СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Суббота, 24.06.2017, 03:12
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [477]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Об училище

    1978 СИ
    Исторический очерк "Старейшее инженерное", 1978 г., глава IV.
     
    8. В ТРУДЕ — КАК В БОЮ
    История войн не знала такого размаха организаторской ра­боты в тылу, какую показали советские люди в дни Великой Отечественной войны. В восточные районы страны были пере­везены сотни промышленных предприятий. Некоторые из них нашли новое место в Костромской, Ярославской и Ивановской областях.
    На всех предприятиях, в колхозах и совхозах развернулась решительная борьба за увеличение выработки продукции. В дни войны родился лозунг: «В труде - как в бою».
    Ленинградское военно-инженерное училище, находясь в эва­куации, никогда не жило замкнутой жизнью. Тесная связь с местными организациями и населением, характерная для мир­ного времени, стала еще более действенной в суровые годы вой­ны. Училище охотно откликалось на просьбы и предложения партийных и советских органов Костромской, Ивановской и Ярославской областей.
     
    Оборонная работа и военно-патриотическое воспитание насе­ления.
    В октябре-ноябре 1941 года по заданию Костромского комитета обороны личный состав училища принял участие в создании укреплений вокруг города. Выполнение реальных ин­женерных задач способствовало приобретению необходимых бу­дущим командирам практических навыков. На сооружении противотанковых рвов, установке заграждений, отрывке траншей работали тысячи горожан, жители окрестных сел и дере­вень, молодежь учебных заведений. Курсанты Е.Ф. Полонский, И.Г. Плис, Л.П. Хомяков, показывая личный пример в труде, обучали население военному делу и руководили оборонными работами. Преподаватели П.Н. Катаев и А.С. Кожевников, имея опыт организации маскировки важных промышленных объектов, приобретенный еще в Ленинграде, помогли местным административным органам осуществить комплекс маскировоч­ных работ.
    Офицеры Н.В. Володин, И.К. Махин, Н.В. Чолакян и Е.П. Данилюк вместе с курсантами проводили занятия по обу­чению допризывной молодежи и методические сборы инструк­торов всеобуча. Кроме того, они помогли военкоматам наладить работу краткосрочных курсов по подготовке саперов-подрывни­ков и пулеметчиков.
    Политработники училища Е.А. Елпатьевский, В.Н. Соколов и Г.Б. Бам на занятиях и сборах проводили беседы и делали доклады на политические и военно-патриотические темы. Боль­шим успехом пользовались выступления офицеров о героиче­ской борьбе народов нашей страны за свою независимость и союз с великим русским народом. Обычно такие выступления делались перед показом фильмов «Александр Невский», «Бог­дан Хмельницкий», «Георгий Саакадзе», «Кастусь Калиновский», «Амангельды Иманов», «Чапаев», «Потемкин», «Мы из Кронштадта» и других.
    В 1943-1944 годах широкое распространение получила прак­тика выступлений курсантов с докладами и лекциями перед местным населением. Охотно шли в массы трудового народа курсанты-фронтовики, например, В.Н. Овсянов, получивший четыре тяжелых ранения; Л.В. Семибратов, кавалер двух орденов Славы; В.С. Кузьмин, проявивший героизм на Днепре и удостоенный звания Героя Советского Союза. Офицеры-слу­шатели из числа бывших политработников, готовившихся стать командирами инженерных подразделений, также были частыми гостями рабочих, колхозников и молодежи учебных заведений.
    Документы свидетельствуют о том, что в 1943 году курсанта­ми и офицерами-слушателями было проведено более 100 выступ­лений, в 1944 году - 123 и в 1945 году - около 140. Докладчи­ки и лекторы раскрывали значение побед Советской Армии под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре, рассказывали об освободительной миссии советских войск в странах Европы, порабощенных немецким фашизмом. Они пропагандировали успе­хи советского тыла. Конец 1942 и 1943 гг. характеризовался серьезным переломом в его работе. К этому времени в основном была завершена военная перестройка народного хозяйства. Лю­дей охватывало высокое чувство гордости, когда они слышали о том, что в течение последних трех лет войны промышленность страны полностью удовлетворяла нужды фронта. Советское вооружение и военная техника были выше вражеской по своим боевым качествам.
    Участие училища в оборонной работе и военно-патриотиче­ском воспитании населения получило высокую оценку местных руководящих партийных органов и политического управления Московского военного округа. Опыт училища в этом вопросе был поставлен в пример другим военным учебным заведениям(1).
    [1] Архив училища.
    Сооружение мостов.
    В октябре 1941 года курсанты построи­ли первый мост через реку Ворксу. Добротный, он простоял более 20 лет... А сколько таких сооружений пришлось возвести умелым курсантским рукам на территории Костромской и со­седних с ней областей!
    Удовлетворяя заявки местных Советов, командование рас­порядилось построить мосты на реках Сендега, Теткиш и дру­гих. Преподаватели подготовили курсантам исходные данные на составление проектов. Предварительными работами занима­лись зимой и ранней весной. Как вдруг поступил тревожный сигнал: большой опасности подверглась речная флотилия, за­жатая льдами Волги. Оказывается, поздней осенью в ледовый плен попало почти 300 судов и барж, груженных нефтью, авиа­ционным бензином, строительными материалами и эвакуированным заводским оборудованием. Люди спешили спасти это богатство от захватчиков, хотели переправить его в восточные районы страны, но помешали ранние заморозки. Волга покры­лась ледовой броней...
    И вот наступил март 1942 года. Весен­ний ледоход мог уничтожить весь караван судов.
    Командование дало указание перенести занятия по подрыв­ным работам на лед Волги и Костромки. Преподаватели и кур­санты устремились на помощь речной флотилии. Точно рассчи­танными взрывами пробили во льду канал, и русла Волги и Костромки очистились от затонувшего леса. Все суда вышли в безопасное место. Было спасено имущество, материалы и транспорт общей стоимостью в несколько миллионов рублей.
    С наступлением весны и до конца лета в ходе учебных за­нятий курсанты построили пять мостов под грузы в 30 и 60 тонн через реки Теткиш, Сендегу и овраги - общей протяженностью более ста метров. По проекту старшего преподавателя переправ подполковника А.А. Ховратовича навели наплавной мост на р. Костромке длиною 167 метров под грузы в 10 тонн(2).
    [2] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 539478, д. 1, л. 28.
    Постройка реальных мостов давала не только практические навыки курсантам, но и приносила большие экономические вы­годы народному хозяйству области. В решении Костромского горисполкома от 12 октября 1942 года записано, что мост через р.Костромку соединил части города, и это удешевило хозяйственные перевозки, создало больше удобств в культурно-бытовой жизни населения. Командованию, офицерам и курсантам учи­лища горисполком объявил благодарность.
    Осенью следующего года руководители фабрики «Красная текстильщица» обратились к командованию с просьбой постро­ить мост через реку Нереху. Его сооружение вызывалось хо­зяйственными нуждами. Просьба их была выполнена. Исполь­зование моста значительно сократило объем труда и способст­вовало ритмичности в работе предприятия.
    С уходом мужского населения на фронт проселочные дороги почти не ремонтировались, мосты приходили в негодность. Не удивительно, что курсантам было где приложить руки, приоб­рести большую практику дорожно-мостового дела. Ряд мо­стов они отремонтировали и построили заново на шоссе Кост­рома-Вологда, на Семеновском тракте и дороге Кострома-Минское.
    Проектирование и сооружение мостов еще в большем мас­штабе потребовалось в 1943 году.
     
    Строительство железных дорог.
    Во многих районах страны шло строительство железных дорог. Оно вызывалось потребно­стями военного времени. Северо-Кавказскому фронту хорошо послужила построенная в короткий срок железная дорога Киз­ляр-Астрахань. В обеспечении Сталинградской операции боль­шую роль сыграла быстро проложенная железная дорога Улья­новск-Саратов-Сталинград. На северо-востоке от Москвы не было военных действий, но для удовлетворения нужд фронта потребовалось построить железную дорогу Кострома-Галич.
    Выполняя главную задачу - подготовку офицерских кадров для фронта, училище одновременно внесло достойный вклад в расширение железнодорожной сети области. Все подразделе­ния активно участвовали в строительстве этой магистрали.
    По примеру училища, не считаясь с трудностями, здесь с на­пряжением всех сил трудились сотни и тысячи жителей области, сюда был привлечен автомобильный и гужевой транспорт. Сооружение мостов, нивелирование насыпи, монтирование по­лотна - все это в основном было выполнено курсантами и офи­церами. Работами руководил старший преподаватель военных дорог подполковник М. А. Дементьев. Объем задания, опреде­ленный училищу, был выполнен на 153 процента.
    Ветка Кострома-Галич вступила в строй. Курсанты первы­ми проехали по ней на заготовку дров для Москвы и детских учреждений Костромы.
    Бюро горкома партии и горисполкома отметили высокую организованность личного состава училища при выполнении железнодорожных работ. Руководители 5-го строительного уча­стка Стройуправления № 40 Народного комиссариата путей сообщения в письме училищу от 19 октября 1943 года выразили глубокую благодарность за построенную железнодорожную линию Кострома-Галич(1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 131757, д.1, л. 7.
    Вскоре после этого в училище побывала рабочая делегация фабрики «Знамя труда». Рабочие попросили командование по­мочь им проложить узкоколейку от фабрики до берега Волги. Училище пошло навстречу рабочему классу. В короткие сроки железнодорожное полотно на 200-метровом участке было по­строено. Это сразу повысило экономические показатели дерево­обрабатывающей фабрики. Руководителям работ подполковни­кам Бершадскому и Прокопчуку, а также курсантам дирекция и фабричный комитет профсоюза выразили свою благодарность.
     
    Помощь сельским труженикам.
    Война явилась суровой про­веркой жизнеспособности и силы колхозного строя. Эту провер­ку колхозный строй и трудовое крестьянство выдержали с че­стью. Понеся колоссальный урон в начале войны, социалисти­ческое сельское хозяйство тем не менее справилось с задачей обеспечения армии и населения продовольствием, а промыш­ленности - сельскохозяйственным сырьем.
    Жители Костромы постоянно оказывали необходимую по­мощь сельским районам. С осени 1941 года в эту работу вклю­чилось и училище. До завершения Великой Отечественной вой­ны оно поддерживало и укрепляло шефские связи с колхозным трудовым крестьянством. Уборка поздних сельскохозяйственных культур, заготовка кормов на зиму, ремонт старых и строитель­ство новых животноводческих помещений, расчистка дорог и подъездных путей от снега - вот далеко не полный перечень работ, выполненных курсантами в ряде колхозов области толь­ко в суровые осенние дни первого года войны. Советская Армия в это время защищала Москву. Отряды ждановцев спешили ей на помощь. Но нелегко было и тем, кто остался: они учились, выезжали в колхозы, действовали в труде, как в бою.
    Летом наступившего года существенная помощь была ока­зана колхозникам Судиславского района Ярославской области. Понимая, что убрать урожай вовремя и без потерь - большое государственное дело, курсанты работали много и напряженно. По данным учета, каждый из них выполнял до двух дневных норм выработки.
    Когда зерновые - пшеница, ячмень, овес - были убраны и вывезены на хлебозаготовительные пункты, курсанты на трак­торах училища вспахали сотни гектаров колхозной земли под озимый сев. Озимая рожь в те годы на севере, при хорошем уходе, давала до 20 центнеров с гектара.
    Бюро Судиславского райкома партии в решении от 21 сен­тября 1942 года высоко оценило работу училища, назвав ее яр­ким примером нерушимого единства народа и армии. За большой вклад, внесенный в уборку и вывозку хлеба, Ярославский обком партии объявил личному составу училища благодар­ность(1).
    [1] Архив МО СССР, ф. ЛКОЛВИУ, оп. 523499, д. 2, л. 353.
    Немалую помощь оказало фронту сельское хозяйство Кост­ромской области в год коренного перелома в ходе войны. Уро­жай тогда выдался на славу. Газета «Северная правда» призы­вала население: «Уберем богатый урожай зерновых до единого колоска. Все на борьбу за хлеб! Ответим на победу Красной Армии под Курском и Белгородом ударным трудом в тылу. В конечном счете это будет и наш удар по фашистским захватчикам».
    В то лето курсанты убирали не только хлеб. Удался и лен. Льняная промышленность области издавна развивалась на ме­стном сырье. Убранное сырье перевозили в Кострому и Нерехту на переработку. Так курсанты ближе познакомились с рабочим коллективом фабрики «Красная текстильщица». В основном здесь работали женщины. Их труд был не только вкладом в победы на фронте. Плоды его сказались и в том, что в после­военный период фабрика расширилась, технически перевоору­жилась, превратилась в мощный современный льнокомбинат.
    В колхозах Любимцевского и Мининского сельских Советов, как и в других хозяйствах, где по-ударному работал личный состав училища на уборке урожая, также в большинстве своем работали женщины. Политработники, проводя беседы и полит­информации, раскрывали героический характер труда сельских тружениц. Женщины заменили ушедших на фронт мужчин на постах председателей колхозов, бригадиров, трактористов и шоферов. Они овладели всеми профессиями сельскохозяйственного труда. Видя этот ежедневный тяжелый труд своих матерей и сестер, курсанты относились к ним с чувством безграничного уважения, старались помочь в любом трудном деле. В Красно­сельском районе у деревни Иконниково проложили гать к во­дяной мельнице, отремонтировали ее оборудование, подправили плотину, после чего мельница начала бесперебойно работать. Своеобразной была благодарность колхозниц. Из муки нового урожая, смолотой «ожившей» мельницей, они испекли каравай и преподнесли его офицерам и курсантам.
    Довелось курсантам работать и в Караваеве... В то время это был животноводческий племенной совхоз. Вся страна знала о его достижениях. На Всесоюзной сельскохозяйственной вы­ставке в Москве перед войной совхоз демонстрировал выведен­ную им высокоудойную костромскую породу коров.
    Женщины совхоза «Караваево» попросили командование училища помочь им в ремонте дороги, ведущей от совхоза к городу. Конечно, сельским труженицам не было отказано. Но разведка дороги от Костромы до совхоза показала, что целесообразнее сделать новую дорогу, чем ее ремонтировать. На­чальник училища утвердил проект, и курсанты сделали для сов­хоза «Караваево» 3-километровую дорогу по всем правилам дорожного строительства. Когда руководители совхоза с благо­дарностью приняли рапорт о завершении работы, они пригла­сили отряд строителей и показали свое хозяйство. Осматривая животноводческие помещения, командир отряда сказал: «А вот здесь действительно надо кое-что отремонтировать». Женщины, ухаживавшие за животными, полностью с ним согласились. Бы­ли отремонтированы крыши, стены и двери коровников. Поме­щение для молодняка утеплили.
    Оглядываясь назад, можно сказать: давно это было... Слов нет, давно. Но к чему бы ни прикасались умелые курсантские руки - всякое дело преображалось, приобретало большое зна­чение, имело свою будущность. Так произошло и с совхозом. После войны он окреп. Высокоудойная порода костромских ко­ров получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. В поселке Караваево возник сельскохозяйственный институт, и совхоз превратился в передовое учебно-опытное хозяйство.
     
    Всюду были нужны умелые руки курсантов.
    В настоящее время на лесозаготовках в лесном Заволжье Костромской об­ласти работают мощные автомобили, трелёвочные тракторы, автоматические пилы. А в военные годы почти все лесозаготовительные работы выполнялись вручную. В отдельные периоды училище направляло на заготовку древесины отряды курсантов и технику. Лес шел прежде всего на нужды фронта, а также на удовлетворение потребностей народного хозяйства. Он перера­батывался на пиломатериалы, шпалы, часть его отправлялась на Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат. Не сохра­нилось данных, сколько курсанты заготовили деловой древеси­ны, но в течение четырех лет войны они не раз летом и зимой глубоко врезались в лесные массивы. И можно назвать почти точное количество «кубов» заготовленных дров для областного центра и Москвы. Осенью 1941 года в столицу было отправлено два эшелона с дровами, а в 1942 году - 6 тысяч кубометров, в следующем году - около 9 тысяч кубометров, в остальные два года - еще четыре эшелона топлива. Без дров не остались детские учреждения Костромы и семьи, эвакуированные из Ле­нинграда и других городов.
    К лету 1944 года появились перебои в работе областного мельничного завода. Часть его оборудования износилась, обвет­шала. В июле сложилось острое положение со снабжением го­рода мукой для выпечки хлеба. Под угрозой находилось выпол­нение нарядов для фронта. Лучшие специалисты училища были посланы на ремонт завода. Особенно хорошо поработала коман­да плотников. Свое задание она выполнила на 130 процентов. С августа мельничный завод снова начал работать ритмично.
    Высокую специальную подготовку преподавателей и возросшие возможности училища показали аварийно-спасательные работы на Костромской ТЭЦ, проведенные 15-17 сентября 1944 года. На этом очень важном для города объекте, действо­вавшем долгие годы бесперебойно, также потребовался неот­ложный ремонт оборудования.
    Проведение ремонта осложнялось тем, что тепловая электро­станция не должна была прекратить свою работу. Специалисты училища изучили положение дела и приняли необходимые ме­ры. С их участием курсанты восстановили основную наклонную эстакаду подачи топлива к котлам. Затем построили новую эста­каду для подачи торфа со склада в бункерные ямы. Расчеты восстановления и постройки эстакад произвел преподаватель военных мостов младший лейтенант Я.О. Егер, руководил ра­ботами инженер-капитан Н.Л. Сараев. Ответственные работ­ники ТЭЦ опасались, что аварийные работы могут затянуться на месяц, а то и два. Курсанты завершили ремонт к исходу третьих суток.
     
    Забота об армии, семьях фронтовиков и эвакуированных де­тях Ленинграда.
    Весь советский народ проявлял величайшую заботу о Советской Армии. Личный состав училища на всем протяжении войны активно участвовал в широком народном движении по сбору средств в фонд обороны. За четыре года войны на строительство танков, самолетов, производство ору­жия и инженерной техники было собрано более 400 тысяч руб­лей, не считая внесенных драгоценностей.
    В 1943 году коммунисты и комсомольцы обратились к кур­сантам, солдатам, офицерам, рабочим и служащим училища с призывом внести средства на постройку боевого самолета «Ждановец». Было собрано 170 тысяч рублей. От имени кол­лектива делегация училища вскоре вручила в Москве новый боевой самолет «Ждановец» представителям воздушных войск.
    За этот патриотический подарок армии коллектив учебного заведения получил телеграмму с благодарностью от председа­теля Государственного Комитета Обороны.
    Летчики-фронтовики на подаренном истребителе сбили не­сколько вражеских стервятников.
    Одной из форм помощи государству была подписка на заем. Размещение государственных займов в училище всегда прохо­дило как важная и ответственная политическая кампания. Она показывала высокую организованность и сознательность офи­церского и курсантского состава, безграничную любовь людей к своей Родине. В течение военного периода коллектив дал го­сударству не менее одного миллиона рублей, приобретая обли­гации государственных займов.
    Офицеры слушатели 5-го батальона в 1943 году взяли шеф­ство над детдомом, в котором жили дети фронтовиков-ленин­градцев. Шефы утеплили помещения к зиме, завезли 100 куби­ческих метров дров, собрали более 3 тысяч рублей для закупки поросят, заготовили для животных 750 пудов корма. Когда офи­церы-слушатели отбыли на фронт, шефскую помощь детям Ле­нинграда продолжали оказывать курсанты.
    Не обошли они вниманием и семьи фронтовиков-колхозни­ков. Во всех населенных пунктах, где доводилось работать, кур­санты не упускали случая помочь семьям, проводившим своих отцов и братьев в действующую армию. Только в 1943 году для семей фронтовиков они отремонтировали кровли 21 дома, вы­копали два колодца, убрали 6 гектаров картофеля. Примеча­тельно, что многие курсанты в школьные годы участвовали в тимуровском движении. Тогда на домах и заборах дворов тех, кто служил в Красной Армии, пионеры ставили красные звез­ды - символ тимуровской заботы и внимания. Теперь возмужавшие тимуровцы, коммунисты и комсомольцы, на правах старших братьев, посланных училищем, приходили в семьи фронтовиков и, если была необходимость, помогали детям, больным и престарелым.
    Личным вниманием к запросам и нуждам людей коммуни­сты и комсомольцы не ограничивались. В городе и в ряде сель­ских школ вместе с учителями они создавали тимуровские команды, передавали пионерам свой опыт, воспитывали у ребят глубокую любовь к Советской Армии, освобождавшей народы от фашизма.
    Несмотря на занятость учебой курсанты с большим интере­сом и увлечением участвовали в художественной самодеятель­ности. В свободное время они выступали со спектаклями и кон­цертами в училище, в госпиталях, перед рабочими и колхоз­никами.
    В марте 1945 года, в период мостового сбора, занятия с кур­сантами проводились в районе Мининского и Любимцевского сельских Советов. Ждановцы были здесь не в первый раз, колхозники хорошо их знали. Обычно к ним обращались за помощью, просили поработать в поле, в деревне. А в эти дни женщины сказали курсантам: «Война-то, милые, поди, кончает­ся. Наши костромские мужики пишут, что подходят к Берлину. Оттого и у нас на душе полегчало». И колхозники попросили комсомольцев выступить в их клубе с концертом. Посмотреть курсантскую самодеятельность собрались жители нескольких сел. Всем было весело.
    Война близилась к своему победному завершению.
     
    Часть 7     <   *   >     Часть 9

    Оглавление
     
    Категория: Об училище | Добавил: Ермаков (29.11.2010)
    Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz