|
|
ИВАНОВ
Геннадий Иосифович
(1923)
Советский военный инженер
Полковник
|
|
|
Родом из Ярославля.
6.1941 – студент последнего курса Ярославского техникума резинотехнической промышленности, направлен на трудовой фронт на строительство оборонительных сооружений в Ильинско-Хованское.
9.1941 – призван в КА и послан в Кострому, куда в августе было эвакуировано Инженерное училище.
22.12.1941 – набор курсантов принял присягу.
1942 – после 10 месяцев учёбы окончил Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова по специальности инженер-понтонёр. Лейтенант.
«В основном, правда, нам преподавали минно-подрывное дело, что и определило мой фронтовой путь». Г.И. Иванов.
Участник Великой Отечественной войны.
10.1942 – прибыл на Ленинградский фронт.
Командир сапв 2сапбр специального назначения РГК. Прошёл все ужасы блокады Ленинграда. Разминировал проходы через минные поля у Невской Дубровки и ставил заграждения на отбитых у немцев в результате прорыва блокады коридорах от 8 до 11 км шириной вдоль Ладожской «дороги жизни». И всё это – под обстрелом и бомбёжкой в ночное время, со скудным, почти голодным пайком.
«В 1943 году блокада была прорвана, и в освобождённых от немцев коридорах буквально за 20 дней была построена сухопутная автомобильная дорога около 40 километров вдоль берега Ладоги. По ней двинулись колонны с продовольствием, боеприпасами, а обратно раненые воины и эвакуированные ленинградцы. Вдоль дороги в Марьино сапёры нашего взвода ставили минные и проволочные заграждения, чтобы связь с Большой землёй вновь не перерезали фашисты. А в феврале 1943 года на Финляндский вокзал прибыл уже первый поезд». Г.И. Иванов.
Обеспечивал наступательную операцию под Колпино, снимал мины в районе прорыва и ставил новые заграждения, строил доты и дзоты. Под Красным Бором получил первое ранение. 45 суток находился вгоспитале, развернутом на Ижорском заводе.
Лето 1944 – разминировал и взрывал укрепления линии Маннергейма.
После войны – батальон Иванова ещё 2 года занимался сплошным разминированием местности на бывшей передовой в районах Ленинградской области Карелии, Эстонии.
11.1947 – направлен в распоряжение командира в/ч «Москва-400» (Семипалатинский испытательный полигон в Казахстане).
Производитель работ (прораб) 52 отдельного инженерно-строительного полка.
«К зиме 1947 года наши военные строители на берегу Иртыша на двух площадках в 120 километрах от Семипалатинска и в 60 километрах от Иртыша раскинули палаточные городки, построили землянки. Мы торопились, темпы диктовали условия ядерного противостояния, которое было чревато атомным ударом со стороны бывшего союзника в войне с фашистами. Наши воины выполняли неимоверно тяжёлую работу, продолжительность которой составляла 14 – 16 часов в сутки. Днём и ночью в мороз свыше – 40 градусов, в пургу они сооружали фортификационные сооружения, защитные бункеры, огораживали испытательный полигон по периметру колючей проволокой. В Семипалатинск прибывали поезда с оборудованием, строительными материалами, продовольствием. Ежедневно мы разгружали до 35 вагонов». Г.И. Иванов.
Ценой огромных усилий 15 тысяч военных строителей за 2 года подготовили полигон к испытанию первого ядерного устройства.
29.8.1949 – участник первого испытания ядерного устройства, смонтированного на полигоне на 35-метровой мачте в центре опытного поля.
«Нас отвезли на машине на 60 километров от места взрыва, скомандовали «Атом!». Все легли лицом к земле, ногами к эпицентру взрыва. Мы его ощутили лишь как мощную взрывную волну – горячий ветер. А яркую вспышку почувствовали, даже закрыв глаза и глядя в землю». Г.И. Иванов.
Подполковник технической службы.
|
1973 – закончил службу и вернулся в Ярославль.
10 лет интенсивно лечился и вынужден по сей день ежедневно принимать специальные лекарства.
Работал в КЭЧ гарнизона, занимался коммунальным обслуживанием домов и городков военных. Полковник.
1989 – в год 50-летия первого испытания советской атомной бомбы на торжественное собрание воинов 12 ГУ МО в Москве, вручили памятный знак «Участник испытаний ядерного оружия» и Почётную грамоту.
Место жительства: Ярославль.
Женат. Воспитали дочь.
|
|
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|