Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г.
Глава IV
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(Июнь 1941—1945 годы)
1. ПЕРВЫЕ СУРОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Ранним утром 22 июня 1941 года, когда заря щедро позолотила сосны, горнист Лужского летнего лагеря, где находились командиры, преподаватели и курсанты, звонко протрубил подъем.
В тот день планировалось торжественное открытие лагерного сбора. Должен был состояться парад личного состава всех училищ, находившихся на Лужском полигоне, - артиллерийских, артиллерийско-технического и других военно-учебных заведений.
По сигналу «Подъем» курсанты выскакивали из палаток без рубашек и строились для физзарядки. Поднялось солнце. У всех было прекрасное бойцовское настроение. Шутили, смеялись...
И вдруг тревога: по лагерю пронеслось грозное слово — в о й н а.
Потемнели, посуровели лица курсантов. В глазах светилось желание немедленно выступить на защиту Родины и разгромить врага. Через несколько часов это общее настроение личного состава было выражено в правительственном заявлении о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Заявление оканчивалось словами, ставшими лозунгом советского народа: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Состоялся митинг личного состава училища. Офицеры и курсанты слушали полные гнева и ненависти к врагу слова начальника училища майора Цирлина, открывшего митинг. Один за другим поднимались на трибуну офицеры и курсанты и единодушно заявляли, что по зову партии готовы немедленно выступить на защиту Отечества.
«Вся обстановка на митинге, - вспоминал позже А.Д. Цирлин, - была деловая и, глядя на своих питомцев, можно было видеть, насколько они уже осознали свою ответственность в связи с теми задачами, которые ставились нашей партией...
На войне и после войны мне приходилось встречаться со многими участниками этого митинга, и все они связывали с ним свои воспоминания о начале войны» (1).
[1] Архив училища.
В это грозное для Родины время командиры и курсанты еще теснее сплачивались вокруг Коммунистической партии, стремились связать с нею свою жизнь. 23 июня было подано 15 заявлений с просьбой о приеме в партию, в следующие дни - 24, 26 заявлений... В каждом из них подчеркивалась полная готовность сражаться с врагом до последнего дыхания.
|
Действия подразделений курсантов по укреплению подступов к г. Ленинграду.
1941 год |
Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова
на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945. |
|
На дальних подступах к Ленинграду
В плане войны против СССР фашистское командование придавало большое значение нанесению удара по Ленинграду. Гитлер считал, что с захватом Ленинграда «будет утрачен один из символов революции, являющийся наиболее важным для русского народа на протяжении 24 лет, и что дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа» (2).
[2] Военно-исторический журнал, 1966, № 1, стр. 76.
Для выполнения своих замыслов гитлеровское командование в общем направлении на Ленинград нацелило группу армий «Север» и войска Финляндии.
Для выполнения различных боевых задач, связанных с инженерным обеспечением обороны дальних подступов к Ленинграду, штаб Северного фронта(3) с первых дней войны стал привлекать подразделения училища.
[3] С началом войны Ленинградский фронт был преобразован в Северный фронт.
23 июня 1941 года в распоряжение начальника Лужского района был отправлен сводный отряд из 150 курсантов. Командиром отряда был назначен командир передовой роты старший лейтенант Н.И. Булгаков. В состав отряда были включены 6 коммунистов и лучшие комсомольцы.
По призыву Ленинградской партийной организации на оборонительные работы вышли сотни тысяч трудящихся города и области. Огромный объем работ, многотысячная армия строителей, не имевших ни специальной квалификации, ни практического опыта, требовали и контроля и помощи со стороны специалистов, опытных и инициативных руководителей.
Естественно, что Военный совет фронта в качестве руководителей и инструкторов привлек преподавателей и курсантов военно-инженерного училища. Старшему преподавателю фортификации майору М.М. Зязину - опытному саперу, знатоку полевой фортификации, прошедшему практику войны с белофиннами, было поручено сформировать и возглавить управление военно-полевого строительства (затем оно стало называться УНС-1). Заместителем его стал майор Н.И. Почуев. Инструкторами в строительные отряды были назначены курсанты.
24 июня по приказанию командующего Северным фронтом для руководства оборонительными работами, производимыми местным населением, училище сформировало три команды. К исходу 25 июня были откомандированы в Кингисепп, в распоряжение командира 191-й стрелковой дивизии, 20 человек, в Псков, в распоряжение коменданта, - 40 человек и в Лугу, где майоры М. Зязин и Н. Почуев все шире развертывали строительство, - 40 человек (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, on. 140104, д. 1, л. 79.
Доблесть и стойкость в боях
В то время, когда офицеры и курсанты вместе с населением сооружали оборонительные рубежи, выпускники училища, служившие в приграничных округах, в сложной обстановке первых дней войны делали все, чтобы организовать инженерное обеспечение боев советских войск, изматывавших врага.
Вспомним о лейтенантах, прибывших 17 июня в Брест. Молодые офицеры М. Кутюхин и Н. Мамонт были направлены в 33-й инженерный полк, дислоцировавшийся в крепости, а два других товарища - в отдельный понтонный батальон, расположенный в городе.
На долю воспитанников выпали тяжелые бои в городе и его окрестностях. Стрелковые, артиллерийские, танковые и инженерные части и подразделения в этих первых, отчаянных и кровопролитных сражениях показали исключительное мужество, стойкость и крепость духа. Об этом языком художественно-боевой публицистики хорошо рассказано в книге лауреата Ленинской премии писателя С.С. Смирнова «Брестская крепость» и во многих периодических изданиях. Мы добавим только, что лейтенант Кутюхин в этих боях был ранен, а как выздоровел, снова пошел на фронт. После войны он посетил места первых памятных боев и возложил цветы у памятника героическим защитникам крепости. В музее обороны крепости нашлось место для отражения боевых дел и нашего воспитанника.
Выполнение ответственного задания в первые дни войны было возложено на майора Т.А. Ковалева, окончившего училище. В то время он работал начальником заграждения и минирования Управления военно-инженерной подготовки Главного военно-инженерного управления РККА.
По приказу Наркома обороны СССР в первые дни войны создавались нештатные оперативно-инженерные группы для оказания немедленной помощи войскам в устройстве заграждений. В состав одной из них был включен майор Ковалев. Утром 27 июня 1941 года, получив необходимые средства, группа выехала на запад, туда, где шли жестокие бои. Много испытаний пришлось пережить Ковалеву уже в первые дни войны, но всякий раз он с честью выходил из трудного положения. Об одном из них рассказывает И.Г. Старинов в книге «Мины ждут своего часа».
«Находился однажды Ковалев на мосту через Друть, у шоссе Могилев-Бобруйск. С западного берега прибежала телефонистка. К телефону вызывали старшего начальника. Майор поспешил на вызов. И услышал он примерно следующее:
«Я начальник гарнизона города Могилева. Приказываю вам мост через реку Друть без моего разрешения ни в коем случае не взрывать».
В речи говорившего слышался иностранный акцент. Бросив трубку, Ковалев поспешил к саперам и ускорил минирование. Мост был готов к взрыву еще засветло. А в полночь, когда противник открыл из-за реки сильный огонь и пустил на переправы танки, они взлетели на воздух.
Майора Ковалева при этом легко ранило в голову, но он не оставил своего поста и, выяснив вскоре, что к западу от Друти находились еще наши войска, сумел переправить их на восточный берег по наплавному мосту, который еще оставался в целости.
Самоотверженное выполнение боевых и специальных заданий.
25 июня начальник инженерных войск Северного фронта приказал отправить в 33-ю отдельную электротехническую роту, которая располагалась на станции Сурпентикюля Приморской железной дороги, 10 курсантов-подрывников в качестве инструкторов для производства спецработ (1).
[1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140104, д. 1, л. 80.
