Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
10. ВИДНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
В годы Великой Отечественной войны непрерывно совершенствовалась техника и вооружение, способы и форма инженерного обеспечения боя, было убедительно доказано, что советская военно-инженерная техника и тактика инженерных войск намного выше немецких.
В этом немалая заслуга тех, кто вышел из стен военно-инженерного училища. Свыше 10 тыс. его питомцев, командиров и преподавателей, направленных на фронт, возглавляли подразделения, части, соединения и объединения инженерных войск. Под их руководством создавались неприступные оборонительные линии, устанавливались минные поля, прокладывались колонные пути, наводились переправы. Их творческим умом разрабатывались и внедрялись в боевую практику новые инженерно- тактические способы обеспечения боя и операции, развивалось военно-инженерное искусство, создавались новые средства инженерного вооружения. Из их среды выделились видные инженерные военачальники, чьи имена широко известны не только воинам инженерных войск, но и всех Вооруженных Сил СССР. Расскажем о некоторых из них.
Леонтий Захарович Котляр родился 3 июня 1901 года в Томске. Службу в Советской Армии начал в 1920 году. В следующем году вступил в члены КПСС. Участник гражданской войны, он решает навсегда связать свою судьбу с армией и в 1922 году оканчивает Петроградскую военно-инженерную школу, а в 1930 году - Военно-техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского.
С этого времени Леонтий Захарович занимает ряд высоких должностей: в 1938-1940 гг. - начальник отдела инженерных войск Киевского военного округа, в 1940-1941 гг. - начальник управления Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В Великую Отечественную войну в 1941-1942 гг. был начальником Главного инженерного управления и начальником инженерных войск Красной Армии; с апреля 1942 года - генерал-инспектор Инспекции инженерных войск, в 1942-1945 гг. - начальник инженерных войск Воронежского, Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. В 1944 году ему присвоено звание генерал-полковника инженерных войск, в 1945 году он удостоен звания Героя Советского Союза.
Л.З. Котляр участвовал в обороне Москвы, освобождении Болгарии, Венгрии, Австрии. Огромны его заслуги перед Родиной и народами Европы, которые были избавлены Красной Армией от гитлеровского ига.
После войны Леонтий Захарович много сил отдал научно-педагогической деятельности. Свыше шести лет он являлся начальником Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, а с 1951 года - начальником кафедры этой академии.
Партия и правительство высоко оценили заслуги Л.3. Котляра. Он награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени и медалями, а также иностранными орденами.
Умер Л.3. Котляр в Москве 28 декабря 1953 года.
М.П. Воробьев - один из крупнейших военных инженеров и организаторов военно-инженерных мероприятий Вооруженных Сил страны. Родился Михаил Петрович в селе Хасавъюрт в Дагестане 17 декабря 1896 года в семье служащего. В 1917 году окончил школу прапорщиков. Службу в Красной Армии начал в марте 1918 года, в 1919 году вступил в Коммунистическую партию, участвовал в гражданской войне, был бригадным и дивизионным инженером. В 1929 году окончил инженерный факультет Военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского и адъюнктуру. С 1932 года на преподавательской работе. С 1936 по 1940 г. - начальник нашего училища. Он много сделал для развития учебного заведения и подготовки накануне войны квалифицированных кадров инженерных войск. Его талант инженера и качества замечательного военного руководителя с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны.
Известно, что летом и осенью 1941 года наиболее угрожающим и опасным было московское направление. В июльские дни 259 1941 г., когда наша армия вела тяжелые бои под Смоленском, генерал-майор инженерных войск М.П. Воробьев назначается начальником Инженерного управления Западного фронта. Это назначение не было случайным. Уже в то время М. П. Воробьев проявил себя как крупнейший специалист в области теории и практики заграждений. Он занимался разработкой наиболее эффективных противотанковых средств и наиболее целесообразных методов их применения в условиях высокоманевренных боев и операций. Опубликованные им научные работы по службе заграждений получили высокую оценку специалистов и ученых.
В срыве ноябрьского наступления немецко-фашистских войск на Москву инженерные факторы сыграли большую роль. И в этом, безусловно, заслуга Воробьева. Несомненен его вклад в инженерное обеспечение контрнаступления войск под Москвой.
В апреле 1942 года он был назначен на должность начальника инженерных войск Красной Армии. В этой должности Михаил Петрович бессменно находился до конца войны. Под его непосредственным руководством была осуществлена перестройка структуры инженерных войск, создана стройная система руководства их деятельностью, совершенствовались способы инженерного обеспечения боевых действий. Он направлял инженерно-техническую мысль на изобретение наиболее совершенных средств инженерного вооружения.
Организуя инженерное обеспечение боевых действий, он часто выезжал на фронты. М. П. Воробьев лично возглавлял разработку плана строительства оборонительных укреплении на ближних и дальних подступах к Сталинграду, а с конца июня по конец июля 1942 года находился в районе Сталинграда.
В сентябре 1943 года он выехал на фронт, чтобы принять участие в организации инженерного обеспечения форсирования Днепра. Благодаря его умелому руководству инженерные войска Советской Армии получили дальнейшее развитие, и их роль в годы войны значительно повысилась. Его заслуги в руководстве инженерными войсками отмечены многими правительственными наградами и присвоением 21 февраля 1944 года звания маршала инженерных войск. После Великой Отечественной войны он работал на руководящих должностях в центральном аппарате Министерства обороны СССР и в военных округах.
М. П. Воробьев награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. Он умер в Москве 12 июня 1957 года.
Одним из выдающихся советских военачальников был Алексей Иванович Прошляков. Он родился 5 февраля 1901 года в с. Голенищево, ныне Сапожковского района Рязанской области, в семье рабочего. В Красной Армии служил с 1920 года, в члены КПСС вступил в 1921 году. В 1931 и 1938 годах учился в нашем училище на курсах усовершенствования командного состава (КУКС), позже окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1951 г.).
Во время Великой Отечественной войны занимал высокие посты: был начальником инженерных войск армии на Западном фронте, заместителем начальника Инженерного управления Центрального и Брянского фронтов (1941 г.), заместителем командующего - начальником инженерных войск Южного, Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов (1942-1945 гг.).
В мае 1945 года А.И. Прошляков был удостоен звания Героя Советского Союза.
С 1952 года Алексей Иванович - начальник инженерных войск Министерства обороны СССР. В эти годы проводилась большая работа по обобщению боевого опыта Великой Отечественной войны, доведению его до войск и дальнейшему развитию на его основе военно-инженерного искусства.
В 1961 году А.И. Прошлякову присваивается звание маршала инженерных войск. Под его руководством была проделана значительная работа по созданию и освоению новых образцов инженерной техники и разработке новых способов выполнения инженерных работ. В эти годы инженерные войска получили на вооружение более совершенную боевую и специальную технику, инженерные части и подразделения были полностью механизированы.
С февраля 1965 года А.И. Прошляков - военный инспектор-советник МО СССР.
Деятельность маршала инженерных войск А.И. Прошлякова высоко оценена Родиной. Он награжден 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, а также 7 иностранными орденами.
Его имя присвоено Тюменскому высшему военно-инженерному командному училищу.
Умер А.И. Прошляков в Москве 12 декабря 1973 года.
Активный участник Великой Отечественной войны, крупный военный инженер, доктор военных наук, профессор - таким советские люди знали генерал-полковника инженерных войск Александра Даниловича Цирлина. Всю свою жизнь, энциклопедические знания и талант организатора А.Д Цирлин посвятил служению Родине и Коммунистической партии, членом которой он состоял с 1924 года.
А. Д. Цирлин родился в 1902 году в городе Кагарлык Киевской области. В 1924 году был призван в ряды Советской Армии.
После окончания в 1936 году Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева находился на преподавательской работе, а с 1940 года возглавлял Ленинградское военно-инженерное училище.
В годы Великой Отечественной войны А.Д. Цирлин проходил службу в центральном аппарате и в действующей армии, занимал должности заместителя начальника штаба инженерных войск Советской Армии, начальника инженерных войск - заместителя командующего Степного, 2-го Украинского и Забайкальского фронтов, проявил большие организаторские способности в осуществлении инженерного обеспечения фронтовых операций, в руководстве инженерными войсками, инициативу и личное мужество.
В послевоенные годы А.Д. Цирлин длительное время возглавлял кафедру Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова, а с 1961 по 1969 год - Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. После ухода в 1969 году в отставку вел большую научную и военно-патриотическую работу.
На всех доверенных ему постах А.Д. Цирлин с высоким чувством ответственности относился к порученному делу, отдавал все свои силы, знания и богатый боевой опыт укреплению Советских Вооруженных Сил, подготовке военных кадров, разработке проблем военно-инженерного искусства.
А.Д. Цирлина отличала беззаветная преданность Родине, делу Коммунистической партии. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни, неоднократно избирался депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.
Заслуги А.Д. Цирлина высоко оценены Коммунистической партией и Советским правительством. Ему была присуждена Государственная премия СССР. Он был награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Кутузова I степени, орденами Суворова II степени, Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями, а также орденами и медалями ряда социалистических стран.
А.Д. Цирлин умер в 1975 году в Москве.
С первых дней Великой Отечественной войны мужественно сражался с врагом воспитанник училища В. В. Косарев. В грозные октябрьские дни 1941 года полковнику Косареву было поручено строительство оборонительных сооружений на Калининском фронте. В боях закалялся его характер, оттачивалось мастерство, совершенствовались организаторские способности. В 1944 году он командовал инженерными войсками 1-го Прибалтийского фронта. Первейшая забота начальника инженерных войск - мосты и дороги.
