|
14.04.1924 |
Город-герой
ВОЛГОГРАД
в 1589-1925 - Царицын,
в 1925-1961 - Сталинград |
|
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
(17.07.1942 - 2.02.1943)
в ходе Великой Отечественной войны, наряду со сражением на Курской дуге, была переломным моментом во Второй мировой войне, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.
Для Советского Союза, понесшего большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшей к окончательному поражению нацистской Германии в 1945 году. |
|
Под Сталинградом инженерные войска, по существу, впервые успешно осуществили важнейшие мероприятия инженерного обеспечения подготовки и ведения наступления крупных группировок, включавших танковые и механизированные корпуса.
В первой половине 1942 года была проведена реорганизация Управления начальника инженерных войск Красной Армии, начальником которого с апреля 1942 г. был генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев. Начальником штаба инженерных войск стал генерал-майор инженерных войск К. С. Назаров. В Управление начальника инженерных войск входили Управление оборонительного строительства (начальник генерал-майор инженерных войск Б. А. Оливетский), Главное военно-инженерное управление (начальник генерал-майор инженерных войск И. А. Петров), инженерный комитет (начальник комитета генерал-майор инженерных войск Г. П. Чистяков), руководивший разработкой новых средств инженерного вооружения, инженерная инспекция и отдел кадров.
В апреле 1942 года были сформированы бригады специального назначения, состоявшие из управления, пяти - семи батальонов инженерных заграждений, одного - двух электротехнических батальонов, батальона спецминирования, отряда электрификации и механизации работ и роты управления. Эти сильные инженерные соединения предназначались для минирования и разминирования местности и отдельных объектов, установки управляемых минных полей и телефугасов, устройства электризуемых и других видов заграждений.
В мае 1942 г. было начато формирование крупных понтонно-мостовых частей и соединений. По установившемуся позднее штату (ноябрь 1942) понтонно-мостовая бригада включала управление, три - семь понтонно-мостовых батальонов (чаще четыре), оснащенных парками Н2П и ДМП-42 грузоподъемностью до 50 т.
Летом 1942 г. был сформирован тяжелый понтонно-мостовой полк двухбатальонного состава, получивший на вооружение новый тяжелый парк (ТМП) грузоподъемностью до 100 т.
В августе в каждом фронте было сформировано по одному батальону гвардейских минеров. В это же время была создана одна бригада гвардейских минеров пятибатальонного состава в непосредственном подчинении начальника инженерных войск Красной Армии. Эти части предназначались для совместных действий с партизанами по разрушению коммуникаций и важных объектов в тылу противника.
В связи с поступлением различной инженерной техники в войска еще в июне 1942 г. было сформировано одиннадцать отдельных парков инженерных машин резерва Верховного Главнокомандования из расчета один на фронт. Парк состоял из четырех рот: роты дорожных машин, роты мостостроительных машин, имевшей на оснащении копры, компрессоры, лесопильные станки, роты лесозаготовительных машин с лесопильными рамами РПЩ и станками ЛСР и роты позиционных машин с четырьмя экскаваторами и двадцатью мотопилами.
В целях улучшения инженерного обеспечения боевых действий войск Ставка Верховного Главнокомандования приказала к 10 ноября сформировать инженерно-саперные бригады РВГК. Одновременно формировалось несколько инженерно-минных и горно-минных бригад. Для выполнения отдельных специальных военно-инженерных мероприятий кроме существовавших инженерных частей и подразделений в это же время были сформированы пять отдельных рот фугасных огнеметов, несколько рот полевого водоснабжения, отряд глубокого бурения.
Главным источником новых формирований инженерных войск были саперные армии, которые с весны до осени 1942 г. одна за другой постепенно расформировывались.
Тыловые рубежи и полосы во фронтах с лета 1942 г. строились в ОС новном управлениями оборонительного строительства. в июне решило перегруппировать для строительства оборонительных рубежей и обеспечения обороны города ряд инженерных частей из 6, 7 и 8-й саперных армий, а также четыре отдельных инженерных батальона, сформированных из саперных рот комендатур оборонительных обводов. В это же время из района Ростова в район Каменска и Миллерово перебрасывалась группа оперативных заграждений резерва Верховного Главнокомандования в составе четырех саперных батальонов под командованием полковника И. Г. Старинова. Кроме того, начальнику инженерных войск Красной Армии было приказано спешно сформировать еще две группы оперативных заграждений и использовать их на этом же направлении.
К 12 июля общая протяженность оборонительных рубежей, на которых под руководством инженерных войск велись работы, достигала 1200 км.
С формированием Сталинградского фронта под руководством генерал-майора А. Ф. Ильина-Миткевича, возглавлявшего в июле инженерные войска фронта, были приняты энергичные меры по дальнейшему расширению масштабов военно-инженерных работ. Организация оборонительного строительства с широким привлечением войсковых, армейских и фронтовых саперных частей позволила добиться определенных результатов в устройстве заграждений и упрочении обороны в целом. Однако нехватка времени не позволила к началу вражеского наступления создать сплошные оборонительные позиции: оборона была очаговой. При отражении вражеского наступления 27 июля 1942 г. на поле боя пал смертью храбрых начальник инженерных войск 64-й армии полковник Б. Ф. Будилов.