Эти курсанты и их командир лейтенант Ф.А. Трофимов должны были стать инструкторами при установке инженерных заграждений с применением средств ТОС (техники особой секретности). Подготовке специалистов ТОС уделялось большое внимание. Например, 23 человека июньского выпуска были оставлены в училище на специальные курсы по подготовке командиров взводов специального назначения.
Приборов для управления взрывами по радио в то время не имела ни одна армия мира. Управляемые по радио советские мины причиняли гитлеровцам немалые потери. Они заставляли противника терять время, столь драгоценное для наших войск суровым летом и осенью 1941 года. Выигранные дни и недели давали нам возможность закрепиться, подтянуть к угрожаемым направлениям войска (1).
[1] См. В.К. Харченко. «...Специального назначения», М., Воениздат, 1973, стр. 16-23.
В приказе об отправке курсантов-подрывников была определена дата возвращения. Но суровая действительность лета 1941 года внесла свои коррективы в эти сроки...
27 июня убыл на Карельский перешеек сформированный в училище фронтовой отряд инженерных заграждений. Командиром отряда стал бывший комбат майор Л.Н. Могильный, заместителем по политчасти - батальонный комиссар И.И. Яковлев. Командирами рот были капитан И.Е. Костюк, старшие лейтенанты К.И. Недзельский и А.В. Орлов, лейтенанты С.И. Губаревич и Ф.В. Будылин, их заместителями по политчасти - преподаватели истории партии батальонный комиссар И.3. Лисневский, старшие политруки Г.П. Барымов и В.И. Боровец, политработники - старший политрук X.М. Музафаров и младший политрук А.И. Федин. В состав отряда, кроме саперных рот, входили специальные взводы: компрессорный, электротехнический, дорожно-позиционный. В отряд руководителями специальных работ были включены преподаватели электротехники военинженер 2-го ранга А.И. Данилов и капитан К.С. Гуркало, инженерных машин - военинженер 3-го ранга П.П. Сторожук и старший лейтенант М.Г. Левин, подрывного дела - майор Г.Ф. Химчук и капитан В.Н. Путрин. Всего убыло на задание 35 командиров, 517 курсантов и 10 красноармейцев. Среди них было 60 коммунистов (2).
[2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, лл. 200-201.
В соответствии с планом штаба инженерных войск Северного фронта отряд на рубеже восточнее Выборга возводил фортификационные заграждения - противотанковые рвы, эскарпы. Там, где перед каменистым грунтом Карельского перешейка были бессильны инженерные машины, производилось подрывание грунта направленными взрывами.
Весь оборудованный комплекс заграждений перекрывал собой наиболее вероятные танкоопасные направления в полосе обороны 23-й армии.
Курсанты производили очистку рвов и эскарпов, отрывку шурфов и укладывали в них заряды взрывчатых веществ, выполняли работы по маскировке сооружений.
Фронту требовались подготовленные командиры, поэтому в начале июля отряд был возвращен в училище.
Наступавшие в Прибалтике немецко-фашистские войска, располагая на основных направлениях восьмикратным численным превосходством, несмотря на мужественное сопротивление наших войск, рвались к Пскову и Острову. Угроза Ленинграду с юга все более возрастала. Она усугублялась тем, что юго-западные подступы к городу не были укреплены... Военный совет Северного фронта разработал план усовершенствования старых укрепленных районов Псковского, Кингисеппского и Карельского, а также строительства Лужской оборонительной полосы и сооружения Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов на ближних подступах к Ленинграду (1).
[1] Ордена Ленина Ленинградский военный округ. - Лениздат, 1968, стр. 191.
С 28 июня сводная рота курсантов в полосе Северо-Западного фронта выполняла работы по приведению в полную боевую готовность Островского укрепленного района. Работы здесь не были закончены. 6 июля противник занял город Остров. Тому, кто не участвовал в боях под Островом, трудно представить всю сложность обстановки на этом участке фронта. Курсанты вместе с отходящими частями вступали в бой, сдерживая продвижение немецких войск на Псковском направлении.