Болотистая местность, пересеченная множеством рек, затрудняла наступление войск фронта. В этих условиях на плечи саперов легла огромная нагрузка. Под огнем врага наводили они переправы, ремонтировали дороги.
Шесть раз саперы В.В. Косарева в 1944 году отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего за участие в прорыве глубоко эшелонированной обороны Витебского района, в овладении городами Полоцк, Шауляй, Иелгава, Рига, важными опорными пунктами Телыпяй, Плунгяны, Тришкяй и более 2000 других населенных пунктов. Девятью орденами и медалями отметило Советское правительство заслуги генерал-лейтенанта.
После окончания Великой Отечественной войны В.В. Косарев - начальник инженерных войск Прибалтийского военного округа. Сорок лет он отдал делу укрепления Вооруженных Сил СССР, их составной части - инженерных войск.
Умер В.В. Косарев в 1958 году.
Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Н. В. Соколов.
Командир 3-й понтонно-мостовой бригады РВГК Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Николай Васильевич Соколов окончил училище в 1932 году. Осенью 1941 года был заместителем начальника училища.
В августе 1944 года бригаде была поставлена задача - обеспечить переправу 3-й гвардейской танковой армии через р. Вислу.
Весь район переправы находился под непрерывным прицельным огнем артиллерии противника. Николай Васильевич лично руководил устройством паромных переправ.
В короткий срок были переправлены боевые машины 7-го танкового корпуса. Затем паромы бригады и приданного батальона Н.В. Соколов приказал свести в линию моста. Бесстрашие командира, его решительность и спокойствие обеспечили успех - первый понтонный мост через р. Вислу навели к заданному сроку. В ночь на 3 августа 1300 автомобилей с боеприпасами и горючим переправлялись на левый берег. Когда к движению приготовились инженерные подразделения и группа тыла, противник при поддержке танков предпринял попытку перерезать коридор к реке и захватить переправу. Это не смутило спокойного комбрига. Он организовал оборону района переправы, приказал отправить на левый берег весь запас горючего, саперные средства, а сам оставался на главном участке обороны.
Смелость и решительность генерала Соколова, его твердые команды превратили подразделения понтонеров в стойких защитников переправы на Висле. Понтонеры решительно отражали неоднократные атаки пьяных автоматчиков врага. Оборона длилась двое суток, пока по подошли стрелковые соединения, отогнавшие врага.
Благодаря мужеству и отваге личного состава бригады, бережному отношению к материальной части переправочные парки полностью сохранились, и в ночь на 5-е августа снова был наведен понтонный мост. Уверенно войска пошли дальше на Запад(1).
[1] Архив МО СССР. Копии наградных листов, д. 44, л. 285.
Замечательный сын двух народов-братьев.
Болгарский революционер Петр Павлович Панчевский в 20-х годах был вынужден эмигрировать из Болгарии в Советский Союз. Он решил, что содействовать укреплению Советской страны и доблестной Красной Армии - значит, в конечном счете, достойно служить своему родному народу и приближать то время, когда с помощью великого братского Советского Союза Болгария добьется своего освобождения. Этим идеям П.П. Панчевский оставался верен всегда.
В 1929 году Петр Павлович успешно окончил наше училище.
В 1937 году он добровольно уезжает в республиканскую Испанию и в качестве советника при начальнике инженерных войск республиканской армии участвует во всех проводимых операциях.
В 1939 году герой борьбы за свободу Испании возвращается в Советский Союз и служит в рядах Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны с полной силой развернулись его блестящие способности военного инженера и умелого организатора. В должности начальника инженерных войск 43-й, а затем 5-й армий он участвует в сражениях в районе города Ельни и в битве под Москвой.
С июня 1943 года и до конца войны П.П. Панчевский командовал 12-й штурмовой инженерно-саперной Мелитопольской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригадой.
После освобождения Мелитополя бригада продвигалась в направлении Крыма. Владея Крымом и Севастополем, враг сковывал Черноморский флот. Крым нужен был фашистскому командованию и для того, чтобы удерживать в своих руках Румынию и Болгарию.
Бои за освобождение Крыма начались 8 апреля. Советские войска прорвались через Перекоп и Сиваш в крымскую степь. К 12 мая 1944 года весь Крым был освобожден от вражеских войск. Это привело к новому ухудшению гитлеровского режима и приблизило час освобождения Болгарии, Румынии, Венгрии. Сбывалась мечта комбрига.
В разгром гитлеровцев в Крыму штурмовая инженерно-саперная бригада, которой командовал П.П. Панчевский, внесла свой немалый вклад.
...Сиваш. По его топкому илистому дну с трудом может пройти человек. Через это гнилое море штурмовой бригаде предстояло построить мост для переправы войск 51-й армии. Полковник Панчевский, сознавая всю сложность и ответственность задачи, лично производил разведку места строительства моста. Двадцать дней в условиях изменчивого морского режима, штормовой погоды и непрерывного огневого воздействия противника продолжалось сооружение моста. «Это был подвиг твердости духа, уверенности в безусловной необходимости выполняемых работ, подвиг людей, верящих в правоту своего священного дела»(1).
[1] Инженерные войска в боях за Родину. Стр. 123-212.
В районе переправы по инициативе командира бригады саперы навели еще один «мост». Это была имитация переправы из камыша. Выдумка ввела врага в заблуждение. Значительную часть ударов немецкой авиации удалось отвести от основного объекта. Комбриг Панчевский первым проехал по трехкилометровому мосту. Вслед за ним пошли колонны войск, на их пути были Джанкой, Севастополь.
«Тот мост через Гнилое море, - писал болгарский журналист Иван Симеонов в статье «Мост через Сиваш», - вел войска маршала Толбухина к Болгарии. И, может быть, это сооружение болгарина-сапера ускорило ее освобождние»(2).
[2] Журнал «Б. В.» (Болгарский воин). Изд. ГлавПУ БНА, 1968, № 2, стр. 15.
За подвиг при штурме Сапун-горы, открывавшей подступы к Севастополю, бригада одной из первых среди инженерных соединений была награждена орденом Суворова II степени.
Дальнейший боевой путь инженерно-саперной бригады, которой командовал сын двух народов-братьев полковник П.П. Панчевский, - Ясско-Кишиневская операция, бои за освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии и Австрии.
После окончания Великой Отечественной войны генерал - майор П.П. Панчевский возвратился в родную Болгарию. Он принимал самое активное участие в строительстве нового болгарского общества и удостоился высокого звания Героя Социалистического Труда БНР.
Славный сын двух народов - болгарского и советского - генерал армии П.П. Панчевский прошел боевой путь от курсанта нашего училища до Министра обороны Болгарской Народной Республики.
Но где бы он ни был, какую бы должность ни занимал - Петр Павлович никогда не забывал военно-инженерного училища, которое стало ему родным. Как-то уже после войны из новой Болгарии в адрес училища пришло письмо. Вот что писал бывший выпускник П.П. Панчевский.
«Находясь на фронте во время Великой Отечественной войны, как и в период тяжелых боев республиканской армии Испании, мне не раз приходилось в сложной боевой обстановке, без отдыха и сна, оперативно решать и практически осуществлять многообразные мероприятия по инженерному обеспечению боевых действий войск.
В тех условиях я тепло вспоминал дни своей учебы. С большой благодарностью и признательностью я и сейчас вспоминаю наше училище, командиров и преподавателей, которые дали нам не только хорошую военно-политическую и специальную подготовку, но и привили нам высокие морально-политические качества и физическую выносливость» (1).
[1] Архив училища.
* * *
Кроме замечательных деятелей, о которых мы рассказывали, в годы Великой Отечественной войны инженерные войска возглавляли и другие видные военачальники. Многие из них в разное время учились или работали в военно-инженерном училище. Это Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, генералы инженерных войск А. К. Акатов, Б. В. Бычевский, А. А. Винский, 3. А. Концевой, И. П. Корявко, Е. И. Кулинич, Б. А. Оливетский, В. М. Ткаченко, П. А. Шитиков... Но и этот список далеко не исчерпывает дорогих нам имен. Многие военачальники по-прежнему служат в Советской Армии, другие находятся в отставке и ведут активную военно-патриотическую работу, третьих, отдавших все свои силы Родине и партии, уже нет с нами.
Советские воины не жалели ни сил, ни самой жизни ради победы над врагом, ради победы правого дела. Эти качества Коммунистическая партия воспитала и воспитывает в народе на протяжении всей истории Советского государства.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне убедительно показала жизнеспособность и несокрушимость первого в мире социалистического государства. Она явилась торжеством рожденного Октябрем нового общественного и государственного строя, социалистической экономики, идеологии марксизма-ленинизма, морально-политического единства советского общества, несокрушимой дружбы народов СССР.
Главным творцом этой победы был советский народ, совершивший подвиг, равного которому еще не знала история(2).
[2] Постановление ЦК КПСС «О 30-летии победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Убедительным подтверждением этого является массовый героизм советских людей. Свыше 7 миллионов человек было награждено орденами и медалями Советского Союза. 11 603 воина за героизм во время войны удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди Героев Советского Союза свыше 600 представителей инженерных войск. Все воспитанники училища за доблесть и мужество на фронтах Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями, а 76 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
|