| ХОДЧЕНКО Николай Константинович (1915 – 1.2000)
Советский военный инженер Инженер-полковник | 
|
Награды: медали: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», другие.
Родился в с. Лукьяновка (Николаевский район УССР). Окончил школу, Техникум коммунального и гражданского строительства в г. Николаеве. Работал на комбинате «Криворожстрой». 1936 – призван в армию для прохождения службы в ВМФ. Учился в 3 морской пограничной школе НКВД (Ленинград) на рулевого-сигнальщика. 1939 – зачислен на морской факультет ВИА им. В.В. Куйбышева в Москве. 1940 – переведен в Ленинград в Высшее инженерно-техническое училище (ВИТУ) ВМФ. 1941 – заканчивал летнюю сессию 1 курса Факультета берегового строительства.
Участник Великой Отечественной войны. Включен в 6 отдельную роту морской обороны Ленинграда. Принимал самое непосредственное отношение в сооружении оборонительных рубежей на подступах к Ленинграду в районе г. Павловска. 6.12.1941 – ВИТУ эвакуировалось в Ярославль. Предстояло пройти пешком около 450 км, в т.ч. 30 км по льду Ладожского озера. Это, по существу, через линию фронта, т.к. на одном берегу были немцы, которые постоянно обстреливали трассу, а на другом финны. Переход через озеро проходил в ночное время. 35-градусный мороз, сильнейший ледяной ветер. Курсанты в тонких шинельках, в ботиночках, наспех пошитых из белых простыней маскхалатах. Учебники и вещмешки сначала везли на детских саночках, а потом из-за того, что на санках везти было неудобно, несли на себе. Во время обстрелов и из-за обморожения теряли преподавателей и курсантов. «Папа рассказал случай, который произошёл во время перехода. Они шли уже не колонной, а маленькими неуправляемыми группками. Получили приказ добираться своим ходом до ст. Подборье. Идут по Ладоге чуть живые, голодные обмороженные. Вдруг увидели шагах в 20-ти в стороне лежит лошадь. Что-то интуитивно-животное сработало в голове у всех. Бросились к околевшей на морозе лошади. Вытащили кортики, воткнули в замерзшую тушу – как в камень. Стали стругать конину и глотать мороженое мясо. Подошли другие люди, которые также шли по Ладоге. Все были изголодавшиеся, чуть держащиеся на ногах люди. Освежевали тушу лошади-доходяги, буквально на глазах. Это придало хоть немного сил. Эта история, рассказанная папой моему старшему сыну Андрею, произвела на 10-летнего мальчишку такое сильное впечатление, что он в школьном сочинении описал этот случай». Дорога от Ленинграда до Ярославля заняла 20 суток. Обстановка на фронтах требовала ускоренной подготовки офицеров для инженерных войск. 1942 – летом состав 1 и 2 курсов был передан в Военно-инженерное училище им. А.А. Жданова, находящееся в Костроме. Курсант. 5.1943 – окончил ускоренный курс Ленинградского КВИУ им. А.А. Жданова. Младший лейтенант. Направлен в Действующую армию. 1944 – летом передислоцирован в Севастополь для обследования и изучения инженерного оборудования позиций, возведённых немцами вокруг Севастополя, и их разминирования. Начинались работы по восстановлению Севастополя. Работал на строительстве новой батареи в районе Ак-Мечети. 4.1945 – защитил диплом, учеба в ВИТУ завершилась. Лейтенант. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (акт вручения ВИТУ ВМФ). Лето 1945 – командирован в Берлин со специальным заданием. «Оттуда поехали в Кёльн, где зашли на склад большого книжного магазина. Папа купил полное собрание сочинений Джека Лондона на английском языке. В этом весь мой папочка. Все везли из Германии трофеи, а папа тяжеленные книжки. Из Берлина возвращались на поезде. На подъезде к Бресту пошли разговоры, что всю печатную продукцию будут изымать, и папа оставил все книги. Он всю жизнь сожалел, что сделал это, т.к. никакой проверки на границе не было и книги можно было бы сохранить для меня и внуков, как он говорил». После войны работал в ГИУ ВМФ. Инженер-инспектор 5 отдела. Старший инженер-лейтенант. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 21.7.1945 г. ФУ ВМФ). ... Инженер-полковник. 1970 – уволен в запас. Работал заместителем директора по строительству крупного НИИ. «Потом заинтересовался зарубежным опытом в различных отраслях строительства. Особенно его «захватил» западный опыт в области строительства сельскохозяйственных комплексов, зданий и сооружений. Папа штудировал книги и журналы на английском языке, который он хорошо знал. Его переводы публиковались в трудах Госстроя СССР. Как ему хотелось, чтобы и у нас в стране все было как надо, ведь и изобретать ничего не нужно. Чтобы люди жили по-человечески...». Автор обзоров: «Организация проектирования и строительства сельскохозяйственных объектов в США. – М.: ЦИНИС, 1977; «Очистные сооружения на животноводческих комплексах». – М.: ЦИНИС, 1978. «Занимался самообразованием, прежде всего в области истории, философии, математики, новейших научных течений (увлекался кибернетикой, генетикой), и, конечно, политических наук. Хорошо рисовал, писал картины маслом и акварелью. Мастерил из дерева и даже пробовал заниматься музыкой. Любил литературу, поэзию, много знал наизусть. Был заядлым яхтсменом, теннисистом и лыжником». Женат. Воспитали дочь и двух внуков. Источники информации
Брюховецкий Р.И., Шарыпина С.О.
|