4 июля в 33-ю отдельную электротехническую роту училище откомандировало еще тридцать три курсанта под командованием лейтенанта А.А. Лисицына (2). Они составили четвертый взвод подразделения. С Карельского перешейка рота передислоцировалась на Лужское направление, где завязывались основные события боевых действий под Ленинградом.
[2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 28.
На Лужском оборонительном рубеже
В конце июня 1941 года сводная саперная рота курсантов в составе сводной курсантской бригады военно-учебных заведений Ленинграда участвовала в оборонительных работах в районе городов Урицк и Гатчина. В то же время батальон курсантов возводил укрепления в районе города Луги. Курсанты, получившие в училище не только теоретические знания, но и практические трудовые навыки по возведению инженерных сооружений на занятиях и учениях в мирное время, являлись примером для тысяч других воинов и гражданских лиц, принимавших участие в этих работах.
В связи с потерей Острова и Пскова обозначилась реальная угроза прорыва противника к Ленинграду. 4 июля принимается решение организовать оборону на рубеже реки Луга. Части, обороняющие этот рубеж, были объединены в Лужскую оперативную группу (ЛОГ) во главе с заместителем командующего фронтом генералом К.П. Пядышевым.
Инженерный отдел штаба ЛОГ был укомплектован из преподавателей училища. Помощниками начальника отдела стали: старший преподаватель маскировки военинженер 2-го ранга П.Н. Катаев, первый помощник начальника учебного отдела училища майор А.В. Писаржевский, помощник начальника учебного отдела интендант 2-го ранга Я.Ф. Федоров (1).
[1] Архив МО СССР, ф. 261 (ЛОГ), оп. 925064, д. 15, л. 39.
К этому сроку работы на Лужской оборонительной полосе, которая протянулась на 250 км от Финского залива до озера Ильмень и состояла из двух оборонительных рубежей и одной отсечной позиции, еще не были завершены. Поэтому поступила указание форсировать ход работ на Лужском и других оборонительных рубежах. Саперных частей для выполнения работ не хватало, и Военный совет фронта решил привлечь училище в полном составе (2).
[2] Военно-инженерное искусство Советской Армии. - Воениздат, 1958, стр.43.
3 июля по указанию начальника Лужского района на оборонительные работы убывает отряд в составе 350 курсантов (3).
[3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, л. 208.
Начальником инженерных войск ЛОГ, без освобождения от должности начальника училища, назначается подполковник А.Д. Цирлин. «В эти дни напряженных боев, - писала газета «Лужская правда», - подполковника Цирлина можно было видеть в разных местах Лужского рубежа обороны. Работа по инженерному обеспечению войск не прекращалась ни на минуту» (4).
[4] «Лужская правда», 22 июня 1971 г.
Генерал-полковник инженерных войск А.Д. Цирлин позже в одной из бесед вспоминал, что во время поездок с генералом К.П. Пядышевым по позициям Лужского оборонительного рубежа часто получал от него указания, на выполнение которых направлялись курсанты. Приказания передавались Александром Даниловичем устно, записей не осталось. В этом одна из трудностей изучения деятельности училища летом 1941 года.
Курсанты на Лужском оборонительном рубеже выполняли различные задачи, часто в сложной боевой обстановке.
В начале июля на рубеже р. Плюсса началось минирование предполья перед центром Лужской позиции саперами 106-го моторизованного инженерного батальона, курсантами Ленинградского инженерного училища и понтонерами 42-го понтонного батальона.
С 12 июля по 1-3 августа 1941 г. наши войска вели бои в предполье Лужской позиции с задачей задержать выход частей 41-го моторизованного корпуса противника к центральному участку главной полосы обороны. В ходе контратак наших частей саперы и понтонеры майора М.М. Зязина, лейтенантов С.И. Фоменко, Е.П. Гуляницкого также наносили серьезные потери врагу, подрывая танки, связывая их маневр минными полями, заставляя их искать обход и вновь натыкаться на минные поля. Встречали их из окопов связками гранат и бутылками с горючей смесью (1).
[1] См. Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной войны. Воениздат, 1958, стр. 39.
Активные действия войск в предполье Лужской позиции в сочетании с нарастающей инженерной подготовкой ее рубежей остановили дальнейшее продвижение немецких войск на Ленинградском направлении почти на месяц. В условиях начала войны это имело исключительно важное значение. Военный совет Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укрепления ближайших подступов к городу и усиления оборонявших его войск.
Деятельность курсантов по выполнению боевых задач получила высокую оценку войсковых начальников. Так, например, в приказе по училищу от 10 августа 1941 года отмечалось, что работавшие в полках действующей Красной Армии по заданию штаба Северного фронта курсанты 2-го батальона Алексеев, Породин, Гогунец, Корзун, Полежакин, Соколов, Спусканюк, Черняев и другие, по отзывам начальников инженерной службы полков, проявили себя инициативными и хорошо знающими свое дело саперами. «На Лужской укрепленной позиции, - отмечается в истории Ленинградского округа, - мужественно действовали также курсанты Ленинградского военно-инженер- ного училища. Под командованием подполковника А.Д. Цирлина саперы выполняли чрезвычайно трудную задачу - минировали местность и ставили проволочные заграждения, чтобы преградить врагу путь к городу Ленина» (2).
[2] Ордена Ленина Ленинградский военный округ. - Лениздат, 1967, стр. 207.
Не все офицеры и курсанты вернулись с выполнения заданий в Островском и Псковском укрепленных районах, с Лужской укрепленной позиции. Судьба некоторых из них не известна и до сих пор: они числятся без вести пропавшими. Другие долгое время самостоятельно пробирались в училище. Например, в политдонесении от 25 июля 1941 года рассказывалось о курсанте Гогунце, кандидате в члены ВКП(б), который вернулся в 5-ю роту, 18 дней пробираясь к Ленинграду. Некоторое время он был в тылу, участвовал в одной боевой операции партизан(3).
[3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 2, л. 12.
Полковник в отставке П.А. Козлов, бывший в тот период начальником учебного отдела училища, в своих воспоминаниях пишет: «В каждом батальоне, в особенности действовавших в Псковско-Лужском-Кингисеппском районе, было много курсантов, оставшихся на фронте. Необходимо отметить, что подавляющее большинство оставшихся, иногда в тылу фашистских армий, курсантов группами и в одиночку прибывали в училище даже в 1942 году, когда училище было передислоцировано в г. Кострому. В этом, несомненно, сказался высокий морально-политический уровень курсантов, как результат и нашей работы преподавателей - коммунистов и беспартийных» (1).
[1] Архив училища.
В боях под Толмачевым погибли батальонный комиссар Л.О. Жерновский и майор М.М. Зязин - один из старейших саперов Советской Армии, бесстрашный, хладнокровный командир.
«На фронт хочу идти коммунистом».
Война потребовала сократить сроки обучения курсантов. Советская Армия развертывалась, нужны были командиры. Коммунисты училища, как требовала партия и приказы командования, быстро перестроили систему подготовки курсантов.
9 июля состоялся 1-й выпуск военного времени. Выпускникам, проучившимся в стенах Инженерного замка всего 11 месяцев, было присвоено звание младших лейтенантов. В тот же день они уехали на фронт. Перед выпуском многие из них вступили в ряды ленинской партии. В поданных ими заявлениях можно было прочесть: «На фронт хочу идти коммунистом».
В июле-августе восемь раз училище производит досрочные выпуски командиров для фронта. Эти выпуски проходили без обычных торжественных ритуалов. В приказах о выпуске очередной группы командиров указывалось: «Выпуск произвести без экзаменов, по среднегодовым оценкам, с присвоением звания в месте назначения».
В первые дни войны распоряжением штаба инженерных войск Северного фронта старший преподаватель подземно-минных работ военинженер 2-го ранга, активнейший член партийного бюро начала 20-х годов, З.А. Концевой был назначен руководителем работ по строительству подземного командного пункта фронта. Почти три месяца специализированный отряд, куда входили и ленинградские метростроевцы, днем и ночью вел работу под землей. Все это время не покидал места работ и начальник строительства. Свои специальные знания по производству подземно-минных работ и опыт, полученный при возведении командного пункта Ленинградского фронта, З.А. Концевой (ныне Герой Советского Союза, генерал-майор инженерных войск в отставке) использовал также при возведении подземных помещений для Командующего и управления Донского фронта в 1942 году.
В начале войны было уделено особое внимание маскировке промышленных и исторических объектов, оборудованию укрытий для защиты населения от вражеских бомбардировок. «Специальным решением Военного совета, - вспоминает работник системы Ленэнерго товарищ С.В. Усов, - диктовалось требование замаскировать все важнейшие объекты так, чтобы с воздуха они не просматривались. Маскировка заключалась в раскраске соответствующих зданий и отдельных сооружений, трансформаторных баков, баков масляных выключателей, в создании ложных дорог на территории станций, в снятии дымовых труб, в установке комуфляжных сеток» (1).
[1] Оборона Ленинграда (1941-1944). Воспоминания и дневники участников. - Л., 1968, стр. 577-578.
Работы по маскировке электростанций и станций городского водопровода производились по проектам, разработанным преподавателями училища. Для подготовки маскировщиков промышленных предприятий города Ленинграда были организованы специальные десятидневные курсы, которые открылись на главной водопроводной станции города. Основные занятия проводил член партии преподаватель училища подполковник А.С. Кожевников. Слушатели курсов практически ознакомились с маскировочными работами.
В училище активно проводилась партийно-политическая работа. В подразделения, выполнявшие боевые и специальные задания, выезжал секретарь партийной комиссии для рассмотрения заявлений о приеме в партию. В первый же месяц после начала войны членами партии стали 21 человек, кандидатами в члены партии - 76 человек, 52 человека вступили в комсомол.
Коллектив учебного заведения живо откликался на волнующие события в жизни Родины. Например, люди проявляли величайшую заботу о Красной Армии, об укреплении обороны государства. Даже в трудные дни по всей стране не прекращался сбор средств, драгоценностей, сельскохозяйственных продуктов и т. п.
В училище активность проявляли как военнослужащие, так и вольнонаемные работники. В августе коллектив собрал около 45 тысяч рублей наличными. Кроме того, в счет погашения были внесены облигации государственных займов на сумму более 40 тыс. рублей.
Местный радиоузел постоянно держал личный состав училища в курсе положения дел на фронте, информировал о новостях в жизни страны и за рубежом. По радио выступали командиры и курсанты, рассказывая о боевых действиях, участниками которых они были.
Несмотря на тревожные известия с фронта, в гости к курсантам в Лужский лагерь приехали шефы - работники Государственного Эрмитажа. С собой они привезли богатую фотовыставку «Героическое прошлое русского народа». Она сразу приковала к себе внимание личного состава. Беседы, проведенные гостями у фотоиллюстраций, расширили знания курсантов о героическом прошлом народов СССР, вызвали у будущих командиров глубокие патриотические чувства и ненависть к завоевателям и захватчикам.
Сотни тысяч советских и зарубежных посетителей Государственного Эрмитажа восхищаются его экспонатами: памятниками: первобытной культуры, европейской и азиатской культуры средних веков, прекрасными произведениями Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса и других. Но, к сожалению, почти никому не известно, что в спасении всемирно известных ценностей от грозившего им варварского уничтожения, кроме работников Эрмитажа, принимали участие и курсанты училища.
Коллектив училища гордится тем, что на его долю в начале войны выпала честь спасать художественные и культурные сокровища Государственного Эрмитажа. В течение нескольких дней огромная коллекция музея была погружена в два эшелона и отправлена на Урал.
|