|
|
КОСТРОМИН
Виктор Яковлевич
(11.8.1923 – 1.12.1976)
Советский военный инженер
Подполковник
|
|
|
Русский.
Родился в многодетной рабочей семье в Марфино Мокшанского района Пензенской области.
Окончил школу.
Работал в Марфино. 1941 – был призван в КА Мокшанским РВК.
Участник Великой Отечественной войны.
С 9.1941 – в Действующей армии.
Участник боёв при обороне Москвы. Был дважды ранен (24.1.1942, 2.9.1942). Находился на излечении в госпитале.
10.1942 – после выписки из госпиталя направлен в Инженерное училище в Кострому. Курсант. Член ВКП(б)/КПСС (9.1943).
1944 – окончил Ленинградское ВИОЛКУ им. А.А. Жданова. Младший лейтенант.
В составе группы из 6 выпускников Ленинградского ВИОЛКУ им. А.А. Жданова направлен в 37омпмб, находившийся на доукомплектовании в Соколовой Пустыни под Москвой.
1944 – командир 2 взвода 2понр.
Воевал в составе 43А 1 Прибалтийского фронта. Освобождал Белоруссию. За обеспечение форсирования Западной Двины и р. Уллы в районе Фролковичей (26.6.1944) и строительство деревянного моста под грузы 50 т через р. Уллу командиром батальона майором Г.Я. Смирновым представлен (3.7.1944) к ордену Отечественной войны 1 ст., награждён орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 156/н от 25.7.1944 г. 6гв.А 1 Прибалтийского фронта). Участвовал в обеспечении переправы частей КА через Западную Двину при освобождении Полоцка (4.7.1944) во время Полоцкой операции (1-15.7.1944).
При освобождении Литвы и Латвии участвовал в обеспечении марша танковых колонн по маршруту Полоцк – Паневежис – Елгава (15.7-1.8.1944), переправы войск и техники наступающих частей 43А через р. Лиелупе в районе г. Бауска (1.8-2.10.1944) и в качестве инструктора по сборке скоростным методом тяжёлого моста выехал в 29исбр (28.9.1944).
Принимал участие в обеспечении переправами наступающих частей через р. Вента на участке Рекшай – м. Куршанай во время Куршанайской (2-10.10.1944), Неманской (10.10-11.11.1944), Либаво-Тукумской (11.11.1944-18.1.1945) операций.
В Неманской операции (1945) участвовал в постройке высоководных мостов и ледорезов, устройстве ледяных переправ на р. Неман для переброски войск 43А в Восточную Пруссию, возведении низководного деревянного и высоководного мостов через Неман в г. Тильзит.
Участник штурма Кенигсберга.
3.4.1945 - 37омпмб поступил в оперативное подчинение командующего 11 гв.А и прибыл в Бранденбург на берег залива Фриш-Гафф.
«4-5 апреля 1945 г. Собрали паромы, оборудовали их, готовимся к форсированию, тренируем пехоту. Посреди залива – Кенигсбергский канал, по нему ходят немецкие суда. Ночью вышли в залив (1,5 км) – волны, но плыть можно. Высадили пехоту на берег.
6 апреля 1945 г. Приказано форсировать залив. В 21.00 должны выйти. Жизнь и смерть – на одной точке. Умрём, но приказ выполним! Ждём личного приказа маршала Василевского.
8 апреля 1945 г. Кругом грохочет. Берег противника в дыму. Авиация даёт жару фрицам!
9 апреля 1945 г. На рассвете выехали в Кенигсберг. В 13.00 выезжаем на берег Альтер-Прегель. В городе дым, ничего не видно, грохот артиллерии, пожар. Невозможно пройти по улице, задыхаешься в дыму и жаре. Под миномётным огнём противника наводим понтонный мост под 16 тонн. Штурм продолжается. 21.30 гарнизон сдаётся в Кенигсберге. Толпа за толпой пленных и гражданских немцев.
11-13 апреля 1945 г. Содержим понтонный мост.
13-16 апреля 1945 г. Строим здесь же деревянный мост.
19 апреля 1945 г. Выехали из Кенигсберга в район Пиллау». Из дневника В.Я. Костромина.
Участник штурма города-крепости Пиллау (26.4.1945). При форсировании морского канала в Пиллау добровольно под огнем сопротивляющихся фортов произвёл (25.4.1945) разведку берега косы Фрише-Нерунг, первым собрал паром под грузы 60 т. Командиром батальона майором А. Романько представлен (26.4.1945) к ордену Отечественной войны 1 ст., награжден орденом Красной Звезды (пр. № 139/н от 8.5.1945 г. 11гв.А 3 Белорусского фронта).
Войну закончил в порту Пиллау.
В составе 9пмбр передислоцирован в Забайкалье (Цугуловский Дацан, Бурятско-Монгольская АССР).
Участвовал в разгроме японских милитаристов на Забайкальском фронте (8-9.1945). Занимался ремонтом, восстановлением и содержанием дорог.
«19-26 августа 1945 г. Углубляемся в Маньчжурию. Местность гористая. Китайцы живут в земляных фанзах, грязные, оборванные, тёмные – рабы. При встрече приветствуют большим пальцем. Держим мостовую переправу на горной реке Таоэрхэ. Заметили в сопках японских солдат. Завязался бой. Уничтожили трёх самураев. Стреляли они, пока могли, подохли, но с кинжалами в руках. Остальные отступили.
10-13 сентября 1945 г. Ремонтируем дорогу. Выводим китайцев на помощь. Многие скрываются, не хотят идти работать. Вытаскиваем из кукурузы. Идём по дороге и показываем: вот здесь надо засыпать ямку, а вот здесь – срежьте бугор». Из дневника В.Я. Костромина.
9.8.1946 – убыл в распоряжение командира 42пмп. «А семья у нас большая была: было нас девять братьев и три сестры. Родину защищали во время войны пятеро – во главе с отцом, четверо погибли». Брат В.Я. Костромина Борис Яковлевич в письме от 27.5.1985 г. В.М. Воронцову подвел горестные итоги войны. После войны – около 8 лет служил на различных должностях в Германии. Служил в штабе Киевского ВО. |
|
70-е годы – преподавал в Танковом училище в Киеве, подполковник. Уволен в запас. С 1972 – работал в ЖЭК. Инженер по сооружениям ГО, начальник ГО.
Жена Вера Дмитриевна. Воспитали сына.
Похоронен в Киеве.
Встреча фронтовых друзей на могиле В.Я. Костромина. Киев, 5.1985
Слева направо: Семён Самойлович Рабич, Владимир Михайлович Воронцов (1944), Пётр Алексеевич Васюра, Алексей Емельянович Осадчук.
Фото из архива В.М. Воронцова
Брюховецкий Р.И., Воронцов В.М., Воронцова Т.В., Сухачев В.Е. |