СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Пятница, 15.12.2017, 18:50
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [482]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    2. ПЕРЕСТРОЙКА НА ВОЕННЫЙ ЛАД
     
    С 10 июля 1941 года развернулась Ленинградская битва. Коммунисты города и области во главе с секретарем обкома и горкома партии, членом Политбюро ЦК ВКП(б) тов. А.А. Жда­новым организовали и возглавили героическую оборону города Ленина, помогая действующей армии и флоту людскими резер­вами и материальными средствами. Никто тогда не знал, что эпопея обороны города Ленина продлится 900 дней, но все ле­нинградцы, все советские люди были убеждены, что город на Неве, колыбель Великого Октября, выстоит и победит нена­вистного врага.
    В июле-августе из Ленинграда были эвакуированы 70 круп­ных промышленных предприятий, научно-исследовательские ин­ституты, высшие учебные заведения, культурные ценности.

    Кострома - новое место дислокации училища
    В середине августа 1941 года командование нашего училища получило указание передислоцировать училище в город Кострому. 17 августа туда ушел первый эшелон, а через десять дней все училище было на новом месте. Политработники ознакомили личный со­став с городом, его историей и характеристикой прилегающих районов.
    Кострома расположена на обеих берегах Волги, в 372 км северо-восточнее от Москвы. Имеется порт, железнодорожная станция. В 1941 году население города составляло около 122 тыс. человек.
    Впервые Кострома упоминается в летописях в 1213 году. В XIII и XVI веках татары и польско-литовские войска неодно­кратно подвергали ее опустошениям и разграблениям. Во вре­мя польско-шведской интервенции в XVII веке Кострома сыгра­ла видную роль в организации ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Здесь в борьбе с интервентами совершил свой патриотический подвиг крестьянин Иван Сусанин.
    В начале XX века в Костроме развиваются металло- и де­ревообработка, текстильное и кожевенное производство. Тек­стильщики Костромы принимали участие в революции 1905-1907 годов.
    В 1905 году в числе первых в России здесь был образован Совет рабочих депутатов. Значительным событием в жизни города была Костромская стачка 1915 года. Совет­ская власть в городе установилась 29 октября 1917 года.
    За годы довоенных пятилеток Кострома превратилась в большой промышленный и культурный центр. Железные дороги соединяют ее с такими важными промышленными городами, как Иваново, Ярославль, Вологда и другими. Местность вокруг Костромы резко пересеченная: холмы, впадины, заболоченные и лесистые участки. Протекают реки Костромка, Сендега, Теткиш и другие. Климат умеренно континентальный. Летом бы­вает до 25-28 градусов тепла, зимой - до 30-35 градусов мороза.
    Передислоцированное училище разместилось в отведенных учебных и жилых помещениях. Несмотря на трудности и неудоб­ства, коллектив работал дружно, напористо, четко. Удаленность от фронта, оперативная связь с Москвой, всесторонняя поддерж­ка местных органов власти и жителей города - все это состав­ляло благоприятные предпосылки для быстрейшего и успешного решения задачи ускоренной подготовки командиров инженер­ных войск.
     День и ночь трудились курсанты и преподаватели, чтобы в кратчайший срок создать необходимые условия для нормальной учебы на новом месте. «Нельзя без чувства глубокой благодар­ности, - отмечал позже А.Д. Цирлин, бывший в то время на­чальником училища, - вспомнить то содействие, которое было оказано партийными и советскими органами города ткачей - Костромы по благоустройству семей командного состава и по оборудованию учебных классов и лабораторий на новом месте расположения училища».
    31 августа 1941 года в училище начались занятия.
     
    По программе военного времени.
    Война потребовала осу­ществить переход от обучения в условиях мира к обучению в условиях военного периода в кратчайший срок.
    В чем же заключалась перестройка? Каковы ее основные направления?
    В связи с возросшими потребностями в командных кадрах в училище сокращается срок обучения и увеличивается числен­ность курсантов.
