СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Понедельник, 21.08.2017, 22:39
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [478]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    3. ВСЕ СИЛЫ — НА РАЗГРОМ ВРАГА
     
    Вклад ждановцев в разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
    Захватчики встретили решительный отпор советских войск еще на дальних подступах к Москве - на Можайской линии обороны, в районе Калинина и на подступах к Туле. Обо­рона Тулы - один из славных этапов Московской битвы. Это боевые действия Брянского фронта с 24 октября по 5 декабря, против 2-й немецкой танковой армии, которой командовал Гудериан. На защиту Тулы встал рабочий полк, партизаны, все население города. В это время инженерные войска оперативной группы в оборонительных боях за Тулу возглавлял заместитель начальника инженерных войск Брянского фронта полковник А.И. Прошляков. В прошлом воспитанник нашего училища, Алексей Иванович блестяще показал себя с первых же дней войны. Теперь под его руководством на подступах к Туле и в самом городе силами саперов и жителей были созданы обо­ронительные сооружения, которые сыграли выдающуюся роль в защите Тулы от танковых полчищ гитлеровцев. Решающее значение инженерных укреплений позже признал и X. Гудериан. Он писал: «Попытка захватить город с ходу натолкнулась на сильную противотанковую и противовоздуш­ную оборону и окончилась провалом, причем мы понесли зна­чительные потери в танках и офицерском составе» (1).
    [1] История второй мировой войны 1939-1945 гг., М., 1975, т. 4, стр. 101.
    В результате Тульской оборонительной операции была лик­видирована угроза окружения Москвы с юга.
    Не удалась попытка немецко-фашистского командования обойти столицу с севера. Советские войска здесь также стояли насмерть. На Калининском фронте в грозные октябрьские дни строительством оборонительных сооружений руководил наш вос­питанник полковник В.В. Косарев. Противотанковая оборона в сочетании с местными естественными препятствиями стала непреодолимой преградой на пути врага.
    К Москве подтягивались войска и боевая техника. «Все для фронта, все для победы!» - этой мыслью жила вся страна. Это­му девизу отвечала и деятельность нашего училища. В напря­женные октябрьские дни был произведен специальный досроч­ный выпуск. На укомплектование частей и подразделений, ко­торые формировались для инженерного обеспечения боев и операций под Москвой, отправились 775 выпускников. Вместе с ними в 1-ю саперную армию выехали многие командиры кур­сантских взводов - лейтенанты В.А. Коган, А.М. Мичурин, B.А. Мошлян, В.В. Майоров, В.Д. Стешенко и другие (2).
    [2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417332, д. 1, л. 37-67.
    Захватив Вязьму, Ржев, Можайск, гитлеровцы рассчитывали овладеть Москвой с запада. Но чем ближе враг подступал к сто­лице, тем ожесточеннее становились бои. Под руководством Коммунистической партии население Москвы и области встало на ее защиту. В районах Московской области действовало бо­лее 40 партизанских отрядов, в Тульской области действовал 31 партизанский отряд.
    Партизаны истребляли тысячи гитлеровцев, уничтожали их технику. В рядах партизан боролись комсомольцы Зоя Космо­демьянская, Александр Чекалин, Лиза Чайкина и много других беззаветно преданных своей Родине героев.
    К концу октября враг был остановлен, но в середине ноября гитлеровцы предприняли новое наступление на Москву. Для этой цели они сосредоточили огромные силы. В новом наступ­лении участвовала 51 дивизия. Немцы захватили Клин, Сол­нечногорск, Истру, в отдельных местах враг приблизился к Москве на расстояние 25 километров.
    В период наивысшей опасности для Родины 300 курсантов училища ушли на фронт младшими командирами. Вот имена некоторых: В.М. Мельников, Г.С. Фадеев, А.А. Суханов, С.А. Скареднев, О.В. Ласько. Накануне войны они только что окончили школу, а 25 июня 1941 года стали курсантами нашего училища. Трудно сложилась их судьба, они так и не успели стать офицерами. Военные знания юноши получили в учебных классах, первые уроки мужества на Лужском оборонительном рубеже и на Карельском перешейке под командованием майора Н.Г. Могильного. Кровопролитные бои требовали все новых и новых инженерных специалистов, в том числе и младших. По­лучив сержантские звания, ждановцы прибыли под Москву и составили основу саперных рот 8, 26, 27, 28, 29 и 30-й стрелковых бригад.
    По планам Верховного Главнокомандования советские армии 6 декабря перешли в контрнаступление. На широком фронте враг стал отступать в беспорядке, бросая боевую технику.
    Утром 6 декабря 1941 года курсанты-ждановцы под пуле­метным и минометным огнем противника наступали на Красную Поляну. Как всегда, они были впереди, отыскивая и обезвре­живая мины, прокладывая путь пехоте и танкам. Они закаля­лись в боях, проявляли находчивость, смекалку, вели себя му­жественно и смело.
    Боевые дела каждого из 300 ждановцев достойны описания. Но расскажем об одном из них.
    Во время наступления на Красную Поляну неожиданно из подбитого еще в ноябре немецкого танка яростно застрочил пулемет. Бывший курсант Глеб Фадеев с двумя гранатами по­полз к танку. Маскируясь, он почти зарывался в снег. Враже­ские пулеметчики не заметили отважного сапера. Взобравшись на танк, он открыл люк и бросил внутрь одну за другой грана­ты. Пулемет замолчал. Смелость Фадеева вдохновила пехоту, она поднялась и пошла вперед.
    ...Вблизи траншей противника застыли подбитые 7 танков Т-34. Командование бригады поручило группе саперов во главе с сержантом Фадеевым отбуксировать их к своим, чтобы вос­становить и поставить в боевой строй. Две ночи гвардейцы раз­минировали подступы к танкам. На третью ночь они тянули трос к подбитому танку. Легкое подергивание за шнур опове­стило танкистов, что все готово. Трос натянулся, и подбитый танк пополз к своим. Фашисты открыли ураганный огонь из минометов, застрочили пулеметы. Вокруг танка и троих смельчаков рвались мины, взвизгивали пули. Ракеты одна за другой взлетали в воздух, освещая местность. Пренебрегая опасностью, Фадеев и его товарищи продолжали эвакуировать подбитые танки. За эту ночь они спасли 4 танка, а в следующую - осталь­ные 3.
    Слава о сержанте Фадееве, как умелом, расчетливом и му­жественном бойце, быстро распространилась по бригаде. Весной 1942 года он стал командиром взвода. Через год был тяжело ранен, после выздоровления служил в 10-й бригаде разграж­дения.
    Не одному Г. Фадееву, но и многим другим младшим коман­дирам, проявившим отвагу, мужество и хорошее знание инженер­ного дела, были присвоены офицерские звания. Некоторые сер­жанты пали в боях за Родину смертью храбрых. Исключитель­ное мужество и чувство товарищеского долга в боях летом 1942 года показал сержант Семен Скареднев. Мы о нем еще расскажем.
    На фронт была откомандирована новая группа офицеров, в том числе преподаватель переправочного дела Герой Совет­ского Союза П.В. Усов. Он одним из первых подал рапорт с просьбой направить его на фронт.
    Сначала П. Усов командовал ротой, затем батальоном. Вес­ной и поздней осенью 1942 года его подразделения на Кали­нинском фронте наносили ощутимые удары по отступающему врагу, который утратил былую спесь и оставлял на снегу трупы солдат и офицеров, покорявших Европу, и технику, устра­шавшую народы. Были освобождены десятки и сотни горо­дов и сел.
    Осенней ночью батальон Героя Советского Союза майора П.В. Усова с честью обеспечил прорыв кавалерийской бригады в тыл противника. Выполнив задачу, подразделения возвраща­лись к месту дислокации. Была темная ночь, шел мокрый снег, слепивший глаза. Ориентироваться было очень трудно. Во гла­ве передовой группы встал комбат Усов. Природная смекалка помогали ему ориентироваться в темноте. Он уверенно вел ба­тальон. Совершенно неожиданно на его пути появилась группа фашистов. Завязалась перестрелка. Находясь в голове колонны, Усов принял на себя огонь противника. Одна из автоматных очередей прошила комбата. Молча склонился майор, руки вы­пустили автомат.
    Гибель командира вызвала гнев личного состава против гит­леровцев.
    «Отомстим за комбата!» - пронеслось по цепи саперов. - Бей гадов!» И саперы кинулись на фашистов. Враг был унич­тожен.
    ...С воинскими почестями бойцы похоронили комбата в мес­течке Погорелое Городище Калининской области.
    Но герои не умирают - они остаются в сердцах живых.
    И сегодня имя Павла Васильевича Усова, коммуниста, препо­давателя училища и его выпускника, с уважением произносят молодые курсанты. На его примере они учатся мужеству, бое­вому мастерству, верности Родине.
    В настоящее время одна из улиц Архангельска носит имя Павла Усова. Его имя присвоено пионерской дружине 24-й шко­лы города, а детская спортивная школа № 2, директором кото­рой был Павел Васильевич, ежегодно проводит соревнование гимнастов на приз Героя.
     
    Связь эвакуированного училища с героическим Ленинградом.
    Отъезд не порвал связей училища с Ленинградом - городом, являющимся родиной училища. В Ленинграде остались коман­диры и преподаватели, назначенные в войска Ленинградского фронта (1), Е.П. Гуляницкий, М.С. Кузнецов, И.С. Костин, В.В. Лабанов, С.С. Мороз, А.В. Писаржевский, В.Н. Путрин, Ф.А. Тарасов, С.Д. Юдин, и другие - и выпускники училища. Все они мужественно сражались в боях за город Ленина. Сви­детельством этого являются их славные боевые дела.
    [1] Северный фронт 23 августа 1941 г. был переименован в Ленинградский фронт.
    В боях за Ленинград родился 1-й гвардейский понтонный батальон. С первых дней войны 41-й отдельный понтонно-мостовой батальон, командирами которого были выпускники училища, принимал активное участие в боевых действиях на различных участках Ленинградского фронта. Совместно с 168-й стрелковой дивизией отражал наступление противника как стрелковое под­разделение, выполнял оборонительные работы, содержал десантную переправу через Неву в районе Черной Речки, пере­правлял части дивизии генерала Конькова через Неву в районе Невской Дубровки. За успешно проведенную работу по обес­печению переправы войск через Неву батальону было передано переходящее Красное Знамя Ленгорсовета.
    В январе 1942 г. по 32-километровой ледяной трассе баталь­он переправлял тяжелые танки через Ладожское озеро. Понто­неры в условиях суровой зимы и блокады провели разведку трассы, строили мосты через трещины, сопровождали танки на противоположный берег. Батальон участвовал в прорыве бло­кады Ленинграда. Ледяная переправа через Неву длиной 420 метров, оборудованная батальоном, была сделана лучше и прочнее других переправ, поэтому по ней прошла большая часть тяжелых танков, участвовавших в прорыве.
    За своевременное устройство надежно действующей ледяной переправы, успешный пропуск по ней тяжелых танков, мужест­во и героизм личного состава в боях за Ленинград 41-й Красно­знаменный понтонно-мостовой батальон, история которого ухо­дит в петровские времена, к первому указу 1712 года о создании понтонной роты на реке Неве, 1 апреля 1943 года был преобразован в 1-й гвардейский понтонный батальон.
    Командовал в это время батальоном воспитанник училища, командир Краснознаменного курсантского подразделения майор E.П. Гуляницкий, с именем которого связана вся дальнейшая деятельность батальона.
    В последующих боях батальон выполнял различные задачи по обеспечению войск дорогами, мостами, переправами. За обеспечение операции при взятии города Кингисепп батальону было присвоено звание «Кингисеппский», при взятии города Выборг батальон награжден орденом Александра Невского. Батальон обеспечивал форсирование рек Нарва, Сестра, Вуокси, Эма-Йыги. Осенью 1944 года саперы, совместно с другими инженерными частями, осуществляли переправы через морские проливы. Одна из переправ была оборудована с материка на остров Даго через пролив шириной 26 километров, другая - с материка на острова Муху и Эзель. Было переправлено две дивизии, которые, освободив эти острова, открыли доступ ко­раблям Балтийского флота в Рижский залив (1).
    [1] Инженерные войска в боях за Советскую Родину. Воениздат, М., 1970, стр. 11, 107, 256.
    А вот еще один пример.
    В первые дни войны в Ленинградском обкоме ВКП(б) была создана оперативная группа для организации подпольных групп и партизанского движения во вражеском тылу. В числе парти­зан отважно действовали и питомцы училища. Среди них был командир партизанской сотни лейтенант В.Г. Савельев - вы­пускник, впоследствии преподаватель училища. Об одном из боевых эпизодов Савельев рассказывает так: «В тыл врага, особенно в район его важнейших коммуникаций, засылались специально подготовленные подразделения. Одним из таких подразделений - партизанской сотней, входившей в партизан­скую бригаду тов. Тарасова, мне довелось командовать в апре­ле 1942 года. Мы действовали в тылу 18-й немецкой армии в 100 км от линии фронта в районе г. Луга. Моей сотне с при­данным отрядом Д.Ф. Косицина было приказано в ночь с 9 на 10 апреля 1942 года разгромить вражеский гарнизон числен­ностью около роты в бывшем доме отдыха Балтийского флота, расположенном между шоссейной и железной дорогами Луга - Ленинград.
    Так как немецкий гарнизон по численности превосходил на­ши силы, приходилось рассчитывать на внезапность и быстроту удара.
    Бой продолжался недолго. Бойцы Косицина, без шума сняв часовых у караульного помещения и охранения у проволочных заграждений, обеспечили внезапность удара. Тревога, поднятая немецкими дневальными в казармах, была запоздалой. Почти весь гарнизон был уничтожен.
    В эту же ночь, уничтожив в бою у деревни Пелково отряд карателей, мы освободили из лап фашистов группу партизан» (1).
    [1] См. газету БелИИЖТ «Сигнал», 6.4.1970 г.
    Комментируя эти события, В.Г. Савельев подчеркивает, что в этих местах перед войной, в период обучения в училище, ему приходилось участвовать в полевых учениях. «И как мне, - вспоминал он, - в боевых условиях пригодились полученные в училище навыки и знание местности».
    Так училище, будучи вдали от Ленинграда в Костроме, вно­сило свою лепту в защиту города Ленина.
     
    Девять Героев Советского Союза - выпускники 1942 года.
    Упорный, творческий труд коллектива училища по совершенст­вованию учебного процесса, повышению качества подготовки командиров инженерных войск для фронта принес, несмотря на многие трудности, хорошие результаты. Об этом свидетель­ствуют и выводы комиссий, инспектировавших училище. Хоро­шую оценку специальной подготовке курсантов дала в апреле 1942 года комиссия начальника инженерных войск Красной Армии, а в октябре того же года - комиссия военно-учебных за­ведений Московского военного округа (2).
    [2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131755, д. 3, л. 15-18.
    Об уровне обучения и воспитания курсантов в училище ярко свидетельствует и тот факт, что из выпускников 1942 года де­вять человек В.И. Басманов, В.Е. Иванов, В.Л. Коргузалов, Е.Ф. Полонский, И.Г. Плис, Г.Ф. Самойлович, А.Я. Смир­нов, И.В. Скворцов, Л.П. Хомяков - за мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, были удостоены звания Героя Советского Союза.
    Высокий уровень профессиональных знаний преподаватель­ского состава, правильная постановка учебного процесса дава­ли возможность училищу решать самые сложные задачи, кото­рые ставила перед ним действующая армия.
    Так, летом 1942 года инженерным частям на фронте потре­бовались водолазы. Они должны были заниматься подъемом затонувших понтонов, танков и другой боевой техники, произ­водством подрывных работ при расчистке русел рек от остатков взорванных пролетных строений, для восстановления разрушен­ных опор мостов, для расчистки площадок при устройстве при­станей и т. д. Эти работы нужно было проводить на глубине, иногда превышающей 4 метра, на реках с быстрым течением, летом и зимой, в любую погоду, в зоне артиллерийского обстре­ла и при налетах авиации противника.
    Училищу была поставлена задача подготовить офицеров-во­долазов для понтонных частей. На курсы водолазов зачислялись курсанты в добровольном порядке. Желающих поступить было много. В отборе кандидатов, кроме медицинской комис­сии, принимали самое действенное участие партийные и комсо­мольские организации.
    Теоретические знания (физиология и патология водолазного дела, изучение материальной части, основы производства водо­лазных работ) проводились в училище, практические занятия по 224-часовой программе - в Вязниках, при учебном отряде водолазно-судоподъемной службы. Общее время пребывания под водой у каждого курсанта было не менее 15 часов. В августе-ноябре было обучено 128 офицеров, в личных делах которых указывалось: «Подготовлены к командованию взводами в инженерных частях и имеют практические навыки в производстве инженерных работ. Кроме того, могут быть ис­пользованы начальниками водолазных станций в инженерных частях» (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 358-359.
    В первые месяцы войны Советская Армия получила грозное оружие - гвардейские минометы, прославленные «катюши». Формирующимся частям «катюш» потребовались офицеры- электрики. На эти должности с августа 1941 года направля­лись выпускники электротехнической специальности училища, а с декабря этого же года училище выпускало офицеров-элект­риков, подготовленных специально для частей гвардейских минометов.
     
    Счетная линейка подрывника и кинофильм «Переправа войск».
    Желание сделать как можно больше полезного для Ро­дины породило рационализаторскую работу по усовершенство­ванию существующей техники, наиболее рациональному исполь­зованию механизмов и т. д. Выкраивая свободное время бук­вально по минутам, недосыпая ночей, работали энтузиасты. За первые полгода войны было подано 50 рационализаторских предложений. Рационализаторская работа активно проводилась и в последующие годы. Так, например, в отчете о рационализа­торской работе за первый квартал 1942 года указывалось, что в число активных рационализаторов входит 7 человек начальст­вующего состава и 26 курсантов. За этот период было подано 59 предложений. Из них направлено в Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) Красной Армии для реализации 15 предложений, 24 предложения были реализованы в учи­лище.
    Некоторые темы работ рационализаторов привлекли к себе внимание ГВИУ и округа. Так, Управление боевой подготовки Московского военного округа просило ускорить работу по те­мам: «Маски для противотанковых пушек», автор работы кур­сант Басов; «Прибор для неизвлекаемости мин», автор лейтенант Филонов. ГВИУ - по темам «Прибор для подслушивания подземных работ», автор курсант Петренко; «Номограммы для подсчета объемов земляных работ», автор курсант Шеляпин; «Минный замыкатель на «ЭН» поездов», автор курсант Михеев. Эти работы были успешно завершены.
    Главным военно-инженерным управлением были одобрены и приняты для практического применения «Счетная линейка подрывника», созданная курсантом И.Н. Поповым; «Передвиж­ная расчетная таблица для конструкций парка НЛП», создан­ная лейтенантом П.В. Усовым, и «Передвижная расчетная таб­лица для конструкций парка Н2П», созданная капитаном Р.А. Соломоновым (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140097, д. 3, л. 3, 4, 6, 8.
    В первые дни войны, по указанию Государственного Коми­тета Обороны, развернулись работы по совершенствованию электризуемых заграждений и разработок способов их боевого использования. Подобного типа противопехотных заграждений практически не оказалось в годы второй мировой войны ни у одной иностранной армии. Первые пробные примеры примене­ния этого вида инженерных заграждений показали их эффек­тивность. Так, западнее Нахабино вражеская разведка потеря­ла на электризуемых заграждениях девять человек. Взятые в плен гитлеровцы показали, что слух о заграждениях под то­ком распространился в немецких войсках, заставил их при под­ходе к нашей проволоке действовать очень осторожно (2).
    [2] В. К. Харченко. «...Специального назначения», М., 1973, стр. 24.
    В исследовании проблем, связанных с этим видом загражде­ний, приняли участие преподаватели электротехники училища. Например, полковник Шубников проводил эксперименты по со­вершенствованию конструкции защитного костюма из медной сетки, позволявшего преодолевать электризуемые заграждения или работать на них под напряжением до 5000 вольт.
    В 4-м курсантском батальоне группа энтузиастов из 10 чело­век под руководством полковника Шубникова и курсанта Мед­ведева проводила опыты и исследования по электризации вод­ных преград, проволочных заграждений и способов преодоления электризованных препятствий(3).
    [3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140101, д. 7, л. 2, оп. 417187, д. 1, л. 6.
    Результаты опытов были по достоинству оценены в научно-исследовательском военно-инженерном институте и дальнейшие работы в этой области проводились по его заданию.
    Привлечение курсантов к рационализаторской и исследова­тельской работе способствовало развитию у них творческого мышления, давало навыки, необходимые для самостоятельной научной работы. Все это не прошло даром: из выпускников 1942 года в настоящее время двое являются докторами тех­нических наук.
    В 1942 году преподаватели училища под руководством под­полковника П.А. Козлова выполнили большую работу по со­ставлению «Сборника справочных таблиц по военно-инженер­ному делу». Это была первая попытка собрать воедино основ­ной справочный материал, необходимый каждому военному инженеру на фронте.
    По заданию Штаба инженерных войск Красной Армии в 1942 году преподавателями переправ под руководством стар­шего преподавателя А.А. Ховратовича был написан сценарий и снят учебный кинофильм «Переправа войск».
     
     
    Оглавление     <     Часть 2     <   *   >     Часть 4

    КНИГА
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (12.10.2010)
    Просмотров: 1007 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz