расположен в 378 км к юго-западу от
Москвы в верхнем течении Днепра |
|
|
|
Город награжден также орденом
|
Смоленское сражение
(10.07 - 10.09.1941)
комплекс оборонительных и наступательных операций в середине лета – начале осени 1941 года, направленных на недопущение прорыва противника на московском стратегическом направлении. Разгромить смоленскую группировку противника не удалось, однако в итоге напряженных боев советские войска сорвали наступление немецких танковых групп, помогли 20-й и 16-й армиям выйти из окружения за реку Днепр и вынудили группу армий "Центр" 30 июля перейти к обороне. Тогда же советское Верховное командование объединило все войска резерва и Можайской линии обороны (всего 39 дивизий) в Резервный фронт под командованием генерала армии Г. К. Жукова. Несмотря на значительные потери, понесенные в ходе Смоленского сражения, Советской армии удалось вынудить немецкие войска впервые в ходе Второй мировой войны перейти к обороне на главном направлении. Смоленское сражение стало важным этапом срыва германского плана молниеносной войны против Советского Союза. Советская армия выиграла время для подготовки обороны столицы СССР и последующих побед в сражениях под Москвой. |
|
Стойкость советских войск в обороне и их высокая активность при ответных ударах складывалась из сотен и тысяч подвигов отдельных бойцов, командиров и политработников, героических действий подразделений и целых частей. Достойный вклад в эти героические дела внесли и инженерные части и подразделения, весь личный состав инженерных войск, участвовавших в борьбе с фашистскими захватчиками.
На 10 июля 1941 г. в составе инженерных войск Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск П. М. Васильев), имевшего 6 общевойсковых армий, кроме войсковых инженерных частей и подразделений находилось: инженерных полков - 1, отдельных инженерных батальонов - 6, отдельных саперных батальонов - 4; всего примерно 13 расчетных батальонов. Дальнейшее изменение количества инженерных частей армейского и фронтового подчинения по фронтам, участвовавшим в Смоленском сражении, видно из следующих данных: на 1 августа их было 36, на 1 сентября - 43 и на 1 октября - 49 расчетных батальонов.
Такое количество инженерных частей на Западном фронте позволяло на каждую армию иметь в среднем по 2-3 батальона, что явно не могло обеспечить потребности объединений, действующих на главнейшем стратегическом направлении, в инженерных войсках, тем более что не все соединения имели свои штатные инженерные части и подразделения.
В этих условиях Ставкой Верховного Главнокомандования были приняты меры по быстрейшему формированию военно-строительных частей, которые включались в состав армий и фронтов и в значительной степени помогли выполнению задач инженерного обеспечения боевых действий наших войск.
Кроме того, для оказания помощи инженерным войскам, действовавшим на западном направлении, в конце июня в полосу Западного фронта были направлены из Главного военно-инженерного управления три отряда заграждения во главе с полковниками М. С. Овчинниковым и И. Г. Стариновым и военным инженером 2 ранга В. Н. Ястребовым. В составе каждого отряда заграждения имелось два-три саперных батальона. В задачу отрядов входило прикрытие отхода советских войск установкой минновзрывных заграждений на основных танкоопасных направлениях и производство подрывов важных объектов на путях отхода наших войск. Отряды действовали до середины июля и способствовали замедлению темпов наступления противника, а также нанесению ему потерь при подходе к рубежу рек Западная Двина и Днепр.
С этой же целью на усиление инженерных войск Западного фронта (начальник Инженерного управления с 17 июля 1941 г. генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев) Главное военно-инженерное управление в начале июля направило 6 инженерных батальонов, которые имели по 50-70 автомашин, минноподрывное имущество и предназначены были для устройства заграждений и производства подрывных работ.
Обеспечивая контрудары 7-го и 5-го механизированных корпусов, а также соединений 13-й армии в первой декаде июля, инженерные части и подразделения прокладывали пути, прикрывали заграждениями фланги и закрепляли инженерными средствами достигнутые рубежи. В качестве отряда заграждения 13-й армии активно действовал 275-й отдельный моторизованный инженерный батальон.
18 июля 1941 г. Военный совет Западного фронта издал директиву по обеспечению отхода войск. В ней предусматривались выделение в полосе каждой дивизии отрядов заграждений, постройка колонных путей для пропуска отходящих частей, минирование дорог, а также подготовка к разрушению искусственных сооружений на них. Указывалось, что время подрывания мостов на дорогах, кроме основных маршрутов, определяется приказом командиров дивизий, а в отдельных случаях командиров полков, выделенных на особые направления.
Выполняя эти указания, инженерные войска фронта подрывали при отходе мосты и минировали основные направления вероятного продвижения противника, устанавливали отдельные очаги мин на дорогах. На важнейших в оперативно-тактическом отношении объектах устанавливались мины замедленного действия и управляемые по радио фугасы.
В ходе Смоленского сражения инженерные войска решали задачи и по обеспечению наступления советских войск, в частности 21-й армии Западного фронта в период с 13 по 23 июля, контрудара войск Западного и Резервного фронтов в районе Ельни, нанесенного по войскам противника в конце августа - начале сентября 1941 г.
Обеспечивая наступление войск 21-й армии (начальник инженерного отдела генерал-майор инженерных войск Н. П. Баранов), инженерные части и подразделения армии на паромах из табельных и подручных средств переправили соединения 66-го стрелкового корпуса через Днепр, а после захвата и расширения плацдарма нашими войсками восстановили разрушенный мост в Рогачеве и содержали его. В ходе наступления инженерные подразделения устраивали проходы в заграждениях противника и установкой своих заграждений, прежде всего минновзрывных, прикрывали фланги наступающих войск. Участвуя в контрударе под Ельней, инженерные части обеспечили форсирование войсками 19-й армии Западного фронта реки Вопь, на которой в ночь на 17 августа было построено и восстановлено десять мостов и оборудовано несколько бродов. При строительстве мостов через реку Вопь особо отличился 111-й отдельный моторизованный инженерный батальон, который под огнем противника построил мосты у деревень Бородулино и Падылище к установленному сроку и без потерь. За проявленные стойкость, мужество и хорошую организацию работ приказом войскам 19-й армии от 24 августа личному составу батальона объявлена благодарность.
Контрудар войск 24-й армии кроме войсковых саперов обеспечивали три моторизованных инженерных батальона (56, 88 и 103-й) и один инженерный батальон (37-й). Сопровождая наступающие войска, инженерные части и подразделения прокладывали колонные пути, строили дороги и мосты, организовали переправу войск.
За стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении четыре прославившиеся в боях дивизии Западного фронта - 100, 127, 153 и 161-я - 18 сентября 1941 г. приказом Народного комиссара обороны СССР первыми среди советских соединений были преобразованы в гвардейские. Стали гвардейскими и входившие в их состав саперные батальоны. В частности, 278-й отдельный саперный батальон 127-й стрелковой дивизии преобразован в 7-й гвардейский отдельный саперный батальон 2-й гвардейской стрелковой дивизии; 208-й отдельный саперный батальон 153-й стрелковой дивизии - в 10-й гвардейский отдельный саперный батальон 3-й гвардейской стрелковой дивизии; 154-й отдельный саперный батальон 161-й стрелковой дивизии - в 14-й гвардейский отдельный саперный батальон 4-й гвардейской стрелковой дивизии; 90-й отдельный саперный батальон 100-й стрелковой дивизии - в 20-й гвардейский отдельный саперный батальон 1-й гвардейской стрелковой дивизии. |
|
Успеху войск Западного фронта во многом способствовал патриотический подвиг трудящихся Смоленщины. Только в июле и августе на строительство укреплений ежедневно выходили свыше 50 тыс. колхозников, рабочих и служащих. Общая численность партизан Смоленщины достигла 19,5 тысячи человек. За время своей активной боевой деятельности они нанесли противнику значительный ущерб.
См. также:
|