СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Пятница, 15.12.2017, 14:49
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [482]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    7. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ
     
    "Автобиография" 8-й роты.
    В 1944 году период обучения из­менился. Если в 1943 году он составлял 12 месяцев, то теперь, когда началось решительное наступление Советской Армии на всех фронтах и в войсках стала ощущаться острая потребность в инженерных кадрах, срок подготовки командиров был сокра­щен до 6 месяцев и остался таким до конца войны.
    Другим стал и состав обучаемых. Все больше и больше в учебные подразделения вливались фронтовики, прошедшие суровую боевую школу.
    Многие из них за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были удостоены правительственных наград.
    Характерным в этом отношении является состав 7-й роты. Из 95 курсантов в ней было 92 фронтовика. 45 человек за ус­пешное выполнение боевых заданий получили награды.
    Еще более показателен состав крусантов 8-й роты.
    В ее составе было 120 курсантов, среди них 8 имели высшее образование, 20 - среднее, 17 - средне-техническое, 75 - не­полное среднее. В подразделении служили курсанты пятнадца­ти возрастов: три четверти состава в возрасте от 18 до 23 лет, а 16 человек - старше 30 лет. 112 человек имели боевой опыт, 33 из них начали службу в армии до войны, 33 - в первые годы войны.
    57 курсантов в боях за Родину пролили свою кровь. Неко­торые из них имели несколько ранений. Например, курсанты В. Н. Овсянов и В. П. Пенчуков получили по четыре тяжелых ранения.
    На гимнастерках курсантов сияло 233 ордена и медали, в том числе орден Ленина, три ордена боевого Красного Знамени, четы­ре ордена Отечественной войны 2-й степени, четырнадцать орде­нов Славы, 16 орденов Красной Звезды. 73 человека имели не­сколько боевых наград. Среди них курсант Н. И. Костев - два ордена и четыре медали, курсанты А. Е. Евдокимов и С. П. Луценко - три ордена и две медали. Курсант Л. В. Семибратов был кавалером двух орденов Славы, а курсант В. С. Кузьмин за подвиг на Днепре удостоился звания Героя Советского Союза.
    Такова "автобиография" роты, составленная самими курсан­тами в ноябре 1944 года. В альбоме, подаренном училищу "в знак признательности командованию, офицерам и препода­вателям, обучившим и воспитавшим нас", они писали о себе:
    "Общая судьба солдат, готовящихся стать офицерами, объединяла нас - людей разных возрастов, разных профессий, разных характеров. Чувство долга перед Родиной и народом было це­ментом, связавшим в одно целое рабочего из Ленинграда и рабочего с Камчатки, колхозников из Сибири и Белоруссии, шахтера из Донбасса, студента из Москвы, учителя из Дагеста­на, художника с Украины.
    Большинство из нас пришло в училище, имея за плечами службу в кадровой армии и три года, проведенных на фронте. Многие прошли трудный путь от Волги до Дуная, от Кавказ­ского хребта до Карпат, от Подмосковья до Восточной Пруссии. Другие попали в училище со школьной скамьи... Это не мешало нам понимать друг друга и работать рука об руку над книгой и оружием, приобретая навыки, необходимые саперному офи­церу. Мы делились друг с другом своими знаниями и опытом...
    Мы кончили курс обучения и направляемся в части с твер­дым намерением не уронить добрую славу училища в рядах армии и умножить традиции его старых воспитанников новыми подвигами на благо Родины".
    Число курсантов, приходивших с полей Великой Отечествен­ной войны, постоянно увеличивалось. Если на 1 января 1944 го­да фронтовики составляли 60 процентов, то на 1 ноября того же года их число возросло до 94 процентов." В конце войны в училище обучался взвод Героев Советского Союза - 15 человек.
    Естественно, что такая неоднородность образования, возра­ста, жизненного и боевого опыта требовали внимательного ин­дивидуального подхода к курсантам.
    Продолжались занятия и с бывшими политработниками, прикомандированными в училище в мае прошлого года в со­ставе 700 человек и составившими 5-й и 6-й батальоны.
    Богатый фронтовой опыт, внимание и чуткость преподавате­лей, напряженная самостоятельная работа офицеров, постоян­ный контроль за учебой со стороны партийных организаций, секретарями бюро которых были старшие лейтенанты Кудряшов и Кучерявый, - все это помогло успешно усвоить учебную программу.
    Выпускные экзамены в декабре 1943 года, в январе и фев­рале 1944 года слушатели сдали на "хорошо" и "отлично". За время обучения были подготовлены полноценные командиры, во­левые, способные тактически мыслить, разбираться в любой сложной обстановке, быстро принимать решение, командовать и управлять подразделением в бою.
    Подготовка, полученная в училище, выдержала проверку в бою. Старший лейтенант Николаев 20 дней командовал взво­дом и был выдвинут на должность командира роты. Капитан Комаров и майор Заславский успешно справились с обязанно­стями инженеров полков. Старший лейтенант Сторков в первый месяц пребывания на фронте был награжден орденом Красной Звезды за успешное выполнение боевой задачи по установке минного поля перед передним краем.
    Выпускник 1943 года старший лейтенант А. Л. Бугаев коман­довал саперным взводом 345-го отдельного саперного батальона 399-й стрелковой Новозыбковской ордена Суворова II степени дивизии.
    Утром 4 сентября 1944 года в составе танкового десанта одним из первых вышел к реке Нарев в районе деревни Дроз­дове Смоленской области и по собственной инициативе до при­хода батальона произвел предварительную инженерную развед­ку реки. С подходом к реке пехоты на виду у противника под сильным ружейно-минометным и артиллерийским огнем первым начал переправу десанта. Не обращая внимания на близкие разрывы снарядов, воодушевляя саперов и переправляющуюся пехоту личным героизмом на быстрейшее форсирование реки, в течение двух часов со своим взводом переправил батальон пехоты.
    По окончании переправы десанта в течение 9 часов на паро­ме переправил артиллерию двух пехотных полков.
    Своей самоотверженной работой обеспечил дивизии возмож­ность первой форсировать реку Нарев и захватить плацдарм на западном берегу.
    За отличное выполнение ответственного задания командо­вания и проявленный при этом героизм 25 марта 1945 года удо­стоен звания Героя Советского Союза.
     
    "Училище неуклонно прогрессирует..."
    Большинство фронто­виков были коммунистами. Партийная организация училища значительно выросла. Если в 1942 году на партийном учете со­стояло 276 коммунистов, в 1943 году - 1124, то в 1944 году - около 1200 членов и кандидатов в члены партии.
    В некоторых курсантских подразделениях число коммуни­стов доходило до 40% личного состава.
    Значительный рост партийной организации сказывался на активизации воспитательной работы, на успехах училища во всех областях деятельности.
    Итоги учебы подводились 2-3 раза в период обучения. В подразделениях еженедельно вывешивались ведомости успе­ваемости. Партийные организации подразделений проводили совещания, на которых обсуждались итоги недели и намечались меры по выполнению учебного расписания на предстоящую семидневку. Такие совещания играли большую роль в повышении успеваемости.
    Ход учебы, состояние воинской дисциплины рассматривались на партийных и комсомольских собраниях. От имени собрания родителям отличившихся посылали благодарственные письма.
    Те, кто допускал оплошности, подвергались суровой товарище­ской критике.
    Важнейшим направлением работы с людьми становилась пропаганда успехов наших войск, воспитание у личного состава высокого наступательного порыва. В конце 1943 года политиче­ский отдел разработал план чтения лекций для курсантов, рас­считанный на 6 месяцев. Главный упор в тематике делался на пропаганду традиций училища, героических подвигов воиноа России, славного боевого пути Советских Вооруженных Сил.
    Будущие командиры инженерных войск видели, что фронто­вики не давали передышки немецким войскам после победы под Курском. Красная Армия нанесла им в 1944 году еще более сокрушительные удары. В конце января войска Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. А. Говорова и К. А. Мерецкова окончательно освободили Ленинград от вра­жеской блокады. Кончилась героическая оборона города Ленина, продолжавшаяся 900 дней.
    В феврале-марте 1944 года была освобождена Правобе­режная Украина. В районе Корсунь-Шевченковский Красная Армия окружила и уничтожила 10 немецких дивизий, а в ходе Ясско-Кишиневской операции - 22 дивизии вермахта.
    С фронта в адрес командования, политотдела и бюро партий­ных организаций приходили письма. Выпускники, воевавшие в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, писали, что начался великий освободительный поход Красной Армии, связанный с оказанием помощи народам Европы в их борьбе против фашист­ской тирании. 31 августа была освобождена столица Румынии Бухарест, а в начале сентября советские войска вступили на землю Болгарии. В письмах приводились интересные факты.
    Оказалось, что 12-й штурмовой инженерно-саперной брига­дой командовал воспитанник училища болгарин по националь­ности полковник П. П. Панчевский. С первого дня Великой Оте­чественной войны он был на фронте, его боевой путь отмечен подвигами и наградами. И вот штурмовая саперная бригада начала подготовку инженерного обеспечения боевых действий войск 3-го Украинского фронта по освобождению родины своего командира...
    Болгарский народ восторженно встретил Красную Армию. 9 сентября 1944 года трудящиеся Болгарии под руководством коммунистов подняли восстание и уничтожили фашистскую диктатуру. В Болгарии образовалось правительство Отечест­венного фронта, объявившее войну Германии.
    Такие сообщения с фронта вызывали у курсантов большой морально-политический подъем. Крепла дисциплина, повыша­лись показатели в учебе.
    Серьезное место в работе политического отдела и парторга­низаций отводилось дальнейшему улучшению идейно-политиче­ского воспитания офицеров и коммунистов. Достаточно сказать, что в 1944 году были проведены заседания партийных бюро и собрания партийного актива, на которых обсуждались вопросы идейно-теоретического роста офицеров и коммунистов.
    Политический отдел и партийные организации, преподава­тели общественных дисциплин уделяли большое внимание фор­мированию у курсантов практических навыков проведения пар­тийно-политической работы. И усилия коммунистов приносили нужные результаты.
    Многие курсанты научились тому, как подготовить собрание, доклад, организовать выполнение поручений, написать и прочесть лекцию, провести политинформацию. С обзорами событий на фронте они выступали не только в училище перед солдатами подразделений обслуживания, но и перед личным составом ча­стей Костромского гарнизона. На одной из таких встреч, про­ходившей в июле 1944 года, у курсанта А. И. Смирнова спро­сили, почему союзники долго не открывали второго фронта. В то время истинную причину проволочки англичан и амери­канцев, умевших лавировать, далеко не все понимали.
    Докладчик дал ответ с классовых позиций. После побед Советской Армии на Волге, Курской дуге и на Днепре все в мире поняли, что СССР в состоянии собственными силами разгро­мить фашистскую Германию и освободить Европу. Но это было не в интересах англо-американского империализма.
    Прав был курсант. Это показал ход последующих событий. После войны стало известно, что глава английского правитель­ства Черчилль вел по отношению к нашей стране вероломную политику.
    В каждый период обучения проводились конференции, на которых курсанты-фронтовики, отличившиеся в боях, рассказы­вали о подвигах своих фронтовых товарищей, о боевой славе частей, из которых они прибыли. В воспитательной работе ши­роко использовались письма бывших воспитанников училища - участников Великой Отечественной войны, отзывы командиров частей о боевых делах выпускников. Вот несколько таких от­зывов.
    Военный совет Московского военного округа среди лучших военно-учебных заведений постоянно отмечал Ленинградское военно-инженерное училище. Хорошую оценку по всем видам боевой подготовки дала училищу комиссия военно-учебных заведений Московского военного округа в апреле 1944 года. Она особо отметила, что курсанты в тактической обстановке разбираются осмысленно. «Как результат разумного, толкового и умелого руководства, - говорится в выводах комиссии, - учи­лище неуклонно прогрессирует в деле улучшения боевой подго­товки курсантов и офицеров»(1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д. 5, л. 4.
    Такую же оценку дали училищу комиссии начальника инженерных войск Красной Армии во главе с генерал-майором ин­женерных войск Ф.В. Новиковым в августе 1943 года и гене­рал-лейтенантом инженерных войск А.С. Гундоровым в ноябре 1944 года. Высокое качество подготовки курсантов в училище под­тверждалось боевыми делами выпускников на фронте. «Должен отметить, - писал начальник инженерных войск 2-го Украинско­го фронта генерал-майор инженерных войск А.Д. Цирлин, - что воспитанники Ленинградского училища в боях на Белгород- Харьковском направлении, при форсировании Днепра и в дру­гих боевых операциях показали глубокое знание военно-инже­нерного дела и отличались своей боеспособностью и дисциплиной»(1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140099, д. 1,. л. 2.
     
    По заданию М. П. Воробьева.
    Советское военное искусство в годы Великой Отечественной войны по-новому разрешало задачи организации взаимодействия родов войск в операциях с учетом возросшей роли и места инженерных войск во всех видах боевой деятельности. Применение инженерных мероприя­тий как самими войсками, так и инженерными частями достиг­ло невиданных ранее масштабов.
    Подчеркивая эту тенденцию, начальник инженерных войск Красной Армии генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев отмечал, что «без учета инженерных мероприятий теперь не принимается ни одно сколько-нибудь важное решение, и если до войны находились командиры, не заботившиеся о внедрении в армии военно-инженерной культуры, то теперь каждый коман­дир, каждый начальник повседневно занят обучением своих подчиненных военно-инженерному делу»(2).
    [2]. Военно-инженерный журнал, 1942, № 6, стр. 4.
    Естественно, появление новых инженерных средств и спосо­бов их применения повысило требования к инженерному обес­печению боевых действий войск, а выполнение этих задач в свою очередь потребовало повысить качество обучения не только курсантов, но и подготовки самих преподавателей.
    О высоком уровне специальной и тактико-специальной под­готовки преподавателей училища говорит тот факт, что учили­щу начальником инженерных войск Красной Армии было дове­рено разработать учебные пособия-плакаты для наглядного обучения рядового, сержантского и офицерского составов Крас­ной Армии военно-инженерному делу.
    Приказом по училищу была создана редакционная и автор­ская группа, куда вошли преподаватели военных мостов - под­полковник Т.М. Бершадский и младший лейтенант А. А. Васин, военных дорог - инженер-полковник М.А. Дементьев и майор Т.И. Максутов, подземно-минных сооружений - инженер-майор Г.А. Дашевский и младший лейтенант Д.Н. Тарабрин, пере­прав - подполковник А. А. Ховратович и капитан В. И. Скрынников, подрывных работ - подполковник Я. Н. Ганин и инженер-капитан А. Н. Алексеев. В помощь группе были выделены ху­дожники из числа курсантского состава - И.Г.Бобровицкий, Г.С. Воронцов, И.Н. Прасолов, Д.Я. Рудник, И.П. Ульянов и А.Е. Шестаков. Из 55 представленных плакатов 32 были: утверждены начальником штаба инженерных войск генерал-полковником К. С. Назаровым и изданы Воениздатом НКО в 1944 году.
    Коллектив преподавателей тактической подготовки во главе с подполковником М. Н. Златогорским составил «Памятку кур­санту», где были собраны образцы приказов и задач, справок и докладов для мелких подразделений (отделение, взвод).
    Преподаватели фортификации периодически издавали бюлле­тени, в которых рассказывалось о новых фортификационных средствах и способах их применения, пропагандировался боевой опыт. Такая же работа проводилась преподавателями других предметов.
     
    В творческом поиске.
    Развитие творческой мысли в училище наглядно показала гарнизонная конференция рационализаторов, проведенная в октябре 1944 года. По количеству и качеству представленных работ наше учебное заведение заняло первое место среди частей гарнизона. В течение года в училище было подано рационализаторских предложений, издано два ин­формационных бюллетеня, разработано 15 новых конструкций инженерных сооружений и т. д.
    Для изучения опыта инженерного обеспечения боев на фрон­те преподаватели и курсанты своими силами изготовили щиты, макеты и модели по подводным мостам, колейным дорожным покрытиям, усилению мостов, подземно-минной борьбе. С целью улучшения наглядности обучения создали электрифицированный макет «Минные ловушки и сюрпризы противника». Тогда же компрессор двигателя внутреннего сгорания приспособили к ра­боте от электромотора, что позволяло демонстрировать дейст­вие пневматического инструмента в лаборатории без затраты дефицитного в ту пору горючего.
    Лучшими рационализаторами, авторами нескольких предло­жений были инженер-полковник А. Е. Чуркин, майоры М. Г. Ле­вин и Т. О. Максутов, капитан У. В. Акилов - ветераны учили­ща, преподаватели, оставившие глубокий след в памяти у вы­пускников военных лет и двух послевоенных десятилетий, - капитан И. Т. Красильников, лейтенант В. Г. Карамзин, курсан­ты И. Н. Кориншев, Д. Я. Рудник и другие.
     
    Вручение Красного Знамени нового образца.
    Президиум Вер­ховного Совета СССР указом от 21 декабря 1942 года утвердил новый образец Красного Знамени воинских частей и военных учебных заведений и положение о нем. Описание Знамени и текст положения даны в Уставе внутренней службы Вооружен­ных Сил СССР.
    26 ноября 1944 года представитель штаба инженерных войск Советской Армии генерал-лейтенант инженерных войск И. С. Гундоров от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Красное Знамя нового образца и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1944 года.
    В своем выступлении И.С. Гундоров подчеркнул, что воен­но-инженерное училище - старейшее в нашей стране и играет ведущую роль в подготовке офицеров для инженерных войск. Слава о замечательных делах офицеров-саперов, обученных в стенах училища, разнеслась далеко за пределами нашей страны.
    У Красного Знамени, увенчанного орденом Ленина, курсан­ты, командиры, преподаватели еще раз подтвердили клятву, что, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни, они и впредь будут отстаивать интересы Родины, выполнять задачи, которые возложила на них партия.
     
    Часть 6     <   *   >     Часть 8

    Оглавление

    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (20.10.2010)
    Просмотров: 705 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz