ДОБРЫЕ ВЕСТИ
В постановлении Военного Совета Московского Военного Округа № 0022 от 15 мая 1943 года отмечалось:
«Выполняя приказ Верховного Главнокомандующего № 95, личный состав округа проделал большую работу, в результате чего в частях повысилась дисциплина, внутренний порядок и организованность, улучшилось качество боевой выучки личного состава и его политическое воспитание. Лучших результатов по боевой и политической подготовке достигли: Ленинградское Военно-инженерное училище им. А.А. Жданова, начальник училища - полковник ИВАНОВ».
Выйдя в лагерь, личный состав училища приложил все силы к тому, чтобы закрепить достигнутые успехи. Особое внимание при подготовке курсантов уделялось обучению форсированию водных преград. Близилось время окончательного разгрома врага. Советские воины накапливали силы для выполнения своей освободительной миссии. Им предстояло преодолеть сотни больших и малых рек. Это нашло отражение в учебных программах. Дважды за лето 1943 года училище проводило учение на тему: «Форсирование реки Волги» и оба раза курсанты показывали отличную выучку, умение действовать решительно.
В августе инспекция Министерства Обороны произвела инспектирование училища и дала хорошую оценку состоянию боевой подготовки.
Во всех наступательных операциях советских войск, которые начались в январе у стен Ленинграда и продолжались в течение 1943 года на других фронтах, активно участвовали выпускники училища. Многие из них особенно отличились в дни форсирования Днепра и захвата плацдарма на его правом берегу. Наиболее отважные были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Успехи на фронте воодушевляли курсантов на отличную учебу. Несмотря на то, что в суровых условиях войны курсанты были лишены многого из того, чем располагали их старшие товарищи в мирное время, они с огромным воодушевлением изучали военное дело, жадно слушали рассказы приехавших фронтовиков, терпеливо осваивали боевой опыт. Каждая новая весть о победе на фронте рождала в училище новый патриотический подъем. Это стало всего заметнее при подготовке к празднованию 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Во всех подразделениях развернулась борьба за отличные показатели. Многие курсанты добились в эти дни серьезных успехов в учебе. Но больше всех прославились курсанты роты, которой командовал старший лейтенант Рыбьянов. Все взводы этого подразделения стали отличными.
Между тем и в этот период училищу приходилось выполнять сложные задачи, не связанные непосредственно с подготовкой военных кадров, но имевшие важное государственное значение.
Как и всегда, личный состав училища откликался на призывы пашей любимой партии, проявляя высокий патриотизм. Стремясь ускорить победу над врагом, солдаты, курсанты, офицеры, рабочие и служащие, приняли участие в сборе средств на строительство самолета. В 1943 году в училище было собрано 170 тысяч рублей на постройку самолета «Ждановец».
Этот вклад в дело победы над врагом отмечен телеграммой И.В. Сталина.
Так же как и в предыдущие военные годы, курсанты помогали убирать урожай, участвовали в заготовке дров и в других важных хозяйственных кампаниях. Училище строило железнодорожные погрузочные эстакады, мосты и дороги, проводило подрывные работы по углублению русла реки Костромки с целью нормальной работы фанерного завода, сооружало в колхозах глубокотрубчатые колодцы.
В период войны в стране быстрыми темпами шло строительство железнодорожных магистралей. И на этих стройках нужны были умелые руки курсантов. Они возводили насыпи, разрабатывали выемки на строительстве железнодорожной ветки Кострома - Дровенки. При постройке этой ветки они выполнили земляные работы объемом свыше 7 тысяч кубических метров. Это немало, если учесть, что все работы курсантам приходилось проделывать вручную.
В октябре 1943 года все подразделения приняли участие в сооружении железной дороги Кострома - Галич. И снова курсанты с честью выполнили свой воинский долг. Строительными работами руководил старший преподаватель кафедры военных дорог М.А. Дементьев. Данное училищу задание было выполнено на 138,5%.
Личный состав училища снова был отмечен Костромским Исполкомом Городского Совета депутатов трудящихся и бюро Горкома ВКП(б).
Все эти работы требовали огромного напряжения сил. И тут вновь во всей полноте проявилась организаторская роль политического отдела, который умело возглавлял политический подъем личного состава. Еще большую силу обрели партийные и комсомольские организации. К концу 1943 года в училище насчитывались сотни коммунистов и комсомольцев. Они теперь определяли все успехи и достижения, ибо на любое дело шли первыми.
Но как ни велики были достижения в учебе, мысли всех ждановцев были заняты одним - скорее па фронт, скорее с оружием в руках показать свою горячую любовь к Родине, Коммунистической партии. И в 1943 году из стен училища уходили на фронт не только выпускники, окончившие курс обучения, но и преподаватели, командиры. |
|
Из числа постоянного офицерского состава в действующую армию было командировано 39 человек. Это была фронтовая стажировка преподавателей. Подавляющее большинство этих товарищей показало себя не только отличными специалистами, но и храбрыми воинами, умелыми организаторами, способными широко пользоваться испытанным оружием - силой личного примера. Об этом, в частности, говорилось в боевых характеристиках и аттестациях, которые получили на фронте представители училища. Так, например, преподаватель тов. Маслов лично руководил группой минеров, которая под ожесточенным огнем противника устанавливала минные поля. Лейтенант Ремицан за образцовое выполнение задания командования был награжден медалью «За боевые заслуги». Инженер-капитан Алексеев активно участвовал в строительстве моста через Днепр.
О мужестве и мастерстве ждановцев рассказывалось в письмах, присылаемых с фронта в училище. Только в 1943 году было получено 800 писем, в которых бывшие курсанты благодарили командиров и преподавателей, делились фронтовым опытом, рассказывали о своих боевых делах. Командиры подразделений, преподаватели внедряли опыт выпускников в учебный процесс, использовали письма фронтовиков для воспитания у будущих офицеров смелости, беззаветной верности присяге. Многие из этих писем зачитывались всем курсантам. Вот одно письмо.
Воспитанник училища майор Борисевич писал 14 ноября 1943 года:
«Здравствуйте, уважаемый товарищ полковник Чуркин!
Воспитываясь у вас в течение 2-х лет, я многому научился и вот теперь в Великой Отечественной войне применяю эти знания для разгрома нашего общего врага.
Мой батальон не раз уже отличался в борьбе с немецкими захватчиками, больше 100 человек награждено правительством орденами и медалями, лично я имею три ордена и медаль. Этим я обязан прежде всего коллективу преподавателей Ленинградского военно-инженерного училища.
Прошу Вас передать мою благодарность всему преподавательскому коллективу. С горячим приветом бывший курсант 43 классного отделения, ныне майор, Борисевич».
Другой воспитанник училища писал:
«Дорогие друзья и братья по оружию! Вам пишет бывший курсант 5 роты 2 батальона Самойлович Г.Ф. Спешу передать вам и всем курсантам училища боевой офицерский привет.
Скоро исполняется два года, как я вышел из училища в звании лейтенанта. Эти два года я провел на фронте и теперь продолжаю боевую работу на одном из самых активных участков.
Славные традиции Ленинградского инженерного училища я стремился поддерживать всеми силами. Никто не сможет упрекнуть командный и преподавательский коллектив училища в слабой подготовке молодых офицеров. Я считаю своим долгом дать командованию, преподавателям и курсантам училища небольшой самоотчет о своей боевой деятельности.
Прибыв на фронт, я получил назначение на должность заместителя командира инженерной роты. Через два месяца был назначен командиром инженерной роты и командовал ею год. Вместе с ротой я установил десятки тысяч различных мин, построил сотни дзотов, соорудил множество мостов и снеговых дорог, обеспечивая боевую деятельность войск.
В феврале 1943 года мне впервые пришлось встретиться с врагом лицом к лицу. Врагу удалось отрезать одно из наших соединений от остальных частей. Моя рота прикрыла штаб этого соединения. Восемь часов мы удерживали населенный пункт, истребили больше 300 немцев, обеспечили подход резервов и спасли штаб соединения. Командование высоко оценило заслугу саперов, многие были награждены орденами.
В июне прошлого года меня назначили командиром отдельной саперной части.
Наше соединение одним из первых подошло к Днепру севернее Киева. Саперы обеспечили переправу соединения через могучий Днепр на подручных средствах, помогли закрепиться на захваченном плацдарме и затем обеспечили наступление на Киев, ворвавшись первыми в город на головных танках. Командование высоко оценило заслугу саперов при форсировании Днепра и в боях за г. Киев. Двенадцать рядовых, сержантов и офицеров нашей части заслужили звание Героя Советского Союза, среди них получил и я это высокое звание. Спешу поделиться с Вами радостью и хочу также заявить, что всем я обязан своему незабываемому Ленинградскому ордена Ленина Краснознаменному училищу, воспитавшему во мне качества советского офицера и давшего богатые познания в инженерном деле.
Сердечно приветствую весь офицерский и курсантский состав училища. Искренне ваш Герой Советского Союза капитан Самойлович».
В письмах в родное училище бывшие его воспитанники не только выражали свою благодарность командирам и преподавателям, но и делились своими соображениями о том, как лучше организовать обучение и воспитание офицеров, на что следует обратить внимание. В этом отношении характерно письмо капитана А.И. Лебедева. Он тепло вспоминает о годах учебы, о преподавателях и офицерах, рассказывает о своей фронтовой жизнн. Но особенную ценность в его письме представляет обращение к курсантам, которые, по его мнению, должны не просто знать наставление по минированию и разминированию, а выучить его наизусть. Он указывал на необходимость иметь твердые навыки в составлении формуляров, строго соблюдать правила безопасности. «А еще нам нужно хорошо знать автомат, - писал он в заключение. - Полковые саперы идут впереди всех наших войск и этим все сказано».
Такие письма приносили большую пользу. Все новое, что рождалось на фронте, немедленно находило применение в практике обучения курсантов. Это отмечалось в многочисленных отзывах командования фронтов и соединений, которые приходили в училище.
Начальник инженерных войск Карельского фронта генерал-лейтенант инженерных войск Невский сообщил: «Воспитанники училища, проходящие службу в частях фронта, проявили и проявляют себя командирами, преданными Коммунистической партии и нашей Родине, готовыми в любую минуту отдать свою жизнь за дело победы над врагом.
Ваши воспитанники в подавляющем большинстве дисциплинированы, морально устойчивы, требовательны к себе и подчиненным. Отрицательные характеристики чрезвычайно редки и являются исключениями на общем фоне. В те сроки, в течение которых они обучались, курсанты вполне удовлетворительно усвоили военно-инженерное дело. Даже в условиях фронтовой жизни подавляющее большинство командиров - воспитанников училища совершенствуют и углубляют свои знания, их авторитет все время растет».
Начальник инженерных войск 2-го Украинского фронта генерал-майор Цирлин сообщал:
«Должен отметить, что воспитанники Ленинградского училища в боях на Белгородско-Харьковском направлении при форсировании реки Днепр и в настоящих боевых операциях показали глубокое знание военно-инженерного дела и отличились своей боеспособностью и дисциплиной».
|