    С 1921 по 1941 гг. в училище был установлен в разное время 2-4-годичный срок обучения. Численность курсантов дости­гала 300-1000 человек. Ежегодно проводился один выпуск. Всего за этот период было выпущено 4449 командиров инженер­ных войск.
    В военное время срок обучения колебался от 4 месяцев до одного года. Выпуски производились несколько раз в год. Чис­ленность курсантов достигала до 1600. За четыре года войны училище подготовило 10403 командира. Кроме того, в 1941-1942 гг. учебное заведение неоднократно комплектовало коман­ды курсантов для отправки на фронт в качестве младших командиров.
    Ускоренная подготовка требовала коренным образом пере­смотреть и переработать учебные программы. Объем часов и количество изучаемых предметов были определены в результате напряженной творческой работы всего коллектива учебного от­дела, преподавателей и командиров. Для перехода к обучению курсантов по программе военного времени много сделали опыт­ные преподаватели, ветераны училища полковники М.Н. Златогорский и А.Н. Никитин, майоры Н.В. Володин, А.И. Дани­лов, М.И. Демченко, Ю.М. Копылов, А.С. Кожевников, М.Т. Постников, Г.Ф. Химчук, А.А. Ховратович, Н.К. Тонин и другие.
    Новая программа обучения исходила из требований, которые диктовала действующая армия. Обстановка в начальный пери­од войны поставила перед инженерными войсками задачу быст­рого возведения оборонительных рубежей и создания мощных заграждений против бронетанковых войск противника. Мини­рование и разрушение дорог, взрывание мостов, гатей и плотин, устройство завалов и отрывка противотанковых рвов замедляли и стесняли продвижение танков противника и способствовали их уничтожению нашей артиллерией. Благодаря этому совет­ские войска получали возможность оторваться от противника и выиграть время для организации обороны на выгодных ру­бежах (1).
    [1] Инженерные войска СА в важнейших операциях Великой Отечественной войны. М., 1958, стр. 8.
    Программа четырехмесячного срока обучения все внимание преподавателей направляла на организацию изучения основных, профилирующих дисциплин. Так, например, на подрывные ра­боты отводилось 80 часов, или 10% всего учебного времени, на фортификацию - 100 часов, или около 13% учебного времени, на мосты и переправы - 160 часов, или более 20% учебного времени и т. д.
    Предельная целеустремленность учебного плана сохранилась на протяжении всего периода войны. Это давало возможность сосредоточить усилия курсантов на освоении ак­туального учебного материала, знание которого было так не­обходимо выпускникам на фронте (2).
    [2] Военно-инженерное искусство СА. М., 1958, стр. 48.
    Большие изменения произошли и в составе обучаемых. Рез­кий контраст представляли собой учебные отделения. В одних обучалась молодежь со школьной скамьи, в других - люди, имевшие за плечами большой жизненный опыт. Занимались взводы курсантов, окончивших только 8-9 классов и взводы студентов, прибывших с 3-4-го курсов институтов. Несколько взводов были укомплектованы работниками науки, имевшими ученые степени, и инженерами со стажем работы до 7 лет. Этих специалистов переквалифицировали в офицеров инженерных войск.
    Разный уровень подготовки курсантов в определенной мере осложнял работу коллектива училища. Но опыт и методическое мастерство преподавателей, напряженный труд курсантов, об­щее чувство ответственности за судьбу Родины, стремление раз­громить ненавистного врага - все это способствовало успеш­ному овладению учебной программой.
    Творческий подход к обучению курсантов дал возможность в 1941 году произвести 16 выпусков командиров.
    Командование и преподавательский состав предпринимали меры к тому, чтобы максимально приблизить обучение к реальным условиям боевой обстановки, научить будущих командиров взводов находить правильные, технически грамотные решения инженерных задач.
    С этой целью постоянно наращивалась учебно-материальная база. Зимой 1941-1942 годов оборудовали лагерь в Дровенках, с лета 1942 года ввели в действие лагерь в Семенове и перепра­вочный городок на Волге. Занялись фортификационным город­ком. Здесь был возведен ротный оборонительный район, пред­ставлены все виды противопехотных и противотанковых препятствий, применяемых на фронтах войны. Преподаватели военных дорог оборудовали 150-метровый миниатюр-полигон, на котором были представлены различные типы дорожных покрытий. На площади 2300 погонных метров учебных дорог обучали курсан­тов прокладывать и восстанавливать, разрушать и минировать дороги днем и ночью, летом и зимой. Оборудовали и другие необходимые классы, лаборатории, полигоны.
    Полевые занятия и учения стали основной формой обучения курсантов. В 1942 году только отрядные учения проводились девять раз. Темами учений были «Устройство и преодоление за­граждений», «Инженерное обеспечение обороны», «Форсирова­ние реки Волги» и другие. Эти учения носили характер прове­рочных и итоговых занятий. Преподаватели знакомили с ме­тодами подготовки войск в полевых условиях и применения табельных средств. В ходе учений курсанты проводили реко­гносцировку местности, составляли расчеты конструкций, писали донесения об инженерной разведке. Они также готовили рабо­чие чертежи и плановые таблицы выполнения инженерных ра­бот, выступали в должности командиров расчетов и подразде­лений (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523499, д. 2, л. 395-396.
    Комплексная отработка задач отдельных учебных дисциплин в условиях, приближенных к боевой обстановке, реальное вы­полнение различных инженерных задач на учениях, частые по­левые занятия, жизнь и учеба в лагерях, прокладывание колон­ных путей и дорог - все это повышало закалку курсантов, спо­собствовало их лучшей подготовке к боевым действиям на фронте.
     
    Изучение опыта войны.
    В практику обучения и воспитания курсантов последовательно вносился боевой опыт войск. «Изу­чение опыта Великой Отечественной войны, - указывалось в приказе по училищу от 3 октября 1941 года, - это не обобщаю­щие доклады, создание витрин и выставок. Это глубокое его внедрение в каждое занятие, обучение и воспитание в курсанте волевых качеств командира: решительности, инициативы и на­стойчивости в принятии решения и выполнении приказа» (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417332, д. 1, л. 30.
    Опыт Великой Отечественной войны изучался основательно. Прежде всего тщательно была проанализирована деятельность училища по выполнению боевых задач под Ленинградом. На Лужском оборонительном рубеже практически все командиры и политработники получили крещение боем. Личные наблюде­ния и впечатления каждого стали достоянием всего коллектива и при необходимости использовались в практике работы с кур­сантами.
    В училище были популярны «Информационные листки», из­дававшиеся начальниками инженерных войск фронтов. В них обобщались и распространялись передовые приемы и способы инженерного обеспечения боя, пропагандировались героические подвиги саперов, отмечались отдельные недостатки боевых дей­ствий частей и подразделений инженерных войск, давалась ха­рактеристика техники и вооружения инженерных войск против­ника. Эти издания систематически поступали в училище с осени 1941 года. Публиковавшаяся в них информация использовалась на занятиях. Командиры и преподаватели изучали содержание «Информационных листков» с курсантами.
    Существенным средством внедрения боевого опыта в прак­тику обучения и воспитания курсантов были командировки пре­подавателей в действующую армию. Приказом штаба инженер­ных войск Красной Армии на фронт сроком от десяти дней до четырех месяцев направлялись как отдельные специалисты, так и группы преподавателей.
    В конце 1941 года и в 1942 году в командировки на фронт выезжали военинженеры 2-го ранга С.В. Богданов, Г.А. Дашевский, З.А. Концевой, С.А. Портнов, подполковники Н.В. Во­лодин, М.А. Дементьев, А.С. Кожевников, М.Т. Постников, майоры М.И. Демченко и П.А. Козлов, капитан И.К. Махин, старший лейтенант Н.В. Чолакян и другие. Это в основном преподаватели подрывного и подземно-минного дела, маски­ровки.
    В 1943 году на фронт выезжали специалисты по переправам, военным мостам и дорогам. Среди них - подполковники Т.М. Бершадский, М.А. Дементьев, А.А. Ховратович, майоры Г.М. Беляев, И.А. Круглов, ст. лейтенант И.М. Добромильский и другие.
    Принимая самое активное участие в боевых действиях инже­нерных войск, преподаватели тщательно изучали, а затем про­пагандировали в училище фронтовой опыт.
    В составе курсантов немало было людей, побывавших в бо­ях. О них тоже не забывали. Их приглашали на встречи с кур­сантами, которым еще предстояло быть в действующей армии. Проводили конференции фронтовиков с показом умения владеть техникой и оружием, устраивали вечера вопросов и ответов с участием преподавателей, возвратившихся из специальных фрон­товых командировок.
    Широко использовалась переписка училища с преподавате­лями, командирами и выпускниками, находившимися в дейст­вующей армии. В письмах с фронта авторы сообщали о том, что они увидели нового, особенно в инженерной технике и бое­припасах противника, в его тактике. Советовали, на что обра­тить внимание. Лейтенант Петров писал: «Главное - фиксация минных полей, особенно в ночное время». Это пригодилось пре­подавателям минно-взрывных заграждений при обучении кур­сантов.
    Командование и политический отдел непосредственно про­водили занятия с командирами и преподавателями по овладе­нию опытом войны. Изучались новые образцы инженерных средств, поступавшие на вооружение, инструкции и наставле­ния, обобщавшие опыт боевых действий.
     
    Партийно-политическая работа с учетом требований фронта и местных условий.
    Предметом постоянной заботы командования и политотдела была партийно-политическая работа. Комму­нисты исходили из указаний Ленина, который в тяжелое время борьбы с интервентами и белогвардейцами учил, что там, «где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... - там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед» (1).
    [1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 56.
    В первые же дни войны Центральный Комитет партии раз­работал программу мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом. Она была сформулирована в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года. Эта программа была изложена Председателем Государственного Комитета Обо­роны И.В. Сталиным по радио 3 июля 1941 года. Партия разъ­яснила народу справедливый характер Великой Отечественной войны, священную обязанность каждого советского человека защищать Родину. Партия, правительство требовали «быстро и решительно перестроить свою работу на военный лад.., моби­лизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего гер­манского фашизма».
    «Задачи большевиков, - указывалось в директиве, - спло­тить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Со­ветского правительства для самоотверженной поддержки Крас­ной Армии, для победы» (1).
    [1] КПСС в резолюциях и решениях... Политиздат, М., 1971, т. 6, стр. 18, 19.
    За осуществление программы военного времени коммунисты училища энергично взялись с первых же дней войны. Находясь еще в Ленинграде, командование и политотдел направили всю организаторскую и политическую работу на то, чтобы и в воен­ное время училище было образцом организованности, подтяну­тости, высокой слаженности, а все его работники подчинили бы максимум своих усилий и способностей выполнению непосредственных задач войны.
    Еще на Лужском оборонительном рубеже, на Карельском перешейке, на ближних подступах к Ленинграду коммунисты и комсомольцы находились в первых рядах защитников славно­го города на Неве, показывали пример мужества и стойкости в боях, самоотверженности и бескорыстия в ратном труде. Уме­лыми организаторами работы по-военному стали батальонные комиссары Л.И. Жерновский, В.В. Лабанов, Е.И. Мурахвер, старшие политруки Н.Д. Зубов, В.Е. Боровец и другие.
    На новом месте дислокации следовало определить конкрет­ные цели работы партийных организаций. Для этого 19 сентяб­ря 1941 года собрался партийный актив училища. С докладом о проведении партийно-политической работы с учетом требова­ний фронта и местных условий выступил начальник политот­дела майор И.И. Сейдин. После обмена мнениями собрание приняло следующее решение:
    - сознавая всю глубину опасности, нависшей над Родиной в связи с вторжением гитлеровских орд, до конца перестроить работу в училище на военный лад;
    - с учетом требований фронта укреплять воинскую дисцип­лину, повышать революционную бдительность;
    - овладевать опытом боевых действий как важнейшим сред­ством достижения победы над гитлеровскими захватчиками;
    - в целях дальнейшего укрепления единства армии и наро­да, фронта и тыла расширять связи с местным населением, на­лаживать контакты с коллективами промышленных предприя­тий, колхозов и совхозов, с молодежью школ и вузов;
    - обеспечить передовую роль коммунистов и комсомольцев в повышении качества боевой и политической подготовки по программе военного времени, для чего еще шире развернуть социалистическое соревнование;
    - в работе с личным составом решительно пресекать еще не изжитые случаи благодушия, попустительства и ротозейства, принимать меры к точному выполнению требований военной присяги и уставов, воспитывать в людях горячую любовь к на­шей социалистической Родине и чувство ненависти к немецко- фашистским грабителям и захватчикам (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 2, л. 56.
    После собрания партийного актива коммунисты довели его решения до широких масс, разъяснили, что, как и почему нужно делать. Командиры подразделений М.С. Финтиктиков, Ф.В. Будылин, П.И. Волков, Е.П. Данилин, Б.В. Затылкин и другие показывали личный пример подтянутости, собранности, делови­тости. Это передавалось всем окружающим. Коммунисты тесно общались с младшими командирами, курсантами и солдатами, доходя до каждого человека. В атмосфере товарищества и взаи­мопонимания проводились доверительные индивидуальные бесе­ды по вопросам службы и учебы. Нередко разговор касался семейного положения военнослужащего, его личных запросов и переживаний. В каждом таком случае командиры, начальни­ки, старшие товарищи особо внимательно выслушивали людей, выражали свое отношение к существу дела. Если была необхо­димость, принимали соответствующие меры.
    Старший преподаватель истории партии подполковник Е.А. Елпатьевский и другие преподаватели общественных наук всегда были в массах. Они выступали с докладами и лекциями, а то и запросто проводили беседы у красочных щитов или воен­ных плакатов. Пропагандисты умело использовали богатый исторический и современный материал для разоблачения зве­риного облика фашистских завоевателей и душителей народов. С большой идейной убежденностью и эмоциональной вырази­тельностью они пропагандировали революционные традиции Коммунистической партии, рабочего класса и боевой путь могу­чей Советской Армии.
    Беседы, доклады, митинги были весьма действенны. Вот пример. Узнав, что советские войска дают решительный отпор оккупантам, а на отдельных участках фронта сами атакуют, отличник учебы курсант Барсуков заявил: «Наши отцы в годы гражданской войны под Псковом и Нарвой громили кайзеров­ских завоевателей. Теперь Советский Союз, построивший социа­лизм, стал несокрушимой стеной. Мы били врагов и будем бить. Скорее бы нам на фронт...»
    Проведение партийно-политической работы в условиях воен­ного времени было сопряжено с немалыми трудностями. Иначе и не могло быть. Решая задачи, диктуемые фронтом и его без­граничными потребностями, люди были беспредельно заняты. Сокращенный срок обучения обусловил напряженный режим рабочего дня: 9 часов учебных занятий, 3 часа самостоятельной подготовки, плюс другие мероприятия, предусмотренные распорядком дня. Порой не оставалось ни минуты свободного вре­мени.
    Тем не менее партийно-политическая работа крепла, совер­шенствовалась, становилась более гибкой и действенной. Успех ее состоял в том, что в дни большой военной опасности комму­нисты нашли путь к уму и сердцу каждого человека, звали людей на подвиги во имя Родины, укрепляли их веру в оконча­тельную победу над зарвавшимся врагом.
    Не случайно, что с каждым месяцем ряды партийной орга­низации училища росли и крепли. В некоторых курсантских подразделениях число коммунистов доходило до 50 процентов и более по отношению ко всему личному составу.
    Патриотический подъем сказывался также и в том, что большинство курсантов выражало желание поскорее попасть на фронт. С глубочайшим уважением они заботились о тех, кто был в действующей армии. Это ярко проявилось, например, в сборе подарков для фронтовиков. На приобретение новогод­них подарков бойцам в декабре 1941 года было собрано 9 тысяч рублей, а к 24-й годовщине Красной Армии - 16 тысяч рублей. В это время училище отправило 145 посылок на фронт и 60 - в местные госпитали (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, л. 6, 10.
    Реализуя решение собрания партийного актива об упрочении связей с местным населением, коммунисты наладили широкие контакты с жителями Костромы, прилегающих сел и деревень, трудящимися других областей. Связи носили политический, хо­зяйственный и культурно-бытовой характер. В глазах местного населения вырос авторитет училища как важного военного, по­литического и культурного центра.
     
    Инициатива 4-го батальона.
    Собрание партийного актива дало новый заряд развитию социалистического соревнования, проявлению инициативы личного состава. С большим и важным начинанием по почину коммунистов выступили курсанты и ко­мандиры 4-го батальона. Отвечая на призыв партии «Все для фронта! Все для победы!», они развернули социалистическое соревнование за самые высокие показатели в подготовке коман­дирских кадров для фронта. В честь 24-й годовщины РККА лич­ный состав батальона взял следующие обязательства:
    - всем курсантам учиться только на «отлично» и «хорошо»; взять себе на вооружение опыт изученных боев и операции Ве­ликой Отечественной войны, знание техники и вооружения врага;
    - политработникам досконально овладеть одной какой-либо технической военной специальностью, командирам - овладеть комплексом знаний и навыков, дающим возможность уверенно действовать в роли старшего на одну ступень начальника;
    - добиться большей результативности в рационализатор­ской работе, поставить ее на службу фронту, на укрепление боевой мощи Красной Армии;
    - улучшить массово-политическую работу в подразделени­ях: придать стенной печати боевой, наступательный характер;
    - заботиться о злободневности, политической заостренности и большом идейном содержании наглядной агитации в располо­жении батальона и ленинской комнате;
    - наладить художествен­ную самодеятельность, спортивно-массовую работу, культурный и полезный досуг личного состава;
    - широко пропагандировать дружбу народов Советского Союза, подвиги и боевое мастерство фронтовиков, успешные боевые действия инженерных войск;
    - оказать помощь городским организациям и коллективу подшефного предприятия в проведении оборонной работы.
    Командование училища, поддерживая этот почин, призвало весь личный состав включиться в социалистическое соревнова­ние и добиться «главной цели: в краткий срок готовить храб­рых, волевых, беспредельно преданных партии и Родине коман­диров, в совершенстве владеющих специальностью»(1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 358.
    Упорным, напряженным трудом личный состав 4-го баталь­она, командиром которого был майор Е.П. Данилюк, замести­телем по политической части - батальонный комиссар Г.Б. Бам, выполнил свои обязательства и завоевал первое место в сорев­новании подразделений. Первое место среди взводов и перехо­дящее Красное Знамя завоевал взвод лейтенанта Н.С. Цибука.
    Социалистическое соревнование способствовало подъему уровня учебы во всем училище. Только за ноябрь месяц 1941 го­да количество передовиков учебы увеличилось со 139 до 292 че­ловек.
    Социалистическое соревнование стало постоянным действую­щим фактором повышения качества учебы в училище. Методы соревнования использовались каждым новым набором кур­сантов.
     
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (30.09.2010)
    Просмотров: 2112 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz