СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Четверг, 24.08.2017, 00:13
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [29]
Выпускники [480]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Города-герои

    Смоленск
    расположен в 378 км к юго-западу от
    Москвы в верхнем течении Днепра
        

         

    Город награжден также орденом
    Смоленское сражение
    (10.07 - 10.09.1941)
    комплекс оборонительных и наступательных операций в середине лета – начале осени 1941 года, направленных на недопущение прорыва противника на московском стратегическом направлении. Разгромить смоленскую группировку противника не удалось, однако в итоге напряженных боев советские войска сорвали наступление немецких танковых групп, помогли 20-й и 16-й армиям выйти из окружения за реку Днепр и вынудили группу армий "Центр" 30 июля перейти к обороне. Тогда же советское Верховное командование объединило все войска резерва и Можайской линии обороны (всего 39 дивизий) в Резервный фронт под командованием генерала армии Г. К. Жукова. Несмотря на значительные потери, понесенные в ходе Смоленского сражения, Советской армии удалось вынудить немецкие войска впервые в ходе Второй мировой войны перейти к обороне на главном направлении. Смоленское сражение стало важным этапом срыва германского плана молниеносной войны против Советского Союза. Советская армия выиграла время для подготовки обороны столицы СССР и последующих побед в сражениях под Москвой.

    Стойкость советских войск в обороне и их высокая активность при ответных ударах складывалась из сотен и тысяч подвигов отдельных бойцов, командиров и политработников, героических действий подразделений и целых частей. Достойный вклад в эти героические дела внесли и инженерные части и подразделения, весь личный состав инженерных войск, участвовавших в борьбе с фашистскими захватчиками.
    На 10 июля 1941 г. в составе инженерных войск Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск П. М. Васильев), имевшего 6 общевойсковых армий, кроме войсковых инженерных частей и подразделений находилось: инженерных полков - 1, отдельных инженерных батальонов - 6, отдельных саперных батальонов - 4; всего примерно 13 расчетных батальонов. Дальнейшее изменение количества инженерных частей армейского и фронтового подчинения по фронтам, участвовавшим в Смоленском сражении, видно из следующих данных: на 1 августа их было 36, на 1 сентября - 43 и на 1 октября - 49 расчетных батальонов.
    Такое количество инженерных частей на Западном фронте позволяло на каждую армию иметь в среднем по 2-3 батальона, что явно не могло обеспечить потребности объединений, действующих на главнейшем стратегическом направлении, в инженерных войсках, тем более что не все соединения имели свои штатные инженерные части и подразделения.
    В этих условиях Ставкой Верховного Главнокомандования были приняты меры по быстрейшему формированию военно-строительных частей, которые включались в состав армий и фронтов и в значительной степени помогли выполнению задач инженерного обеспечения боевых действий наших войск.
    Кроме того, для оказания помощи инженерным войскам, действовавшим на западном направлении, в конце июня в полосу Западного фронта были направлены из Главного военно-инженерного управления три отряда заграждения во главе с полковниками М. С. Овчинниковым и И. Г. Стариновым и военным инженером 2 ранга В. Н. Ястребовым. В составе каждого отряда заграждения имелось два-три саперных батальона. В задачу отрядов входило прикрытие отхода советских войск установкой минновзрывных заграждений на основных танкоопасных направлениях и производство подрывов важных объектов на путях отхода наших войск. Отряды действовали до середины июля и способствовали замедлению темпов наступления противника, а также нанесению ему потерь при подходе к рубежу рек Западная Двина и Днепр.
    С этой же целью на усиление инженерных войск Западного фронта (начальник Инженерного управления с 17 июля 1941 г. генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев) Главное военно-инженерное управление в начале июля направило 6 инженерных батальонов, которые имели по 50-70 автомашин, минноподрывное имущество и предназначены были для устройства заграждений и производства подрывных работ.
    Обеспечивая контрудары 7-го и 5-го механизированных корпусов, а также соединений 13-й армии в первой декаде июля, инженерные части и подразделения прокладывали пути, прикрывали заграждениями фланги и закрепляли инженерными средствами достигнутые рубежи. В качестве отряда заграждения 13-й армии активно действовал 275-й отдельный моторизованный инженерный батальон.
    18 июля 1941 г. Военный совет Западного фронта издал директиву по обеспечению отхода войск. В ней предусматривались выделение в полосе каждой дивизии отрядов заграждений, постройка колонных путей для пропуска отходящих частей, минирование дорог, а также подготовка к разрушению искусственных сооружений на них. Указывалось, что время подрывания мостов на дорогах, кроме основных маршрутов, определяется приказом командиров дивизий, а в отдельных случаях командиров полков, выделенных на особые направления.
    Выполняя эти указания, инженерные войска фронта подрывали при отходе мосты и минировали основные направления вероятного продвижения противника, устанавливали отдельные очаги мин на дорогах. На важнейших в оперативно-тактическом отношении объектах устанавливались мины замедленного действия и управляемые по радио фугасы.
    В ходе Смоленского сражения инженерные войска решали задачи и по обеспечению наступления советских войск, в частности 21-й армии Западного фронта в период с 13 по 23 июля, контрудара войск Западного и Резервного фронтов в районе Ельни, нанесенного по войскам противника в конце августа - начале сентября 1941 г.
    Обеспечивая наступление войск 21-й армии (начальник инженерного отдела генерал-майор инженерных войск Н. П. Баранов), инженерные части и подразделения армии на паромах из табельных и подручных средств переправили соединения 66-го стрелкового корпуса через Днепр, а после захвата и расширения плацдарма нашими войсками восстановили разрушенный мост в Рогачеве и содержали его. В ходе наступления инженерные подразделения устраивали проходы в заграждениях противника и установкой своих заграждений, прежде всего минновзрывных, прикрывали фланги наступающих войск. Участвуя в контрударе под Ельней, инженерные части обеспечили форсирование войсками 19-й армии Западного фронта реки Вопь, на которой в ночь на 17 августа было построено и восстановлено десять мостов и оборудовано несколько бродов. При строительстве мостов через реку Вопь особо отличился 111-й отдельный моторизованный инженерный батальон, который под огнем противника построил мосты у деревень Бородулино и Падылище к установленному сроку и без потерь. За проявленные стойкость, мужество и хорошую организацию работ приказом войскам 19-й армии от 24 августа личному составу батальона объявлена благодарность.
             Контрудар войск 24-й армии кроме войсковых саперов обеспечивали три моторизованных инженерных батальона (56, 88 и 103-й) и один инженерный батальон (37-й). Сопровождая наступающие войска, инженерные части и подразделения прокладывали колонные пути, строили дороги и мосты, организовали переправу войск.
             За стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении четыре прославившиеся в боях дивизии Западного фронта - 100, 127, 153 и 161-я - 18 сентября 1941 г. приказом Народного комиссара обороны СССР первыми среди советских соединений были преобразованы в гвардейские. Стали гвардейскими и входившие в их состав саперные батальоны. В частности, 278-й отдельный саперный батальон 127-й стрелковой дивизии преобразован в 7-й гвардейский отдельный саперный батальон 2-й гвардейской стрелковой дивизии; 208-й отдельный саперный батальон 153-й стрелковой дивизии - в 10-й гвардейский отдельный саперный батальон 3-й гвардейской стрелковой дивизии; 154-й отдельный саперный батальон 161-й стрелковой дивизии - в 14-й гвардейский отдельный саперный батальон 4-й гвардейской стрелковой дивизии; 90-й отдельный саперный батальон 100-й стрелковой дивизии - в 20-й гвардейский отдельный саперный батальон 1-й гвардейской стрелковой дивизии.

    Успеху войск Западного фронта во многом способствовал патриотический подвиг трудящихся Смоленщины. Только в июле и августе на строительство укреплений ежедневно выходили свыше 50 тыс. колхозников, рабочих и служащих. Общая численность партизан Смоленщины достигла 19,5 тысячи человек. За время своей активной боевой деятельности они нанесли противнику значительный ущерб.
     
             Важной частью Смоленского сражения была Оборона Смоленска, освобожденного от немцев 25 сентября 1943 в ходе Смоленско-Рославльской операции.
     
    См. также:
     
     
     
     
    Категория: Города-герои | Добавил: Ермаков (14.12.2010)
    Просмотров: 1456 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz