Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV, часть 6.
Ждановцы - герои Днепра.
Победа в Курской битве завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. В результате боев на Курской дуге инициатива в военных действиях окончательно перешла в руки советских войск. В конце лета наша армия развернула наступление на фронте в 2 тысячи километров - от верховьев Днепра до Новороссийска.
Гитлеровское командование взяло курс на затяжную войну. Оно стремилось выиграть время, рассчитывая на разлад в антигитлеровской коалиции. Особые надежды немцы возлагали на рубеж Днепра. Свою оборону на Днепре они называли "великим восточным валом". Фашисты взорвали все мосты, уничтожили все переправочные средства и были убеждены в невозможности форсировать многоводный и широкий Днепр.
Но в конце сентября 1943 года советские войска неожиданно для врага начали переправу в ряде пунктов. Это были понтонные подразделения Степного фронта, затем преобразованного во 2-й Украинский фронт. Инженерные войска фронта по-прежнему возглавлял А. Д. Цирлин, но уже в звании генерал-майора. Он знал, кому доверить начало форсирования могучей водной преграды. Последовал приказ: взводу лейтенанта И. А. Калиберды подготовиться к переброске первого десанта.
Лейтенант Калиберда окончил наше училище в начале 1943 года и получил назначение на юг. В составе Степного фронта после разгрома немцев под Прохоровкой его взвод участвовал в Белгородско-Харьковской операции. Наступление развивалось так стремительно, что уже к концу сентября наши войска на 600-километровом фронте вышли к Днепру.
В эти дни А. Д. Цирлина невозможно было застать в штабе. Он колесил по фронтовым дорогам, организуя сосредоточение табельных переправочных средств и сбор подручного материала. Активно помогало украинское население. Днепровские рыбаки сколачивали плоты, чинили лодки, указывали места наиболее удобной переправы. Заблаговременная и тщательная подготовка предопределила успех форсирования Днепра.
...Понтонеры быстро столкнули лодку на воду. Автоматчики уселись на дно понтона, гребцы заняли свои места. Лейтенант Калиберда стоял на носу у ручного пулемета. Железная лодка тяжело отчалила от берега и, повинуясь дружным усилиям гребцов, с каждым взмахом весел стала набирать скорость. Противоположный берег молчал. Но вот немцы заметили смельчаков: первый снаряд разорвался у правого борта, второй - у левого. И разразилась буря вокруг лодки...
Ой Днипро, Днипро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли.
Одним из осколков пробило дно лодки. Спокойным и уверенным голосом лейтенант приказал закрыть пробоину. Мгновенно сняв пилотку с головы, автоматчик закрыл течь. Но появлялись все новые и новые пробоины. Устраняли их как могли. Но вот появились раненые: первый... третий... пятый... В такой обстановке недалеко и до паники. Не совладев со страхом, гребцы могут бросить весла. Нужна твердая рука и уверенность командира. Прекрасно сознавая свою ответственность, командир мужественно переносит удар осколка. Не подавая виду, что обессиливает, лейтенант продолжает отдавать распоряжения гребцам, рулевому, своему заместителю и автоматчикам.
Сидевший впереди рядовой Лукьянов тихо сказал: "Товарищ лейтенант, я ранен". Командир взвода повернулся к нему с пожелтевшим лицом и бодро проговорил: "Держись! Берег недалеко. Мы первые, за нами пойдут другие". Но как ни крепился командир, силы покинули его и он, потеряв сознание, упал на дно лодки. Почти в то же время она врезалась в песок занятого немцами берега. Автоматчики прыгали через борт в воду, бежали вперед, ведя огонь на ходу.
Ты увидел бой, Днепр, отец-река...
Мы в атаку шли под горой.
Кто погиб за Днепр - будет жить века,
Коль сражался он, как герой.
Бой на правом берегу разгорался, все дальше и дальше продвигались наши бойцы. Но этого не видел лейтенант Калиберда. Он лежал без сознания, раненный в грудь и потерявший много крови. Бойцы оказали ему первую помощь, перевязали рану. Вскоре к берегу подошла с десантом другая лодка. На плащпалатке понтонеры бережно перенесли в лодку своего командира и переправили на свой берег. Так, не приходя в сознание, он был доставлен в госпиталь.
Долго не было известий от командира, но однажды ночью в землянку вошел сержант Котов. "Слушайте", - задыхаясь, сказал он. И в напряженной тишине, склонившись над коптилкой, сделанной из консервной банки, он прочитал письмо лейтенанта Калиберды. "Сохраняйте дружбу нашу, товарищи, еще много боев предстоит нам пережить вместе, - писал лейтенант, - я вернусь к вам, непременно вернусь..."
Он еще не знал, когда писал письмо, что ему присвоено звание Героя Советского Союза.
"Не узнают наши комбаты о своих Золотых Звездах..."
Подполковнику Петру Ивановичу Коваленко, окончившему наше училище еще до войны, при форсировании Днепра пришлось одновременно выполнять обязанности дивизионного инженера 12-й гвардейской стрелковой дивизии и командира 9-го отдельного саперного батальона.
Еще шли горячие бои на подступах к реке, а Петр Иванович, находясь со своими саперами в передовых подразделениях, готовил переправочные средства из бревен, досок, пустых бочек, рыбацких лодок. В ночь на 28 сентября, когда наступил решающий момент форсирования, П. И. Коваленко находился на берегу реки и лично руководил переправой воинов 32-го гвардейского полка, которые одними из первых форсировали Днепр юго-западнее местечка Любеч на Черниговщине. Несколько дней и ночей, пока части дивизии форсировали реку, подполковник Коваленко, не зная отдыха и сна, находился там, где было наиболее трудно, наиболее опасно.
То он переправлял пехотинцев, то артиллеристов, то наводил мост для танков. И все это под бомбежкой и артиллерийским обстрелом.
Когда гвардейские подразделения, перешагнув через Днепр, развернули на белорусской земле южнее города Лоев ожесточенные бои за захват и удержание плацдарма, Коваленко и его саперы участвовали в отражении яростных контратак врага.
В январе 1944 года газета "Правда" принесла на фронт радостную весть: Президиум Верховного Совета СССР Указом от 15 января 1944 года присвоил 57 воинам 12-й гвардейской стрелковой дивизии, особо отличившейся при форсировании Днепра, звание Героя Советского Союза. В их числе был и Петр Иванович Коваленко. Но мужественный командир не мог разделить эту радость со своими однополчанами. В жестоких боях за освобождение Гомелыцины 19 ноября 1943 года он погиб смертью храбрых.
Однополчане перевезли тело храброго комбата на левый берег Днепра и похоронили с воинскими почестями на родной украинской земле в поселке Радуль, что на Черниговщине. Жители Радуля ныне любовно ухаживают за могилой Героя, а школьный музей собрал документы и экспонаты, свидетельствующие о подвигах коммуниста П. И. Коваленко.
На родине Героя, в поселке Пересечное Дергачевского района Харьковской области, одна из улиц названа его именем. На стене дома, в котором он родился, установлена мемориальная доска. Юные следопыты Пересеченской средней школы оборудовали уголок, посвященный отважному воину(1).
[1] Подвиги во имя Отчизны. Харьков, 1974, стр. 251-254.
100-му отдельному моторизованному понтонному батальону, которым командовал майор Я. Т. Клочков, учившийся в Ленинградском военно-инженерном училище в 1935 году, было приказано организовать паромную переправу для пропуска боевой техники. Уже не один рейс совершил паром, буксируемый катером, на котором находился командир батальона. Ему предлагали не подвергать себя опасности. Но не в характере Я. Т. Клочкова, с первых дней войны открыто смотревшего в глаза опасности, уходить от нее. Он считал, что опасности для того и существуют, чтобы смело преодолевать их.
...Кругом бушевал огненный смерч. Осколком разорвавшегося вблизи артиллерийского снаряда был убит катерист, командир батальона серьезно ранен. На катере возник пожар. Несмотря на тяжелое ранение, майор Клочков с большим трудом ликвидировал пожар, лично повел катер к противоположному берегу и благополучно доставил десант.
Превозмогая боль, обессилев от большой потери крови, он все же нашел в себе силы отбуксировать порожний паром на левый берег. Как только паром достиг берега, командир батальона потерял сознание и умер на руках подоспевших солдат.
Переправа продолжалась, наши войска теснили противника. Но в рядах победителей уже не было боевого майора. Тело его перевезли в город Синельниково, где он родился, и там бойцы с почестями похоронили комбата.
19 марта 1944 года майору Я. Т. Клочкову было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Сколько их, воспитанников училища, награжденных посмертно! Когда окончилась война, Родина-мать, припоминая имена и находя затерянные могилы павших сынов, все еще награждала и героев Днепра, и множество других отважных бойцов и командиров, отдавших свои жизни в бесчисленных битвах и сражениях.
Рассказывают, что в день похорон подполковника П. И. Коваленко на левом берегу Днепра один седовласый колхозник, выражая свое глубокое уважение и любовь к советским командирам, сказал с сожалением: "Жаль, что не узнают комбаты о своих Золотых Звездах..."
Да, жаль. Не мог знать и никогда не узнает о своей высокой награде майор Я. Т. Клочков. Но герои, наверное, и не думали о них. Другая, возвышенная цель вела их из боя в бой: избавить родную землю от коричневой чумы, покарать извергов в их собственном логове!
Навечно в строю.
Эпопея форсирования Днепра полна героизма. Тысячи и тысячи солдат и офицеров форсировали мощную водную преграду, пренебрегая любой опасностью. Бойцы сталкивали в воду лодки, бревна, бочки и на них переправлялись через Днепр. Неумолимое время стерло имена безвестных героев. Но подвиг, который совершил лейтенант Михаил Алексеевич Малиев, окончивший наше училище в мае 1943 года, потомки не забудут никогда. После выпуска лейтенант М. А. Малиев был назначен командиром понтонного взвода 127-го отдельного механизированного понтонно-мостового батальона 1-й понтонно-мостовой бригады.
16 октября 1943 года при форсировании реки Днепр лейтенант Малиев, командуя взводом, под сильным вражеским огнем на пароме переправлял личный состав, вооружение и боевую технику наступающих частей на противоположный берег реки.
Во время одного из рейсов прямым попаданием снаряда паром был поврежден и затонул. Понимая важность быстрого восстановления переправы, лейтенант Малиев организовал работу по подъему парома. Не имея водолазных средств, он в маске от противогаза первым опустился в ледяную воду на шестиметровую глубину и лично производил ремонтные работы.
Рискуя жизнью под интенсивным минометно-артиллерийским обстрелом, Малиев четыре раза погружался на дно реки. Когда работа близилась к завершению, отважный офицер погиб, до конца выполнив свой воинский долг. Было ему в тот день неполных 20 лет.
За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года лейтенанту Малиеву Михаилу Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Приказом Министра обороны СССР № 266 от 3 ноября 1975 года Герой Советского Союза лейтенант Малиев зачислен навечно в списки 1-й роты Н-ской части.
Кто погиб за Днепр - будет жить века,
Коль сражался он, как герой.
Ежегодно в Ленинградской школе № 180, где учился Михаил Алексеевич, проводится торжественная пионерская линейка, на которой решением совета пионерской дружины лучшим пионерам присваивается звание "малиевец"(1).
[1] "Красная Звезда", 30 апреля 1967 г.
|