другие видные военачальники. Многие из них в раз­ное время учились или работали в военно-инженерном училище. Это Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, генералы инженерных войск А. К. Ака­тов, Б. В. Бычевский, А. А. Винский, 3. А. Концевой, И. П. Корявко, Е. И. Кулинич, Б. А. Оливетский, В. М. Ткаченко, П. А. Шитиков... Но и этот список далеко не исчерпывает до­рогих нам имен. Многие военачальники по-прежнему служат в Советской Армии, другие находятся в отставке и ведут актив­ную военно-патриотическую работу, третьих, отдавших все свои силы Родине и партии, уже нет с нами.
    Советские воины не жалели ни сил, ни самой жизни ради победы над врагом, ради победы правого дела. Эти качества Коммунистическая партия воспитала и воспитывает в народе на протяжении всей истории Советского государства.
    Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне убедительно показала жизнеспособность и несокрушимость пер­вого в мире социалистического государства. Она явилась тор­жеством рожденного Октябрем нового общественного и госу­дарственного строя, социалистической экономики, идеологии марксизма-ленинизма, морально-политического единства совет­ского общества, несокрушимой дружбы народов СССР.
    Главным творцом этой победы был советский народ, совер­шивший подвиг, равного которому еще не знала история(2).
    [2] Постановление ЦК КПСС «О 30-летии победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
    Убедительным подтверждением этого является массовый ге­роизм советских людей. Свыше 7 миллионов человек было на­граждено орденами и медалями Советского Союза. 11 603 воина за героизм во время войны удостоены звания Героя Советского Союза.
    Среди Героев Советского Союза свыше 600 представителей инженерных войск. Все воспитанники училища за доблесть и мужество на фронтах Великой Отечественной войны были на­граждены орденами и медалями, а 76 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
     
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (29.11.2010)
    Просмотров: 2720 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz