СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УЧИЛИЩА
Воскресенье, 23.04.2017, 16:49
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Оглавление [2]
Об училище [25]
Учителя и Воспитатели [21]
Выпускники [453]
Воспоминания выпускников [12]
Фронты [1]
Города-герои [11]
Герои СССР [6]
Горячие точки [2]
Орденоносцы [7]
Памятники [1]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Города-герои

    Москва
    В 1147 году
    Юрий Долгорукий
    нaзывает село Кучково "Москва"
      
           
    Город-герой
    МОСКВА
    столица Российской Федерации

    Великая битва под Москвой
    (30.09.1941 - 20.04.1942)
    В битве под Москвой принимало участие в среднем 41 процент инженерных частей армейского и фронтового подчинения, входивших в состав действующей армии на всем советско-германском фронте, что характеризует степень массирования их на направлении главного удара. Однако средств инженерного вооружения в войсках к этому времени было недостаточно и поступали они в сравнительно ограниченных количествах.
    Задачи инженерных и строительных частей в оборонительный период
    1. Создание с участием населения Москвы и Московской области оборонительных рубежей.
    На Вяземской линии обороны выполнение работ производилось Управлением военно-полевого строительства (УВПС), специально для этого сформированным в составе Резервного фронта и другими привлеченными строительными организациями некоторых наркоматов. Начальником УВПС был назначен военинженер 1 ранга Д. М. Афанасьев. Из инженерных частей, необходимых для строительства оборонительных рубежей, в составе группы резервных армий имелся только один 538-й минно-саперный батальон, а в резерве Ставки их не было совершенно. В октябре были сформированы саперные армии.
    На Можайской линии для строительства оборонительных полос были сформированы семь армейских управлений оборонительного строительства из постоянного состава Военно-инженерной академии и призванных из запаса гражданских инженеров и техников. К руководству были привлечены опытные военные инженеры - Г. А. Булахов, П. К. Бузник, В. И. Железных, А. И. Пангксен, Т. И. Понимаш, М. И. Черных и другие. Непосредственными строителями оборонительных рубежей Можайской линии обороны были москвичи. Численность строителей здесь составляла 80-100 тыс. человек.
    В Московской зоне обороны руководство оборонительными работами было возложено на начальника инженерных войск зоны генерал-майора инженерных войск Е. В. Сысоева. Работы вели управления военно-полевого строительства, отошедшие с рубежей Вяземской и Можайской линий, силами рабочих батальонов и местного населения - рабочих фабрик и заводов Москвы и Подмосковья, служащих предприятий и учреждений, учащихся. Один из секторов обороны Москвы (пятый) возглавлял бывший тогда начальником Военно-инженерной академии генерал-лейтенант инженерных войск А. С. Гундоров. По решению Московского областного и городского Советов депутатов трудящихся на строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 тыс. жителей столицы, в том числе 50 тыс. студентов; 75 процентов мобилизованных составляли женщины.
    Важную роль в обороне Москвы сыграли оборонительные сооружения как на непосредственных подступах, так и в самом городе Туле.
    Кроме Вяземской, Можайской линий и Московской зоны обороны войска Западного, 24-й и 43-й армий Резервного и Брянского фронтов совершенствовали в инженерном отношении оборону на рубеже соприкосновения с противником. Силами этих войск были построены две полосы на глубину до 30-40 км от переднего края. Кроме войсковых инженерно-саперных частей и подразделений в решении этой задачи принимали участие инженерные части армейского и фронтового подчинения.
    Работы по инженерному оборудованию полос обороны проводились под непосредственным руководством начальников инженерных управлений фронтов: Западного - генерал-майора инженерных войск М. П. Воробьева, Брянского - полковника А. Я. Калягина и Резервного - генерал-майора инженерных войск П. М. Подосека.
    Первый
    вручен
    в 1947 году
     
    1967
    2. Создание заграждений всех видов, особенно минновзрывных и прежде всего противотанковых.
    Только на Вяземской линии обороны инженерные части Резервного фронта установили 81 169 противотанковых и противопехотных мин. Вместе с тем следует отметить, что плотность противотанкового минирования к началу битвы под Москвой, да и в ходе ее, была невелика (150-200 мин на 1 км фронта).
    Кроме минновзрывных, проволочных и других противопехотных заграждений были применены и электризуемые заграждения. Разработку и организацию всех работ по созданию подмосковного пояса электризуемых, а на отдельных направлениях и минновзрывных заграждений осуществляла группа специалистов ГВИУКА под руководством военных инженеров В. И. Железных и М. Ф. Иоффе. В группу специальных работ входили военные инженеры И. Н. Гуреев, М. И. Ершов, К. В. Зимницкий, Д. С. Кривозуб, М. С. Рошаль, Я. М. Рабинович, И. В. Тихомиров, В. К. Харченко, а также видные специалисты-инженеры системы Мосэнерго.
    Еще в августе развернулась подготовка водных заграждений. На Волге, в верхнем течении Днепра, на Протве, Гжати, Угре и других реках было построено тринадцать плотин. Работы выполнялись силами местного населения и организациями Главгидростроя под общим руководством группы специалистов - гидротехников из профессорско-преподавательского состава Военно-инженерной академии (генерал-майор инженерных войск И. П. Кусакин, военные инженеры - В. И. Дворяшин, А. И. Севко и др.).
    На канале Москва - Волга под руководством начальника инженерных войск 16-й армии полковник Ф. М. Савелова была затоплена пойма реки Сестра и все дороги, выходящие к Яхроме. Яхромского моста через канал сумел достигнуть лишь передовой отряд дивизии противника. Основные же силы ее оказались отрезанными от канала водой, хлынувшей из водохранилища. Наши войска уничтожили танки врага; мост в Яхроме взорвали подошедшие минеры из оперативно-инженерной группы заграждений генерала И. П. Галицкого.
    Большое взимание было уделено установке заграждений на дорогах, ведущих к Москве. С этой целью из слушателей Военно-инженерной академии и курсантов Московского военно-инженерного училища было сформировано 10 отрядов заграждений по 50 саперов в каждом. Руководство действиями было возложено на заместителя начальника Инженерного управления Московской зоны обороны полковника М. С. Овчинникова. Отряды заграждений подготовили к взрыву все важнейшие сооружения на основных дорогах, установили фугасы на перекрестках дорог и в дефиле, заминировали вероятные пути движения вражеских танков. Для этого было использовано свыше 23,5 тыс. противотанковых мин и большое количество взрывчатых веществ.
    В ходе оборонительных операций инженерные части Западного, Резервного и Брянского фронтов принимали активное участие в боевых действиях по срыву танковых атак противника. В этом важную роль сыграли огонь противотанковой артиллерии и минновзрывные заграждения, устанавливаемые саперами на направлениях движения танков противника.
     
    В первых числах ноября наступление противника на Москву, начатое 30 сентября, было остановлено почти на всех направлениях. В срыве первого наступления фашистских войск на Москву достойное место принадлежит и воинам инженерных войск.
    В середине ноября гитлеровские войска возобновили наступление на Москву. В процессе дальнейшего совершенствования обороны на московском направлении, и особенно во время паузы между первым и вторым наступлением гитлеровских войск, особое внимание было обращено на дальнейшее усиление противотанковой обороны.
    Из-за недостатка минновзрывных средств, все в более широком масштабе на подступах к Москве возводились противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, лесные и минированные завалы, противотанковые ежи и надолбы и т. п. Общая длина лесных завалов, возведенных под Москвой, составила 1500 пог. км, а фортификационных противотанковых заграждений - около 600 пог. км.
    Непрерывные контратаки наших войск, а также возведенные противотанковые заграждения, сплошные разрушения на дорогах и минные поля резко снизили темпы продвижения танков противника; в начале декабря наши войска остановили наступление немецко-фашистских армий, а затем перешли в решительное контрнаступление.
     
    Большую роль в срыве наступления противника и в изматывании его ударных группировок сыграли две оперативно-инженерные группы по устройству заграждений, созданные по решению Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 г. Одной из них командовал генерал-майор инженерных войск И. П. Галицкий и ее задачей являлось прикрытие заграждениями клинского направления, маневрирование средствами заграждения и разрушения в случае вынужденного отхода в полосе действий войск правого крыла Западного фронта. Группа действовала тремя отрядами по два батальона в каждом. По неполным данным, на минах, установленных этой группой, подорвалось 408 автомобилей и бронетранспортеров и 43 танка противника.
    Успешно действовала на стыке Западного и Юго-Западного фронтов вторая оперативная группа заграждений в составе 9 инженерных батальонов под командованием генерал-майора инженерных войск В. Ф. Зотова. Группа действовала в районах Каширы, Ряжска, Рязани и установила свыше 100 минных полей.
     
    В широких масштабах развернулась боевая деятельность войсковых, армейских и фронтовых инженерных частей и подразделений в оборонительных операциях под Москвой. Они строили оборонительные сооружения полевого и долговременного типа; выделяли из своего состава руководителей и инструкторов на оборонительные работы, к которым привлекались стрелковые войска и гражданское население; ремонтировали и прокладывали дороги, а при вынужденном отходе войск разрушали их. Инженерные части и подразделения активно вели борьбу с танками противника и обеспечивали борьбу с ними других войск. С этой целью они широко осуществляли маневр средствами заграждения, минировали местность, действовали в группах истребителей танков, проявляя при этом мастерство, стойкость, самоотверженность и мужество.
    316-я стрелковая дивизия 17 ноября была награждена орденом Красного Знамени, а на следующий день переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию. 597-й саперный батальон этой дивизии стал 2-м гвардейским саперным батальоном.
    Ожесточенные бои с превосходящими силами противника на истринском направлении под Москвой успешно вели части 78-й стрелковой дивизии, преобразованной в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В составе этой дивизии героически выполняли боевые задачи и саперы 89-го отдельного саперного батальона, преобразованного 26 ноября 1941 г. в 3-й гвардейский отдельный саперный батальон 9-й гвардейской стрелковой дивизии.
    В оборонительных боях под Москвой Красная Армия показала высокие образцы дисциплины, выдержки, невиданный массовый героизм. Десятки частей и соединений, в том числе и инженерных, тысячи бойцов и командиров всех родов войск и среди них саперы, понтонеры, военные строители и инженеры проявили исключительную стойкость в борьбе с врагами.
     
    К началу перехода в контрнаступление Западного и Калининского фронтов в составе инженерных войск армейского и фронтового подчинения было 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов, а всего 44 батальона. В составе войсковых саперных частей и подразделении к этому времени находились: в стрелковых полках и бригадах - саперные роты, в каждой стрелковой дивизии - саперный батальон. Кроме того, в составе Западного фронта была 1-я саперная армия, имевшая 10 бригад по 8 батальонов в каждой.
    Наиболее характерные задачи инженерных войск в этот период:
    - обеспечение прорыва обороны противника и продвижения наступающих войск в оперативной глубине;
    - отражение контратак и контрударов противника;
    - закрепление достигнутых рубежей;
    - разрушение коммуникаций в тылу противника;
    - выполнение маскировочных мероприятий;
    - участие в штурме сильных укреплений и опорных пунктов противника;
    - устройство и содержание путей подвоза и эвакуации и др.
    Для выполнения этих задач каждая общевойсковая армия имела в своем составе кроме войсковых саперных частей и подразделений один-два инженерных (саперных) батальона. Армии, действующие на направлении главного удара фронта, получали на усиление два-три инженерных (понтонных) батальона. Фронтовые и армейские инженерные части планировалось использовать и они использовались, как правило, массированно и на направлении главных ударов наступающих советских войск. Саперные бригады 1-й саперной армии использовались главным образом на дорожно-мостовых работах: семь бригад - на правом крыле Западного фронта и три бригады - на левом.
    Обеспечивая наступление войск правого крыла Западного фронта, войсковые, армейские и фронтовые саперы в декабре 1941 г. строили ледяные и мостовые переправы через канал Москва - Волга (саперы рот 71-й и 47-й стрелковых бригад, 244-й отдельный саперный батальон), участвовали в штурме огневых точек противника, делали проходы в его минновзрывных заграждениях, прикрывали минными полями фланги наступающих войск. Замечательные образцы мужества и находчивости показали саперы 2-го гвардейского отдельного саперного батальона 8-й гвардейской стрелковой дивизии и саперной роты 17-й стрелковой бригады 7-8 декабря 1941 г. при уничтожении опорного пункта противника в Крюково. В этом бою саперы не только обеспечили проходами в заграждениях противника атакующие части, но и сами активно участвовали в уничтожении отдельных огневых точек врага. Двигаясь по ходам сообщения, отрытым в снегу, они скрыто подползали к окопанным вражеским танкам и взрывали их зарядами ВВ.
    С началом отхода войска противника стали особенно широко применять минновзрывные заграждения и всякого рода разрушения. Поэтому в ряде случаев инженерным подразделениям приходилось идти впереди наступающих танков, разведывая и снимая мины противника (146-й отдельный саперный батальон 16-й армии в районе Подпорино, Хованское, Еремеево, что 10 км юго-западнее Крюково).
    На левом крыле Западного фронта при обеспечении ночного штурма города Михайлово 7 декабря 1941 г. саперы 607-го отдельного саперного батальона в течение нескольких часов сняли свыше 830 мин.
    В последующем, при развитии наступления, благодаря героическим усилиям 103-го отдельного инженерного батальона и 269-го отдельного саперного батальона войска 49-й армии без задержек переправились через реки Протва и Ока, в результате чего создались благоприятные условия для стремительного преследования и овладения с ходу крупным узлом дорог областным центром - городом Калуга.
    В ходе преследования противника и при бое за Калугу 20-30 декабря 1941 г. образцы выдержки и умения показали саперы 557-го саперного батальона. Обеспечивая преследование, они в течение трех дней проложили 140 км колонного пути, построили и восстановили шесть мостов. С захватом нашими войсками Калуги, создавая завалы и минируя дороги, 557-й саперный батальон содействовал срыву контратак противника, что лишило его возможности вывести из Калуга военное имущество. Противник вынужден был бросить в Калуге несколько железнодорожных эшелонов, в том числе два эшелона с танками.
    Инженерные войска Калининского фронта (начальник инженерных войск подполковник М. Н. Тимофеев) обеспечивали наступление соединений 31-й и 29-й армий.
    Ответственную и трудную задачу получил и решил 57-й отдельный понтонно-мостовой батальон - переправить на правый берег Волги под Калинином танки КВ. Замерзшая река не выдержала бы тяжелых машин. Сплошной лед делал невозможным наводку наплавного моста. Тогда понтонеры подорвали лед и в образовавшейся майне навели переправу.
    Характер задач, которые решали инженерные части и подразделения советских войск в ходе общего наступления, тот же, что и в период контрнаступления.
    В январе - марте 1942 г. инженерные войска Западного фронта, обеспечивая наступление общевойсковых армий, устроили 58 переправ по льду для пропуска танков и артиллерии, проложили 5387 км колонных путей, построили 118 низководных деревянных мостов для пропуска грузов до 60 т, обезвредили и сняли 21 644 мины противника. По мере продвижения вперед наши войска, в том числе и инженерные части, закрепляли занятые рубежи, проводя оборонительные работы и устраивая заграждения.
     
    В ходе обороны наших войск под Москвой и зимнего наступления Красной Армии с новой силой проявился массовый героизм советских воинов. Десятки тысяч бойцов и командиров, в том числе и воинов инженерных войск, награждены орденами и медалями. В боях отличались не только отдельные воины, но и целые соединения и части. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество многим соединениям и частям, в том числе 11 саперным батальонам и другим специальным инженерным частям, было присвоено почетное наименование гвардейских.
    Из саперных батальонов армейского подчинения первым звание гвардейского получил 184-й отдельный саперный батальон 7-й армии, преобразованный 30 апреля 1942 г. в 1-й гвардейский саперный батальон этой же армии. Батальоном командовал в то время капитан (в настоящее время полковник) П. А. Кошелев, а комиссаром батальона был политрук А. Г. Ястребов, впоследствии (22 февраля 1943 г.) получивший звание Героя Советского Союза.
    За образцовое выполнение заданий правительства по строительству укрепленных рубежей против фашистских захватчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1942 г. орденами и медалями Советского Союза награждены 926 человек. В том числе орденом Ленина - 9, Красного Знамени - 10, Трудового Красного Знамени - 76, Красной Звезды - 63 и "Знак почета" - 196 человек.
    Среди награжденных орденом Ленина - начальник инженерных войск Красной Армии генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, орденом Красного Знамени - командующий 5-й саперной армией бригинженер А. Н. Комаровский и другие.
    Опыт инженерного обеспечения боевых действий войск в обороне под Москвой показал дальнейшее возрастание роли инженерных заграждений, особенно минновзрывных. Последние стали приобретать оперативное значение. Практика создания и применения оперативных групп заграждения себя оправдала, и ее результаты были использованы и развиты в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны.
    В контрнаступлении под Москвой и в ходе общего наступления советских войск зимой 1941/42 г, довольно полно определился комплекс мероприятий инженерного обеспечения наступления и наметились основные тенденции боевого использования инженерных войск. Повысилась инженерная культура в войсках. Инженерные части и подразделения стали применяться более целеустремленно и в основном по своему прямому назначению.
    Обеспечивая подготовку войск к прорыву обороны противника, инженерные части и подразделения вели инженерную разведку, устраивали проходы в заграждениях, в исходных районах руководили фортификационным оборудованием позиций пехоты и танков.
    В ходе наступления саперы в составе штурмовых групп уничтожали отдельные мощные огневые точки противника, обеспечивали форсирование рек, подготавливали и поддерживали в проезжем состоянии дороги. Они наводили, строили, оборудовали и содержали переправы через реки Москва, Истра, Ока, Угра, Нара, Руза, Лама и др. Наибольшее распространение в зимних условиях получили ледовые переправы.
    Особенно большой объем работ был выполнен инженерными войсками при прокладывании и содержании путей. Частые метели с большим количеством осадков делали дороги труднопроходимыми, а иногда и совсем непроходимыми, особенно для автотранспорта. Только в полосе Западного фронта в среднем за месяц очищалось от снега свыше 4300 км дорог. На дорожных работах во время наступления советских войск использовалось свыше 50 процентов всего состава инженерных войск фронта.
    Опыт инженерного обеспечения битвы под Москвой, боевого применения инженерных войск в ней явился важным источником дальнейшего развития советского военно-инженерного искусства.
     
     
     
    Категория: Города-герои | Добавил: Ермаков (05.12.2010)
    Просмотров: 2098 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz