СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Понедельник, 23.10.2017, 21:57
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [480]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г.
     
    Глава IV
    В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    (Июнь 1941—1945 годы)
     
    1. ПЕРВЫЕ СУРОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
     
    Ранним утром 22 июня 1941 года, когда заря щедро позо­лотила сосны, горнист Лужского летнего лагеря, где находи­лись командиры, преподаватели и курсанты, звонко протрубил подъем.
    В тот день планировалось торжественное открытие лагерно­го сбора. Должен был состояться парад личного состава всех училищ, находившихся на Лужском полигоне, - артиллерий­ских, артиллерийско-технического и других военно-учебных за­ведений.
    По сигналу «Подъем» курсанты выскакивали из палаток без рубашек и строились для физзарядки. Поднялось солнце. У всех было прекрасное бойцовское настроение. Шутили, смея­лись...
    И вдруг тревога: по лагерю пронеслось грозное слово — в о й н а.
    Потемнели, посуровели лица курсантов. В глазах светилось желание немедленно выступить на защиту Родины и разгромить врага. Через несколько часов это общее настроение личного со­става было выражено в правительственном заявлении о веро­ломном нападении фашистской Германии на СССР. Заявление оканчивалось словами, ставшими лозунгом советского народа: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
    Состоялся митинг личного состава училища. Офицеры и курсанты слушали полные гнева и ненависти к врагу слова на­чальника училища майора Цирлина, открывшего митинг. Один за другим поднимались на трибуну офицеры и курсанты и еди­нодушно заявляли, что по зову партии готовы немедленно вы­ступить на защиту Отечества.
    «Вся обстановка на митинге, - вспоминал позже А.Д. Цирлин, - была деловая и, глядя на своих питомцев, можно было видеть, насколько они уже осознали свою ответственность в связи с теми задачами, которые ставились нашей партией...
    На войне и после войны мне приходилось встречаться со многими участниками этого митинга, и все они связывали с ним свои воспоминания о начале войны» (1).
    [1] Архив училища.
    В это грозное для Родины время командиры и курсанты еще теснее сплачивались вокруг Коммунистической партии, стреми­лись связать с нею свою жизнь. 23 июня было подано 15 заяв­лений с просьбой о приеме в партию, в следующие дни - 24, 26 заявлений... В каждом из них подчеркивалась полная готов­ность сражаться с врагом до последнего дыхания.
     

     

    Действия подразделений курсантов по укреплению подступов к г. Ленинграду.
    1941 год
    Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова
    на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945.

     

    На дальних подступах к Ленинграду
    В плане войны против СССР фашистское командование придавало большое значение нанесению удара по Ленинграду. Гитлер считал, что с захватом Ленинграда «будет утрачен один из символов революции, являющийся наиболее важным для русского народа на протяже­нии 24 лет, и что дух славянского народа в результате тяжело­го воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа» (2).
    [2] Военно-исторический журнал, 1966, № 1, стр. 76.
    Для выполнения своих замыслов гитлеровское командование в общем направлении на Ленинград нацелило группу армий «Север» и войска Финляндии.
    Для выполнения различных боевых задач, связанных с ин­женерным обеспечением обороны дальних подступов к Ленин­граду, штаб Северного фронта(3) с первых дней войны стал при­влекать подразделения училища.
    [3] С началом войны Ленинградский фронт был преобразован в Северный фронт.
    23 июня 1941 года в распоряжение начальника Лужского района был отправлен сводный отряд из 150 курсантов. Коман­диром отряда был назначен командир передовой роты старший лейтенант Н.И. Булгаков. В состав отряда были включены 6 коммунистов и лучшие комсомольцы.
    По призыву Ленинградской партийной организации на обо­ронительные работы вышли сотни тысяч трудящихся города и области. Огромный объем работ, многотысячная армия строи­телей, не имевших ни специальной квалификации, ни практического опыта, требовали и контроля и помощи со стороны спе­циалистов, опытных и инициативных руководителей.
    Естественно, что Военный совет фронта в качестве руково­дителей и инструкторов привлек преподавателей и курсантов военно-инженерного училища. Старшему преподавателю фортификации майору М.М. Зязину - опытному саперу, знатоку полевой фортификации, про­шедшему практику войны с белофиннами, было поручено сфор­мировать и возглавить управление военно-полевого строитель­ства (затем оно стало называться УНС-1). Заместителем его стал майор Н.И. Почуев. Инструкторами в строительные отря­ды были назначены курсанты.
    24 июня по приказанию командующего Северным фронтом для руководства оборонительными работами, производимыми местным населением, училище сформировало три команды. К исходу 25 июня были откомандированы в Кингисепп, в рас­поряжение командира 191-й стрелковой дивизии, 20 человек, в Псков, в распоряжение коменданта, - 40 человек и в Лугу, где майоры М. Зязин и Н. Почуев все шире развертывали строи­тельство, - 40 человек (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, on. 140104, д. 1, л. 79.
    Доблесть и стойкость в боях
    В то время, когда офицеры и курсанты вместе с населением сооружали оборонительные ру­бежи, выпускники училища, служившие в приграничных окру­гах, в сложной обстановке первых дней войны делали все, что­бы организовать инженерное обеспечение боев советских войск, изматывавших врага.
    Вспомним о лейтенантах, прибывших 17 июня в Брест. Мо­лодые офицеры М. Кутюхин и Н. Мамонт были направлены в 33-й инженерный полк, дислоцировавшийся в крепости, а два других товарища - в отдельный понтонный батальон, располо­женный в городе.
    На долю воспитанников выпали тяжелые бои в городе и его окрестностях. Стрелковые, артиллерийские, танковые и инже­нерные части и подразделения в этих первых, отчаянных и кро­вопролитных сражениях показали исключительное мужество, стойкость и крепость духа. Об этом языком художественно-боевой публицистики хорошо рассказано в книге лауреата Ленинской премии писателя С.С. Смирнова «Брестская крепость» и во многих периодических изданиях. Мы добавим только, что лейтенант Кутюхин в этих боях был ранен, а как выздоровел, снова пошел на фронт. После войны он посетил места первых памятных боев и возложил цветы у памятника героическим защитникам крепости. В музее обороны крепости нашлось мес­то для отражения боевых дел и нашего воспитанника.
    Выполнение ответственного задания в первые дни войны было возложено на майора Т.А. Ковалева, окончившего учи­лище. В то время он работал начальником заграждения и ми­нирования Управления военно-инженерной подготовки Главно­го военно-инженерного управления РККА.
    По приказу Наркома обороны СССР в первые дни войны создавались нештатные оперативно-инженерные группы для оказания немедленной помощи войскам в устройстве заграж­дений. В состав одной из них был включен майор Ковалев. Утром 27 июня 1941 года, получив необходимые средства, груп­па выехала на запад, туда, где шли жестокие бои. Много испы­таний пришлось пережить Ковалеву уже в первые дни войны, но всякий раз он с честью выходил из трудного положения. Об одном из них рассказывает И.Г. Старинов в книге «Мины ждут своего часа».
    «Находился однажды Ковалев на мосту через Друть, у шос­се Могилев-Бобруйск. С западного берега прибежала телефо­нистка. К телефону вызывали старшего начальника. Майор по­спешил на вызов. И услышал он примерно следующее:
    «Я начальник гарнизона города Могилева. Приказываю вам мост через реку Друть без моего разрешения ни в коем случае не взрывать».
    В речи говорившего слышался иностранный акцент. Бросив трубку, Ковалев поспешил к саперам и ускорил минирование. Мост был готов к взрыву еще засветло. А в полночь, когда про­тивник открыл из-за реки сильный огонь и пустил на перепра­вы танки, они взлетели на воздух.
    Майора Ковалева при этом легко ранило в голову, но он не оставил своего поста и, выяснив вскоре, что к западу от Друти находились еще наши войска, сумел переправить их на вос­точный берег по наплавному мосту, который еще оставался в целости.
     Самоотверженное выполнение боевых и специальных зада­ний.
    25 июня начальник инженерных войск Северного фронта приказал отправить в 33-ю отдельную электротехническую ро­ту, которая располагалась на станции Сурпентикюля Примор­ской железной дороги, 10 курсантов-подрывников в качестве инструкторов для производства спецработ (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 140104, д. 1, л. 80.
    Эти курсанты и их командир лейтенант Ф.А. Трофимов должны были стать инструкторами при установке инженерных заграждений с применением средств ТОС (техники особой сек­ретности). Подготовке специалистов ТОС уделялось большое внимание. Например, 23 человека июньского выпуска были оставлены в училище на специальные курсы по подготовке командиров взводов специального назначения.
    Приборов для управления взрывами по радио в то время не имела ни одна армия мира. Управляемые по радио советские мины причиняли гитлеровцам немалые потери. Они заставляли противника терять время, столь драгоценное для наших войск суровым летом и осенью 1941 года. Выигранные дни и недели давали нам возможность закрепиться, подтянуть к угрожаемым направлениям войска (1).
    [1] См. В.К. Харченко. «...Специального назначения», М., Воениздат, 1973, стр. 16-23.
    В приказе об отправке курсантов-подрывников была опре­делена дата возвращения. Но суровая действительность лета 1941 года внесла свои коррективы в эти сроки...
    27 июня убыл на Карельский перешеек сформированный в училище фронтовой отряд инженерных заграждений. Коман­диром отряда стал бывший комбат майор Л.Н. Могильный, заместителем по политчасти - батальонный комиссар И.И. Яков­лев. Командирами рот были капитан И.Е. Костюк, старшие лейтенанты К.И. Недзельский и А.В. Орлов, лейтенанты С.И. Губаревич и Ф.В. Будылин, их заместителями по полит­части - преподаватели истории партии батальонный комиссар И.3. Лисневский, старшие политруки Г.П. Барымов и В.И. Боровец, политработники - старший политрук X.М. Музафаров и младший политрук А.И. Федин. В состав отряда, кроме саперных рот, входили специальные взводы: компрессорный, элек­тротехнический, дорожно-позиционный. В отряд руководителями специальных работ были включены преподаватели электротехники военинженер 2-го ранга А.И. Данилов и капитан К.С. Гуркало, инженерных машин - военин­женер 3-го ранга П.П. Сторожук и старший лейтенант М.Г. Ле­вин, подрывного дела - майор Г.Ф. Химчук и капитан В.Н. Путрин. Всего убыло на задание 35 командиров, 517 кур­сантов и 10 красноармейцев. Среди них было 60 коммунистов (2).
    [2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, лл. 200-201.
    В соответствии с планом штаба инженерных войск Северно­го фронта отряд на рубеже восточнее Выборга возводил форти­фикационные заграждения - противотанковые рвы, эскарпы. Там, где перед каменистым грунтом Карельского перешейка были бессильны инженерные машины, производилось подрыва­ние грунта направленными взрывами.
    Весь оборудованный комплекс заграждений перекрывал со­бой наиболее вероятные танкоопасные направления в полосе обороны 23-й армии.
    Курсанты производили очистку рвов и эскарпов, отрывку шурфов и укладывали в них заряды взрывчатых веществ, вы­полняли работы по маскировке сооружений.
    Фронту требовались подготовленные командиры, поэтому в начале июля отряд был возвращен в училище.
    Наступавшие в Прибалтике немецко-фашистские войска, располагая на основных направлениях восьмикратным числен­ным превосходством, несмотря на мужественное сопротивле­ние наших войск, рвались к Пскову и Острову. Угроза Ленин­граду с юга все более возрастала. Она усугублялась тем, что юго-западные подступы к городу не были укреплены... Военный совет Северного фронта разработал план усовер­шенствования старых укрепленных районов Псковского, Кинги­сеппского и Карельского, а также строительства Лужской обо­ронительной полосы и сооружения Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов на ближних подступах к Ленинграду (1).
    [1] Ордена Ленина Ленинградский военный округ. -  Лениздат, 1968, стр. 191.
    С 28 июня сводная рота курсантов в полосе Северо-Западного фронта выполняла работы по приведению в полную бое­вую готовность Островского укрепленного района. Работы здесь не были закончены. 6 июля противник занял город Остров. Тому, кто не участвовал в боях под Островом, трудно предста­вить всю сложность обстановки на этом участке фронта. Кур­санты вместе с отходящими частями вступали в бой, сдержи­вая продвижение немецких войск на Псковском направлении.
    4 июля в 33-ю отдельную электротехническую роту училище откомандировало еще тридцать три курсанта под командованием лейтенанта А.А. Лисицына (2). Они составили четвертый взвод подразделения. С Карельского перешейка рота передислоци­ровалась на Лужское направление, где завязывались основные события боевых действий под Ленинградом.
    [2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523496, д. 2, л. 28.
    На Лужском оборонительном рубеже
    В конце июня 1941 го­да сводная саперная рота курсантов в составе сводной кур­сантской бригады военно-учебных заведений Ленинграда участвовала в оборонительных работах в районе городов Урицк и Гатчина. В то же время батальон курсантов возводил укреп­ления в районе города Луги. Курсанты, получившие в учили­ще не только теоретические знания, но и практические трудо­вые навыки по возведению инженерных сооружений на заняти­ях и учениях в мирное время, являлись примером для тысяч других воинов и гражданских лиц, принимавших участие в этих работах.
    В связи с потерей Острова и Пскова обозначилась реальная угроза прорыва противника к Ленинграду. 4 июля принимается решение организовать оборону на рубеже реки Луга. Части, обороняющие этот рубеж, были объединены в Лужскую опера­тивную группу (ЛОГ) во главе с заместителем командующего фронтом генералом К.П. Пядышевым.
    Инженерный отдел штаба ЛОГ был укомплектован из пре­подавателей училища. Помощниками начальника отдела стали: старший преподаватель маскировки военинженер 2-го ранга П.Н. Катаев, первый помощник начальника учебного отдела училища майор А.В. Писаржевский, помощник начальника учебного отдела интендант 2-го ранга Я.Ф. Федоров (1).
    [1] Архив МО СССР, ф. 261 (ЛОГ), оп. 925064, д. 15, л. 39.
    К этому сроку работы на Лужской оборонительной полосе, которая протянулась на 250 км от Финского залива до озера Ильмень и состояла из двух оборонительных рубежей и одной отсечной позиции, еще не были завершены. Поэтому поступила указание форсировать ход работ на Лужском и других оборо­нительных рубежах. Саперных частей для выполнения работ не хватало, и Военный совет фронта решил привлечь училище в полном составе (2).
    [2] Военно-инженерное искусство Советской Армии. - Воениздат, 1958, стр.43.
    3 июля по указанию начальника Лужского района на оборо­нительные работы убывает отряд в составе 350 курсантов (3).
    [3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 1, л. 208.
    Начальником инженерных войск ЛОГ, без освобождения от должности начальника училища, назначается подполковник А.Д. Цирлин. «В эти дни напряженных боев, - писала газета «Лужская правда», - подполковника Цирлина можно было ви­деть в разных местах Лужского рубежа обороны. Работа по инженерному обеспечению войск не прекращалась ни на ми­нуту» (4).
    [4] «Лужская правда», 22 июня 1971 г.
    Генерал-полковник инженерных войск А.Д. Цирлин позже в одной из бесед вспоминал, что во время поездок с генералом К.П. Пядышевым по позициям Лужского оборонительного ру­бежа часто получал от него указания, на выполнение которых направлялись курсанты. Приказания передавались Александ­ром Даниловичем устно, записей не осталось. В этом одна из трудностей изучения деятельности училища летом 1941 года.
    Курсанты на Лужском оборонительном рубеже выполняли различные задачи, часто в сложной боевой обстановке.
    В начале июля на рубеже р. Плюсса началось минирование предполья перед центром Лужской позиции саперами 106-го мо­торизованного инженерного батальона, курсантами Ленинград­ского инженерного училища и понтонерами 42-го понтонного ба­тальона.
    С 12 июля по 1-3 августа 1941 г. наши войска вели бои в предполье Лужской позиции с задачей задержать выход час­тей 41-го моторизованного корпуса противника к центральному участку главной полосы обороны. В ходе контратак наших час­тей саперы и понтонеры майора М.М. Зязина, лейтенантов С.И. Фоменко, Е.П. Гуляницкого также наносили серьезные потери врагу, подрывая танки, связывая их маневр минными полями, заставляя их искать обход и вновь натыкаться на мин­ные поля. Встречали их из окопов связками гранат и бутылка­ми с горючей смесью (1).
    [1] См. Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной войны. Воениздат, 1958, стр. 39.
    Активные действия войск в предполье Лужской позиции в сочетании с нарастающей инженерной подготовкой ее рубежей остановили дальнейшее продвижение немецких войск на Ленин­градском направлении почти на месяц. В условиях начала вой­ны это имело исключительно важное значение. Военный совет Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укреп­ления ближайших подступов к городу и усиления оборонявших его войск.
    Деятельность курсантов по выполнению боевых задач полу­чила высокую оценку войсковых начальников. Так, например, в приказе по училищу от 10 августа 1941 года отмечалось, что работавшие в полках действующей Красной Армии по заданию штаба Северного фронта курсанты 2-го батальона Алексеев, Породин, Гогунец, Корзун, Полежакин, Соколов, Спусканюк, Черняев и другие, по отзывам начальников инженерной служ­бы полков, проявили себя инициативными и хорошо знающими свое дело саперами. «На Лужской укрепленной позиции, - от­мечается в истории Ленинградского округа, - мужественно действовали также курсанты Ленинградского военно-инженер- ного училища. Под командованием подполковника А.Д. Цирлина саперы выполняли чрезвычайно трудную задачу - мини­ровали местность и ставили проволочные заграждения, чтобы преградить врагу путь к городу Ленина» (2).
    [2] Ордена Ленина Ленинградский военный округ. - Лениздат, 1967, стр. 207.
    Не все офицеры и курсанты вернулись с выполнения зада­ний в Островском и Псковском укрепленных районах, с Луж­ской укрепленной позиции. Судьба некоторых из них не извест­на и до сих пор: они числятся без вести пропавшими. Другие долгое время самостоятельно пробирались в училище. Напри­мер, в политдонесении от 25 июля 1941 года рассказывалось о курсанте Гогунце, кандидате в члены ВКП(б), который вер­нулся в 5-ю роту, 18 дней пробираясь к Ленинграду. Некоторое время он был в тылу, участвовал в одной боевой операции пар­тизан(3).
    [3] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 417186, д. 2, л. 12.
    Полковник в отставке П.А. Козлов, бывший в тот период начальником учебного отдела училища, в своих воспоминаниях пишет: «В каждом батальоне, в особенности действовавших в Псковско-Лужском-Кингисеппском районе, было много кур­сантов, оставшихся на фронте. Необходимо отметить, что по­давляющее большинство оставшихся, иногда в тылу фашист­ских армий, курсантов группами и в одиночку прибывали в учи­лище даже в 1942 году, когда училище было передислоцировано в г. Кострому. В этом, несомненно, сказался высокий морально-политический уровень курсантов, как результат и нашей рабо­ты преподавателей - коммунистов и беспартийных» (1).
    [1] Архив училища.
    В боях под Толмачевым погибли батальонный комиссар Л.О. Жерновский и майор М.М. Зязин - один из старей­ших саперов Советской Армии, бесстрашный, хладнокровный командир.
     
    «На фронт хочу идти коммунистом».
    Война потребовала со­кратить сроки обучения курсантов. Советская Армия развер­тывалась, нужны были командиры. Коммунисты училища, как требовала партия и приказы командования, быстро перестро­или систему подготовки курсантов.
    9 июля состоялся 1-й выпуск военного времени. Выпускникам, проучившимся в стенах Ин­женерного замка всего 11 месяцев, было присвоено звание младших лейтенантов. В тот же день они уехали на фронт. Пе­ред выпуском многие из них вступили в ряды ленинской пар­тии. В поданных ими заявлениях можно было прочесть: «На фронт хочу идти коммунистом».
    В июле-августе восемь раз училище производит досрочные выпуски командиров для фронта. Эти выпуски проходили без обычных торжественных ритуалов. В приказах о выпуске очередной группы командиров указывалось: «Выпуск произвести без экзаменов, по среднегодовым оценкам, с присвоением зва­ния в месте назначения».
    В первые дни войны распоряжением штаба инженерных войск Северного фронта старший преподаватель подземно-минных работ военинженер 2-го ранга, активнейший член партийного бюро начала 20-х годов, З.А. Концевой был назначен руково­дителем работ по строительству подземного командного пунк­та фронта. Почти три месяца специализированный отряд, куда входили и ленинградские метростроевцы, днем и ночью вел ра­боту под землей. Все это время не покидал места работ и на­чальник строительства. Свои специальные знания по производ­ству подземно-минных работ и опыт, полученный при возведении командного пункта Ленинградского фронта, З.А. Концевой (ныне Герой Советского Союза, генерал-майор инженерных войск в отставке) использовал также при возведении подземных помещений для Командующего и управления Донского фронта в 1942 году.
    В начале войны было уделено особое внимание маскировке промышленных и исторических объектов, оборудованию укры­тий для защиты населения от вражеских бомбардировок. «Спе­циальным решением Военного совета, - вспоминает работник системы Ленэнерго товарищ С.В. Усов, - диктовалось требо­вание замаскировать все важнейшие объекты так, чтобы с воз­духа они не просматривались. Маскировка заключалась в раскраске соответствующих зданий и отдельных сооружений, транс­форматорных баков, баков масляных выключателей, в созда­нии ложных дорог на территории станций, в снятии дымовых труб, в установке комуфляжных сеток» (1).
    [1] Оборона Ленинграда (1941-1944). Воспоминания и дневники участни­ков. - Л., 1968, стр. 577-578.
    Работы по маскировке электростанций и станций городского водопровода производились по проектам, разработанным пре­подавателями училища. Для подготовки маскировщиков про­мышленных предприятий города Ленинграда были организова­ны специальные десятидневные курсы, которые открылись на главной водопроводной станции города. Основные занятия про­водил член партии преподаватель училища подполковник А.С. Кожевников. Слушатели курсов практически ознакоми­лись с маскировочными работами.
    В училище активно проводилась партийно-политическая ра­бота. В подразделения, выполнявшие боевые и специальные за­дания, выезжал секретарь партийной комиссии для рассмотре­ния заявлений о приеме в партию. В первый же месяц после начала войны членами партии стали 21 человек, кандидатами в члены партии - 76 человек, 52 человека вступили в комсомол.
    Коллектив учебного заведения живо откликался на волную­щие события в жизни Родины. Например, люди проявляли ве­личайшую заботу о Красной Армии, об укреплении обороны государства. Даже в трудные дни по всей стране не прекращал­ся сбор средств, драгоценностей, сельскохозяйственных продук­тов и т. п.
    В училище активность проявляли как военнослужащие, так и вольнонаемные работники. В августе коллектив собрал око­ло 45 тысяч рублей наличными. Кроме того, в счет погашения были внесены облигации государственных займов на сумму бо­лее 40 тыс. рублей.
    Местный радиоузел постоянно держал личный состав учи­лища в курсе положения дел на фронте, информировал о ново­стях в жизни страны и за рубежом. По радио выступали коман­диры и курсанты, рассказывая о боевых действиях, участниками которых они были.
    Несмотря на тревожные известия с фронта, в гости к кур­сантам в Лужский лагерь приехали шефы - работники Госу­дарственного Эрмитажа. С собой они привезли богатую фото­выставку «Героическое прошлое русского народа». Она сразу приковала к себе внимание личного состава. Беседы, проведен­ные гостями у фотоиллюстраций, расширили знания курсантов о героическом прошлом народов СССР, вызвали у будущих командиров глубокие патриотические чувства и ненависть к за­воевателям и захватчикам.
    Сотни тысяч советских и зарубежных посетителей Государственного Эрмитажа восхищаются его экспонатами: памятниками: первобытной культуры, европейской и азиатской культуры сред­них веков, прекрасными произведениями Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса и других. Но, к сожалению, почти нико­му не известно, что в спасении всемирно известных ценностей от грозившего им варварского уничтожения, кроме работников Эрмитажа, принимали участие и курсанты училища.
    Коллектив училища гордится тем, что на его долю в начале войны выпала честь спасать художественные и культурные со­кровища Государственного Эрмитажа. В течение нескольких дней огромная коллекция музея была погружена в два эшелона и отправлена на Урал.
    Оглавление         <   *   >         У стен Одессы и Севастополя
     
    КНИГИ         ЛКВИУ         Ленинград
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (20.09.2010)
    Просмотров: 1267 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz