|
Город-герой
КИЕВ
столица Украины |
|
Битва за Киев
(11 июля - 19 сентября 1941 года)
В середине июля 1941 года Юго-Западный фронт продолжал вести тяжелые оборонительные бои южнее Полесья, на подступах к Коростеню и Киеву.
Имевшееся количество инженерных частей фронтового и армейского подчинения позволяло в ходе боевых действий создать в среднем по четыре батальона на каждую армию юго-западного направления. Это несколько выше, чем на северо-западном и западном направлениях, однако и такого количества их было недостаточно для решения задач инженерного обеспечения боевых действий в сложных условиях лета 1941 г.
Инженерные войска Юго-Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск А. Ф. Ильин-Миткевич) и Южного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов), как и на других направлениях, обеспечивали отход советских войск и закрепление их на тыловых рубежах для ведения упорной обороны. С этой целью на путях отхода они устраивали заграждения и взрывали мосты; в глубине обороны в полосе Юго-Западного фронта было организовано строительство оборонительных рубежей, на которые были переброшены управления начальников строительств и строительные батальоны; для борьбы с танками кроме мин саперы (как и на других фронтах) широко применяли бутылки с горючей смесью, подразделения саперов входили в состав специальных отрядов истребителей танков.
Инженерные войска 37-й армии (начальник инженерного отдела армии полковник А. И. Голдович), которая вела бои за Киев, выполнили большой объем заградительных работ. Только на устройстве заграждений было занято 5 инженерных и саперных батальонов, 2 электророты. Их усилиями перед передним краем и в глубине укрепленного района было установлено около 100 тыс. противотанковых и противопехотных мин, 16 км электризуемых препятствий и устроено большое количество других видов противотанковых и противопехотных награждений. Кроме того, 3 взвода специальных заграждений устанавливали приборы для взрыва на расстоянии по радио особо важных объектов на Днепре и в Киеве.
Значительную роль в замедлении темпов продвижения противника и срыве его атак сыграли войска 5-й армии (начальник инженерного отдела полковник А. И. Нахебия) и их инженерные части, оборонявшие Коростенский укрепленный район, в составе которых был и 117-й отдельный моторизованный инженерный батальон, приданный 5-й армии. При выполнении боевых задач в период с 26 по 30 июля личный состав этого батальона, как и других частей армии, проявил решительность, смелость и отвагу. Так, например, саперное отделение комсомольца младшего сержанта Ежибаева (3-я рота) под огнем противника уничтожило 5 мостов, подорвало 4 фугаса на дорогах и вышло из боя без потерь. Младший сержант Н. И. Жарков на минированном мосту взорвал бронемашину противника и уничтожил на минном поле 25 гитлеровцев. Будучи окруженным, он взорвал второй мост, а затем вышел из окружения, вынеся из боя тяжело раненного сапера Козлова. |
|
В течение августа гитлеровцы неоднократно пытались форсировать Днепр в полосе Юго-Западного фронта, но безуспешно. Тогда немецко-фашистское командование повернуло значительные силы на юг для удара во фланг и тыл Южному фронту (сдерживал вражеские войска на территории Молдавии); противнику к 25-30 августа удалось выйти к Днепру. В это время осложнилась обстановка для наших войск и на севере в полосе Центрального и Брянского фронтов.
В этих условиях основной задачей инженерных войск Юго-Западного фронта и Южного фронтов было обеспечение переправы отходящих соединений на левый берег Днепра. Так, например, в районе Канева переправу войск на левый берег Днепра обеспечивали четыре понтонных, один инженерный и один саперный батальоны.
В дополнение к имевшимся автодорожному и железнодорожному мостам понтонеры навели и содержали еще три наплавных моста.
После переправы войска 26-й и 38-й армий приступили к организации обороны левого берега Днепра. Только инженерные части 26-й армии (начальник инженерного отдела полковник Д. Ф. Маркелов) в период с 17 по 29 августа установили на левом берегу 50 690 мин и 60 фугасов, устроили 31 240 кв. м минированных завалов и 16 камнеметов. Кроме того, было установлено 10 тыс. пог. м проволочных заграждений, 900 пакетов МЗП и 165 рогаток.
Инженерные войска 38-й армии (начальник инженерного отдела полковник Е. И. Кулинич) приступили к устройству заграждений в конце августа. Хотя противник и добился известных успехов на юго-западном направлении, но они ему обошлись дорогой ценой. Он потерял более 100 тыс. солдат и офицеров и столь необходимое для себя время.
Сопротивление советских войск на Украине было героическим. Их поддерживал весь наш народ. Исключительную стойкость проявили киевляне.
В сентябре 1941 года немецкие войска замкнули вокруг Киева крупнейшее окружение в истории войн.
С 19 сентября 1941 года по 6 ноября 1943 года Киев был оккупирован немцами. Город был освобождён в ноябре 1943 года в результате Киевской наступательной операции. Повторная попытка немецко-фашистских войск вновь захватить город была отражена в декабре того же года.
За мужество и героизм войск и трудящихся города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя (Указ Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года; утверждено Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года), а для участников обороны учреждена медаль "За оборону Киева".
|