С конца июля - начала августа 1942 г. войска фронта развернули напряженную борьбу с противником, наступавшим не только с запада, но и с юго-запада. В этой обстановке Сталинградский фронт был разделен на два фронта - Сталинградский и Юго-Восточный. Начальником инженерных войск Сталинградского фронта (позднее переименованного в Донской) был полковник А. И. Прошляков, а начальником инженерных войск Юго-Восточного фронта (позднее переименованного в Сталинградский), был генерал-майор инженерных войск В. Ф. Шестаков, а затем генерал-майор инженерных войск И. А. Петров.
Большую роль в срыве атак 4-й танковой армии гитлеровцев сыграла оперативная группа заграждений резерва Верховного Главнокомандования под командованием полковника Я. М. Рабиновича. В течение августа эта группа, имевшая 1581, 1593, 1602 и 1615-й саперные батальоны, установила 140 тыс. мин, 80 фугасов, а на путях отхода наших войск подорвала 19 мостов. На минных полях, установленных этой группой, противник потерял 53 танка и много другой боевой техники.
12 сентября начались бои непосредственно в Сталинграде. Оборона города была возложена на 62-ю армию. Южнее оборонялась 64-я армия. Перед инженерными войсками 62-й и 64-й армий стояли особенно остро три важнейшие задачи: устройство заграждений перед передним краем и в глубине, а также маневр средствами заграждений в ходе обороны; строительство оборонительных сооружений в опорных пунктах, в том числе приспособление к обороне заводских и жилых зданий; обеспечение переправы войск и грузов через Волгу. Все эти задачи были успешно выполнены. Особенно ярко это видно на примере 62-й армии, где начальником инженерных войск был полковник Г. И. Тупичев, а с октября 1942 г. - подполковник В. М. Ткаченко. В составе этой армии кроме войсковых саперов имелись следующие инженерные силы: 326-й и 327-й армейские инженерные батальоны, 47-я отдельная рота специального минирования. Ей были приданы 44-й и 107-й понтонно-мостовые батальоны, 119-й моторизованный инженерный батальон, 212-й и 216-й батальоны инженерных заграждений 43-й инженерной бригады специального назначения и 1896-й саперный батальон. За время обороны в городе, даже при остром недостатке инженерных боевых припасов, саперы 62-й армии устроили около 11 км проволочных заграждений, установили свыше 17 тыс. мин, 82 камнемета, 180 надолб, 165 противотанковых ежей и построили 39 баррикад.
Плотность минирования в октябре составляла около 800 противотанковых и 650 противопехотных мин на 1 км фронта. Повышение плотности минирования явилось очень важным фактором в срыве многочисленных атак противника. Среди многих бесстрашных саперов и понтонеров, чей самоотверженный труд обеспечивал переправу воинов и боевых грузов через Волгу, в первых рядах стоит имя гвардейца-сапера коммуниста В. Бирюкова. Саперы, отремонтировав моторную лодку, доверили ее бывалому воину. Моторист В. Бирюков в любое время суток, если этого требовала обстановка, отправлялся в опасный рейс. Искусно маневрируя между разрывами мин и снарядов, он с честью выполнял боевые задания, проявляя бесстрашие и отвагу. Однажды, при совершении очередного рейса, на середине Волги гвардеец-сапер был тяжело ранен. Напрягая последние силы, В. Бирюков привел в Сталинград лодку с взрывчатыми веществами. Это позволило саперам немедленно приступить к устройству фугасов.
С неменьшим напряжением действовали инженерные части по обеспечению переправ через Волгу в полосе 64-й армии, где начальником инженерных войск был генерал-майор инженерных войск Ю. В. Бордзиловский.
Обеспечивая боевые действия войск в городе, саперы входили в состав штурмовых отрядов и блокировочных групп. Они подрывали развалины зданий, приспособленные противником к обороне, устраивали проходы в его заграждениях, вели подземно-минную борьбу. Вот один из примеров их действий в городе. Опорный пункт фашистов в Доме железнодорожников на Пензенской улице как бы врезался в нашу оборону. Было решено подземно-минной атакой уничтожить его.
Задача возлагалась на 8-й гвардейский отдельный саперный батальон, которым тогда командовал гвардии майор В. П. Горлов. Отрывку галереи саперы начали из подвала южной части того же здания, захваченного и упорно обороняемого гвардейцами генерала А. И. Родимцева. Четкая работа саперов, особенно головных минеров гвардии старшего сержанта Владимира Дубового и гвардии рядового Тихона Панферова, обеспечила выход галереи в назначенное место. Отрыв галерею, саперы заложили в нее заряд взрывчатого вещества и сделали грунтовую забивку. Детонирующий шнур был выведен в подвал, а электропровод от запала - к оборудованной в соседнем здании подрывной станции. В 2 часа ночи 10 ноября был произведен взрыв, в результате которого на месте дома образовалась огромная воронка. Опорный пункт врага был уничтожен.
Так, не зная усталости, настойчиво и целеустремленно вели боевую работу наши славные саперы, находясь в рядах героических защитников Сталинграда. Вместе с понтонерами они внесли посильный вклад в срыв планов врага по захвату города на Волге.
|